Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:11, курсовая работа
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию. 2
Московский Государственный Университет Сервиса
Курсовая работа
по предмету:
«Основы менеджмента»
на тему:
«Классификация
и функции систем
управления»
Работу выполнил:
студент гр. 2с - 2
Горбачев Е. В.
Работу проверила:
Цветкова
Н. Л.
Королев 2003
Введение.
Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных организаций.
В
основе возникновения менеджмента
лежит отделение капитала-
Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым
условием этих изменений является постоянное
совершенствование управления в
социальных системах на основе всестороннего
использования достижений науки, техники
и передового опыта. Большое внимание
уделяется теоретическим и практическим
проблемам менеджмента, его становлению
и развитию. 2
Типы
систем управления.
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практики управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать, как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».3
В
этой связи большое значение имеет
изучение не только общих принципов,
закономерностей и методов
В настоящее время можно выделить три основные модели (системы) менеджмента:
Американская
модель (система).
Система
управления в американских фирмах жестко
организована. Это машинно-конвейерная,
электронно-формализованная
Большинство американских фирм носит на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях их развития. Это в первую очередь определяет характер взаимоотношений между внутрифирменными подразделениями.
Ранним американским фирмам была присуща трестовская организация, поэтому и сейчас в таких известных компаниях, как «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд моторс», предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители таких предприятий полностью находятся в зависимости от руководителей производственных отделений.4
В функции производственного отделения входят распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за выполнение таких общих функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.
Американский менеджмент в 80-е гг. претерпел изменения, которые вызвали структурную перестройку и перераспределение полномочий при принятии управленческих решений.
Имеет свои особенности и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Однако зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской кампании.
В
общем, суть американской модели менеджмента
заключается в изначальном
При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.
В американской модели менеджмента представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск кандидатов на конкретную должность, иными словами людей приспосабливают к системе.6
Сравнительные характеристики американской и японской модели (систем) менеджмента приведены в Приложении 1.
Японская
модель (система).
В
последнее время стремительно повышается
конкурентоспособность японской экономики.
Несомненно, положительную роль в
этом оказал японский менеджмент. Система
японского менеджмента
Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые применение передовой техники и психологических методов, разработанных в Европе и Америке.
Японский менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Они учитывают и используют десятки специфических, неповторимых элементов.7
Выделяют ряд отличительных элементов японского менеджмента:
В
японском менеджменте, например, не человека
подбирают под должность, а наоборот,
тщательно изучив с помощью психологических
тестов человека, определяют, какие
обязанности ему можно
Чтобы повысить статус и заработную плату руководителей, должностное положение которых не менялось уже несколько лет, хотя опыт и знания с годами растут, вводится система рангов и званий, позволяющих работнику расти по горизонтали.
Заслуживает внимание подход к планированию в японских фирмах, где преобладает ориентация на долгосрочное планирование.
Японские фирмы ставят своей
основной целью долговременное
увеличение объемов
В отличии от американского менеджмента, ориентирующего на индивидуума, японский менеджмент имеет дело с группой, члены которой принимают коллективные, согласованные решения и несут равную ответственность за их реализацию. Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценятся в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией внутрифирменных профсоюзов, кружков качества, неформальным общением и контролем. Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом.9
Суть
японской модели менеджмента и организации
деятельности сформулирована американским
ученым японского происхождения
У. Оучи в его так называемой «теории».10
Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.
Сравнительные
характеристики японской и американской
модели (систем) менеджмента приведены
в Приложении 1.
Маркетинговая
модель (новая философия
управления).
Суть маркетинговой модели – новой «философии» управления определяется следующими моментами11:
Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
Информация о работе Классификация и функции систем управления