Классификация и функции систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.

Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию. 2

Работа состоит из  1 файл

Осн.Мен.курс.чистовик Е.Г..doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

      Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием  ее стратегии на основе прогнозов  будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

      Новая концепция управления требует новых  установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным  переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т.п.).

      Сравнительная характеристика трех основных моделей (систем) менеджмента: американской, японской и маркетинговой (по Оучи) представлена в Приложении 2.

      Специалисты справедливо считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели:

    • размер фирмы;
    • характер продукции;
    • характер среды, в которой она действует.

      С точки зрения последнего фактора  выделяют следующие модели управления:

    • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
    • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
    • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;
    • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

      Фирмы находятся в процессе постоянного  поиска своей модели управления. Это  непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и ее среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции – переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

      Современная система управления должна быть простой  и гибкой. Ее главным критерием  является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:

    • небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;
    • небольшое число уровней управления;
    • структура, основанная на группах (командах) специалистов;
    • характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

      Функции систем управления.

 

      Когда говорится о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеется в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

      Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем  организует ресурсы, которые потребуются  для выполнения плана. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.12

      В настоящее время  в определение  функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость.

      Можно сформулировать некоторые исходные позиции. В функциях проявляется  сущность, содержание управления. Отсюда функция управления есть функция  процесса управления.

      Функция – это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого.

      Управление  – совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых  иерархических ступенях, при любых особенностях производства.13

      Дать  исчерпывающий перечень функций  управления очень трудно. Несмотря на многообразие их можно разделить  на общие и конкретные.

      К общим функциям относятся: прогнозирование  и планирования; мотивация; координация и регулирование; организация; контроль; учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда.14

      К конкретным функциям относятся: производственные функции (технические, технологические, организация труда и т.п.); управление НТП; экономические функции; политические функции.

      Вся огромная совокупность управленческих действий может быть сведена к  ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления:

    • Принятие управленческого решения;
    • Реализация решения;
    • Контроль.

      Каждая  из функций может быть подвергнута  дальнейшей дифференциации. В табл. 1 предлагается один из возможных вариантов.15

Табл. 1

Функции управления Составляющие  функций управления
Принятие  управленческого решения Прогнозирование
Планирование
Реализация  решения Организация
Координация и регулирование
Активизация и стимулирование
Контроль Учет
Анализ
 

      Остановимся на характеристике общих функций  управления. 
 
 
 

Прогнозирование и планирование. 

      Экономическое прогнозирование – это предвидение  хода экономического развития на предстоящий  период для конкретной организации.

      Планирование  – это разработка плана, определяющего  то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.16

      Прогнозирование и планирование определяют перспективу  развития и будущее системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и т.п. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

      В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке  и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных  решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
    • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

      Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип  планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

      Существует  три основных типа планирования.

      Стратегическое  планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

      Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

      Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

      Все три типа планирования составляют общую  систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

      Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.

  1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
  3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. 17

      Планирование  помогает организации лучше управлять  в условиях неопределенности, более  эффективно реагировать на изменение  внешней среды. 
 
 
 
 
 
 
 

Организация. 

      Реализация  планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента.

      Под организацией понимается процесс:

    • Определение рациональных форм разделения труда;
    • Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
    • Разработки структуры органов управления;
    • Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
    • Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
    • Подбора и расстановки кадров.

      Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс  создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

      Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители –  независимо от ранга. Однако, хотя смысл  этой концепции состоит в делегировании  прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям  и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Информация о работе Классификация и функции систем управления