Классификация и функции систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.

Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию. 2

Работа состоит из  1 файл

Осн.Мен.курс.чистовик Е.Г..doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный  Университет Сервиса

Факультет Менеджмента
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  предмету:

«Основы менеджмента»

на  тему:

«Классификация  и функции систем управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Работу  выполнил:

                    студент гр. 2с - 2

                    Горбачев  Е. В.          

                    Работу  проверила:

                    Цветкова  Н. Л. 
                     
                     

Королев 2003

Введение. 

Как самостоятельный  вид деятельности менеджмент начал  формироваться во второй половине XIX века. Менеджмент непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. Существует, однако, мнение что менеджмент необходим и для государственных организаций.

      В основе возникновения менеджмента  лежит отделение капитала-собственности  от капитала-функций.

      Появление самостоятельного менеджмента связано  со следующими условиями:

    • Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;
    • Возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;
    • Развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики,  которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;
    • Появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника и предпринимателя;
    • Рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределением прибыли между акционерами и др.1

      Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.

      Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в  социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию. 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Типы  систем управления. 

      Эволюция  теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практики управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением  общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать, как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».3

      В этой связи  большое значение имеет  изучение не только общих принципов, закономерностей и методов менеджмента, но и особенностей их применения в  различных странах. Следует отметить, что каждая страна имеет свои  особенности в бизнесе и менеджменте.

      В настоящее время можно выделить три основные  модели (системы) менеджмента:

    • Американская модель.
    • Японская модель.
    • Маркетинговая модель.
 
 
 
 
 
 
 

Американская  модель (система). 

      Система управления в американских фирмах жестко организована. Это машинно-конвейерная, электронно-формализованная система  управления, пригодная для любой  капиталистической фирмы.

        Большинство американских фирм  носит на себе отпечаток того  типа предприятий, который сложился на ранних ступенях их развития. Это в первую очередь определяет характер взаимоотношений между внутрифирменными подразделениями.

      Ранним  американским фирмам была присуща трестовская  организация, поэтому и сейчас в  таких известных компаниях, как «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд моторс», предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители таких предприятий полностью находятся в зависимости от руководителей производственных отделений.4

      В функции производственного отделения входят  распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за выполнение таких общих функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.

  Американский менеджмент в 80-е гг. претерпел изменения, которые вызвали структурную перестройку и перераспределение полномочий при принятии управленческих решений.

      Имеет свои особенности  и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Однако зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской кампании.

      В общем, суть американской модели менеджмента  заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации  производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности  использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система».5

      При таком подходе цели и задачи считаются  заданными и стабильными в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

      В американской модели менеджмента представления  о функциях, задачах и должностных  обязанностях, правах и взаимодействиях  предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск кандидатов на конкретную должность, иными словами людей приспосабливают к системе.6

      Сравнительные характеристики американской и японской модели (систем) менеджмента приведены  в Приложении 1.

  
 
 
 
 
 

Японская  модель (система). 

      В последнее время стремительно повышается конкурентоспособность японской экономики. Несомненно, положительную роль в  этом оказал японский менеджмент. Система  японского менеджмента оказалась  более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система.

      Максимальная  ориентация на технологические и  технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые применение передовой техники  и психологических методов, разработанных в Европе и Америке.

      Японский  менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Они учитывают  и используют десятки специфических,  неповторимых элементов.7

      Выделяют  ряд отличительных элементов японского менеджмента:

    • Система пожизненного найма и продвижение по служебной лестнице в зависимости от выслуги лет;
    • Организация групповой работы;
    • Оплата труда с учетом выслуги лет и вклада в рационализацию и качество процесса;
    • Система непрерывного обучения преимущественно на производстве.8

      В японском менеджменте, например, не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив с помощью психологических  тестов человека, определяют, какие  обязанности ему можно поручить. 

      Чтобы повысить статус и заработную плату руководителей, должностное положение которых не менялось уже несколько лет, хотя опыт и знания с годами растут, вводится система рангов и званий, позволяющих работнику расти по горизонтали.

      Заслуживает внимание подход к планированию в японских фирмах, где преобладает ориентация на долгосрочное планирование.

        Японские фирмы ставят своей  основной целью долговременное  увеличение объемов производства  товаров, рост доли принадлежавшего  им рынка и удельного веса  новых изделий. С этим хорошо корреспондируется состав японских менеджеров, имеющих, как правило, инженерное образование. Американские менеджеры, наоборот, стремятся получить немедленную прибыль, что вполне соответствует их экономическому или юридическому образованию.

      В отличии от американского менеджмента, ориентирующего на индивидуума, японский менеджмент имеет дело с группой, члены которой принимают коллективные, согласованные решения и несут равную ответственность за их реализацию. Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценятся в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией внутрифирменных профсоюзов, кружков качества, неформальным общением и контролем. Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом.9

      Суть  японской модели менеджмента и организации  деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения  У. Оучи в его так называемой «теории».10  

      Японская  модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

      Сравнительные характеристики японской и американской модели (систем) менеджмента приведены  в Приложении 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Маркетинговая модель (новая философия  управления). 

      Суть  маркетинговой модели – новой «философии» управления определяется следующими моментами11:

    • ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
    • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;
    • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

      Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Информация о работе Классификация и функции систем управления