Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие современных технологий и социально-экономических отношений находят все больше отражение в изменении концепций структуры работы в организациях. В последние десятилетия в производственной и организационной сфере возрастает потребность в кооперации и технологические процессы требуют интеграции, а обмен информации приобретает глобальный характер.
Введение 3
1 Формирование эффективной команды в управлении современной организацией…………………………………………………………………..….
5
1.1 Управленческие команды и их формирование……………………….….. 5
1.2 Командная работа в управлении организацией ……………….………… 8
1.3 Управленческие принципы и организационные потребности в эффективной управленческой команде………………………………....
11
1.4 Составляющие эффективности функционирования управленческой команды………………………………………………………….……….. 14
2 Особенности применения управленческой команды на примере ОАО «Белорусский металлургический завод»…….…………………………….
18
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Белорусский металлургический завод»………………………………………………..
18
2.2 Организационная структура управления ОАО «Белорусский металлургический завод» и ее эффективность………………………...
21
2.3 Командная работа ОАО «Белорусский металлургический завод»….………………………………………..……….………………..
23
3 Предложения и рекомендации по повышению эффективности управленческих команд на ОАО «Белорусский металлургический завод».……………..……………………………………………………….…
29
Заключение ……………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………….………….. 34
Приложение А – Анализ выполнения целевых показателей ОАО «Белорусский металлургический завод»...…….……….
36
Приложение Б – Организационная структура ОАО «Белорусский металлургический завод»…………...…………………...
37
Присущим только металлургическому заводу этапом адаптации молодых специалистов на производстве является их активное участие в подготовке и проведении ежегодных международных научно-практических конференций молодых металлургов.
На ОАО «БМЗ» понимают: профессиональные управленцы – это элита, оценивать которую нужно наравне с представителями искусства. Они могут найти нестандартные решения, которые чаще всего оказываются эффективнее шаблонных подходов. Таких руководителей готовят на самом заводе . Учебный центр оснащен новейшими средствами обучения. Всё продумано так, чтобы занятия проходили с максимальной эффективностью. Усвоение материала облегчает и наличие современных учебных пособий, разработанных преподавателями и мастерами учебного центра на основе внедренных на предприятии технологий и оборудования. В процессе обучения используются как традиционные формы, так и современные технологии передачи знаний (модульное обучение, тренинги, анализ производственных ситуаций и т.д [16, c. 117-118].
В сфере обучения персонала ОАО «БМЗ» выстраивает долгосрочные отношения с рядом ведущих учреждений образования, которые хорошо зарекомендовали себя в предоставлении образовательных услуг: УО «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ», ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Северо-Западный учебный центр», Центр обучения МИСиС, Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы». Стремясь обеспечить свой вклад в развитие сообщества, ОАО «БМЗ» оказывает помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по рабочим профессиям для предприятий города, региона, страны. Формирование репутации самого привлекательного работодателя в регионе является необходимым условием для привлечения на предприятие творчески активного и технически грамотного персонала. Оказывая содействие подрастающему поколению в получении современного образования, завод создает собственный перспективный кадровый резерв. На эти цели направляются немалые средства.
В качестве шефской и благотворительной помощи завод вкладывает средства в укрепление материально-технической базы детских садов, школ, детских творческих центров, детских домов, школы-интерната. Материальная поддержка оказывается при проведении ремонтов, закупке оборудования, приобретении современных учебных пособий, компьютерной техники, спортивного инвентаря ОАО «БМЗ» полностью финансирует деятельность Государственного учреждения образования «Жлобинский металлургический техникум», в котором проводится подготовка технологов для основных производственных подразделений завода. Все выпускники техникума работают на заводе.
ОАО «БМЗ» ведет работу по повышению образовательного уровня кадрового потенциала. 255 работников обучаются по заочной форме в высших учебных заведениях на договорной основе по направлению завода, около четырехсот работников получают высшее образование самостоятельно.
Долгосрочное
сотрудничество с ВУЗами – один
из важнейших целевых факторов системы
развития персонала. Оно выгодно
как для учреждений образования,
так и для нашего предприятия.
Завод предоставляет
На период практики студенты (учащиеся) закрепляются за опытными рабочими и специалистами. Детальное знакомство с производством проходит на рабочем месте, студент имеет возможность почувствовать себя частью трудового коллектива, попробовать свои силы и перенять опыт наставников, тем самым ОАО «БМЗ» открыто показывает своим потенциальным сотрудникам возможность приобретения интересной работы и личной самореализации. Большая часть работников имеет среднетехническое и среднее образование, но и среднее специальное и высшее образование имеют также большое количество работников (таблица 4).
Таблица 4 – Образование сотрудников ОАО «БМЗ»
Наименование категории |
2010 |
2011 | ||
чел |
% |
чел |
% | |
Высшее образование |
3045 |
24,2 |
3132 |
25,1 |
Среднее специальное |
3156 |
26,1 |
3243 |
26,0 |
Среднетехническое, среднее |
5931 |
49,7 |
6088 |
48,9 |
Кандидаты наук |
9 |
8 | ||
Аспиранты |
6 |
6 | ||
Магистры |
15 |
18 (в т.ч. 8 обучаются) |
Здесь считают, что не надо бояться доверять молодым руководителям. Прошедшая хорошую квалифицированную подготовку молодежь должна занимать ключевые посты на предприятии: в 25-30 лет – руководить цехами, в 30-35 – занимать должности заместителя генерального директора.
Предприятие должно всегда заботиться о своих работниках, обеспечивать достойную зарплату, а также социальную защиту их семей. Поэтому ОАО «БМЗ» финансировал строительство в Жлобине спортивно-оздоровительного комплекса, включающего в себя Ледовый дворец, 50-метровый плавательный бассейн, аквапарк и другие спортивные объекты.
Большое внимание уделяют реализации социальной политики, ежегодно социологической службой завода проводится ряд исследований, в т.ч. и комплексные исследования социально-психологического климата в коллективах структурных подразделений. Это позволяет выявить социальное самочувствие работников, уровень удовлетворенности условиями труда и быта на производстве. Результаты опросов учитываются при разработке проектов и мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников, принятии управленческих решений, затрагивающих интересы как отдельных сотрудников, так и предприятия в целом. В 2010 году разработаны Программа мероприятий по мотивации персонала, Программа мероприятий по поддержанию высокого уровня социально-психологического климата в трудовых коллективах, Программа «Здоровье-2010» и ряд других нормативных актов.
Аксиома: успехи любого предприятия напрямую зависят от компетентности его руководителя. 15 октября 2009 года ОАО «БМЗ» отметило 25-летний юбилей. А накануне коллективу был представлен новый генеральный директор. Впрочем, Анатолий Николаевич Савенок – человек на предприятии известный. В 1989 году после окончания вуза он начал свой трудовой путь на ОАО «БМЗ» травильщиком-гальваником сталепроволочного цеха № 2. Затем работал мастером, старшим мастером, заместителем начальника цеха по производству, начальником цеха, заместителем генерального директора по метизному производству, т.е. гендиректор изучил родное предприятие, как говорится, вдоль и поперек, что, конечно, очень помогает ему в работе.
Показатели
экономической эффективности и
сроков окупаемости проектов, создаваемые
ими социальные и
Еще одна форма кадровой работы на ОАО «БМЗ», не применяемая нигде в республике, – полуторогодовая стажировка с отрывом от основной работы десяти молодых сотрудников, отобранных на конкурсной основе и затем работающих по 2-3 месяца поочередно в важнейших службах и цехах завода. Будущие управленцы детально знакомятся с задачами, функциями и возможностями подразделений, общаются с их руководством и персоналом, изучают систему взаимоотношений, структуру управления, финансовое планирование. В этой своеобразной школе резерва прошло уже несколько выпусков молодых менеджеров. Все они эффективно работают в настоящее время на различных руководящих должностях.
Хорошей школой повышения творческой активности персонала, особенно молодежи, являются конкурсы профессионального мастерства. Они позволяют достигнуть конкретной цели – стать лучшими в профессии и, кроме материальных благ, получить признание в родном коллективе. Эта форма кадровой работы, появившаяся еще в 80-е годы прошлого столетия, была возрождена в республике несколько лет назад и широко применяется сейчас как на уровне предприятий, так и отраслей, регионов. Обычно рабочие соревнуются по профессиям станочников, сварщиков, слесарей и др. Им необходимо сдать теоретический экзамен и выполнить практические задания. Конкурсы среди технологов, конструкторов, мастеров производственных участков и по другим инженерным специальностям проводятся пока на отдельных предприятиях (например, РУП «Минский тракторный завод» и ОАО «МПОВТ»). В столице республики уже стало традицией ежегодное проведение городского конкурса профессионального мастерства «Минский мастер»[17, с. 61-69].
Таким образом, управленческая команда ОАО «БМЗ» выступает своеобразным системообразующим элементом, который аккумулирует потребности всех членов организации; объединяет и выделяет общие потребности организации; формирует цели, достижение которых позволяет удовлетворить данные потребности; разрабатывает механизмы их достижения и организует деятельность всех членов организации.
Целесообразность создания управленческой команды должна проявиться в получении от взаимодействия составляющих ее личностей новых синергетических качеств. Такими качествами, например, являются возможность принимать более эффективные решения, добиваться снижения риска, создавать новые технологии управления, что не под силу сделать одному специалисту, даже талантливому. По мнению автора, создание управленческой команды приводит к устойчивому развитию организации не за счет снятия состояния нестабильности, а за счет нахождения эффективных путей развития на основе выбора из многочисленных точек зрения в условиях мягких структурных построений внутри команды.
3 Предложения и рекомендации по повышению эффективности управленческих команд на ОАО «Белорусский металлургический завод»
Предложения по повышению эффективности управленческих команд можно свести к следующим направлениям деятельности ОАО «БМЗ»: