Коммуникации и эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Предметом анализа в данном случае выступают особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях. Область коммуникации, таким образом, тесно связана с теорией и практикой менеджмента, организационными системами и структурами, а также психологией управления. Все это «работает» на теорию коммуникации, обогащая ее понятийным, парадигмальным аппаратом, концепциями и методами исследований, о чем свидетельствует литература - источники, привлеченные для составления данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Коммуникации и эффективность управления………………………...5
1.1. Коммуникации: понятие, виды……………………………..............5
1.2. Эффективность управления………………………………...............7
2. Функционирование коммуникационной структуры………………....9
3. Классификация управленческих решений по уровням иерархии менеджмента…………………………………………………………………......11
4. Иерархия управления………………………………………………......14
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

менеджемент (2).doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Коммуникации и эффективность управления………………………...5
    1. Коммуникации: понятие, виды……………………………..............5
    2. Эффективность управления………………………………...............7
  2. Функционирование коммуникационной структуры………………....9

     3. Классификация управленческих решений по уровням иерархии менеджмента…………………………………………………………………......11

     4. Иерархия управления………………………………………………......14

     Заключение………………………………………………………………..17

     Список  литературы……………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Коммуникация - как форма общения двух и более  субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Поскольку общение  подразумевает обмен информацией  между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе.

     Предметом анализа в данном случае выступают  особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях. Область  коммуникации, таким образом, тесно  связана с теорией и практикой менеджмента, организационными системами и структурами, а также психологией управления. Все это «работает» на теорию коммуникации, обогащая ее понятийным, парадигмальным аппаратом, концепциями и методами исследований, о чем свидетельствует литература - источники, привлеченные для составления данной работы.

     Область изучения коммуникаций выходит в  первую очередь на представление о типологии организаций, так как тип организации несомненно сказывается на сущности и особенностях коммуникационного процесса. [8]

     По  общему признанию, коммуникации имеют  огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в  коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

     Роль  коммуникаций очевидна как на малых  фирмах, так и в мощных компаниях  и корпорациях. От эффективности  коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, а также людей, работающих на данном предприятии.

     Коммуникации  оказывают огромное влияние на эффективность  управления организаций и на ее функционирование в целом. Ведь если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

     Эффективная коммуникация очень важна для  успеха в управлении. Во-первых, решение  многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

     Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся  неопределенностью и двусмысленностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Коммуникации и  эффективное управление 

     1.1.Сущность  коммуникаций 

     В менеджементе коммуникация рассматривается, прежде всего, как предпосылка принятия решений и как способ существования  и функционирования социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Она рассматривается как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников (социальных групп), как элемент процессов передачи информации, системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие ее содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации. [1]

     Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

     Цели  коммуникаций:

     ·Обеспечение  эффективного обмена информацией между  субъектами и объектами управления.

     ·Совершенствование  межличностных отношений в процессе обмена информацией.

     ·Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

     ·Регулирование  и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды:

     – межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

     – коммуникации на основе письменного обмена информацией.

     Межличностные коммуникации в свою очередь делятся  на:

      формальные или официальные. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

     – неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

     Типичная  информация, передаваемая по каналам  неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

     Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

     – вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

     – горизонтальны  между различными  подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

     Вертикальные  коммуникации в свою очередь подразделяются на:

     – восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

      нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. 

     Межличностные коммуникации делят также на:

     – вербальные (словесные);

     – невербальные, призванные осуществить      обмен      информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

     Вербальные  и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны. 

     1.2. Эффективность управления 

     Эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

     1) результат управления не всегда  заключается в прибыли;

     2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

     3) результат управления может быть  не только экономическим, но  и социальным, социально-экономическим;

     4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

     Принципиальное  значение для оценки эффективности  системы управления имеет выбор  базы для сравнения или определения  уровня эффективности, который принимается  за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применятся также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

     Если  управленческая деятельность полностью  или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причём обеспечивает его достижения на основе оптимального использования  имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. В первом случае речь идёт о внешней эффективности, во втором - о внутренней.

     Внешняя эффективность иначе называется выгодностью, а внутренняя - экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат. Чем результат в большей степени превышает затраты, тем экономичнее деятельность.

     Однако  часто главным бывает не то, во сколько  раз результат больше затрат, а  является ли он более ценным.

     Эффективность управления бывает тактической и  стратегической, причём они противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение сиюминутных выгод не оставляет ресурсов для развития её в будущем.

     Об  эффективности управления можно  также говорить, как о потенциальной  или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами. Поскольку в управлении применяются разные методы, правомерно оценивать также и их эффективность.

     Для достижения необходимой эффективности управленческой деятельности следует заблаговременно создать для нее необходимые условия в виде предпочтительных позиций в тех или иных областях, предотвращения влияния, как в настоящее время, так и в будущем неблагоприятных обстоятельств, особенно тех, последствия которых могут быть необратимыми.

     Само  осуществление деятельности должно быть своевременным, что требует  выбора наиболее удачного момента для  ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, предотвращения неоправданных перерывов и потерь времени.

     Важность  учета этих обстоятельств в условиях усложнения хозяйственных процессов  трудно переоценить.[5]

    2.Функционирование коммуникационной структуры 

     Процессы  коммуникации, в которых участвуют  работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.

     Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления. [3]

Информация о работе Коммуникации и эффективность управления