Классическая школа управления

Автор работы: Екатерина Кравцова, 03 Ноября 2010 в 17:54, реферат

Описание

Развитие науки «управления персоналом» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки.
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» -- сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу XIX -- началу XX века исчерпал себя.
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора, исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо, и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.
Ф. Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. В своей «Научной организации труда», впервые опубликованной в 1911 году, он систематизировал все имевшиеся в то время достижения в области организации производственного процесса (тогда это называлось научным управлением труда). Ф. Тейлором были прохронометрированы отдельные движения, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможностей исполнителя. Напротив, росли и сами возможности, прежде всего в результате рационализации самой работы и, в частности, введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.

Работа состоит из  1 файл

Классическая школа управления.docx

— 34.24 Кб (Скачать документ)

Рис. 3 Положения теории «Y» 
 

Как можно заметить, теория «X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется  существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным  выше параметрам. 

Теория «Y» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в  коллективе, учета соответствующей  мотивации исполнителей и их психологических  потребностей, обогащение содержания работы. 

В чистом виде теории «X» и «Y» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными. Полярные позиции и отвлеченность от реально  существующих систем управления определяют их неустойчивое положение в прикладной науке. Однако на созданной Мэйо -- Мак-Грегором -- Барнардом основе возникают теории, имеющие большую практическую направленность. 

Вначале были попытки  усовершенствовать теории «X» и  «Y». Был предложен так называемый «laisser-faire» -- стиль анархического  типа. В теории «X» ответственность  и контроль находятся на верхнем  уровне управления, в теории «Y» -- они  делегированы вниз. Теория «laisser-faire»  предусматривает спонтанное распределение  ответственности по уровням управления, при этом считается, что ответственность  сама распределится наиболее целесообразным, с точки зрения управления, образом. 

Кроме того, система  со спонтанным распределением ответственности  должна быть в большей степени  адаптирована к возможным изменениям внешней среды. 

На этом фоне Уильям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившее название теории «Z»  и теории «А», чему в немалой степени  способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках. 

У. Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии теории «А» в ущерб человеческому  фактору (это было присуще прежде всего США, где в начале 60-х  годов ни одного цента не было ассигновано  правительством на совершенствование  подхода к управлению). 

Поэтому, корректируя  такую тогда повсеместно распространенную практику, теория «Z» базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (в положительном смысле -- как  внимание к человеку) и групповом  методе принятия решения, что дает еще  и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение. 
 
 

Сравнивая предложенные и рекомендованные У. Оучи теории «Z» и «А», можно видеть, что  управление развилось большей частью в сторону идей, заложенных в теории «Y», т.е. демократического стиля управления. 

Таким образом, вобрав в себя все лучшее, в конце XX века с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеческими  ресурсами, где люди представляют главный  ресурс и социальную ценность организации.

Информация о работе Классическая школа управления