Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:34, курсовая работа
Предметом анализа в данном случае выступают особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях. Область коммуникации, таким образом, тесно связана с теорией и практикой менеджмента, организационными системами и структурами, а также психологией управления. Все это «работает» на теорию коммуникации, обогащая ее понятийным, парадигмальным аппаратом, концепциями и методами исследований, о чем свидетельствует литература - источники, привлеченные для составления данной работы.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Коммуникации и эффективность управления………………………...5
1.1. Коммуникации: понятие, виды……………………………..............5
1.2. Эффективность управления………………………………...............7
2. Функционирование коммуникационной структуры………………....9
3. Классификация управленческих решений по уровням иерархии менеджмента…………………………………………………………………......11
4. Иерархия управления………………………………………………......14
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
-
руководители тратят большую
часть времени на коммуникации.
Согласно данным многих
- коммуникации необходимы для эффективности управления;
-
коммуникации необходимы для
утверждения авторитета и
-
хорошо налаженные
Принято
различать четыре основные функции
коммуникативности в группе или
организации в целом: контроль, мотивация,
эмоциональное выражение и
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений.
Коммуникацию
можно определить как использование слов,
букв, символов или аналогичных средств
для получения информации об объекте или
событии. Это широкое понятие, включающее
ряд уточненных терминов: семантика коммуникаций
относится к значению слов и символов;
синтаксис коммуникаций указывает на
взаимосвязи между используемыми символами;
прагматика коммуникаций связана с их
результативностью и эффективностью при
достижении определенных целей.[4]
3.
Классификация управленческих
решений по уровням
иерархии менеджмента
В организации принятие управленческих решений осуществляется на различных уровнях. Связано это, прежде всего, с тем, что в каждой организации существует иерархия менеджеров.
Существует несколько подходов в управлении:
1.
процессный подход: управление рассматривается
как процесс, например
2. системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели;
3.
ситуационный подход: анализируются
результаты деятельности
Существует
внутренняя среда организации, внешняя
среда организации и
1. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти.
2. Внешняя среда - это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:
- по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
- по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
-
коммуникации между
- коммуникации типа: руководитель - рабочая группа;
-
коммуникации между
- неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
- невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Так же, менеджеры по уровням иерархии подразделяются на руководителей высшего, среднего и низшего уровней. Соответственно выделяют управленческие решения менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев. [6]
Управлением бизнесом занимается относительно небольшая группа индивидов, несущих ответственность за общее управление и деятельность организации. Высшие менеджеры определяют политику и несут ответственность за управление отношениями с представителями и институтами внешнего мира, такими как акционеры, средства массовой информации, органы государственной власти. Они должны иметь полную информацию о состоянии дел в организации, в то же время направляя основные усилия на определение перспектив ее развития или взаимодействие с внешними агентами. Выполнение прямых операций такими менеджерами занимает минимум времени (впрочем, в небольших компаниях руководители непосредственно вовлечены в рабочий процесс).
Менеджеры, исполняющие обязанности по управлению менеджерами, обычно считаются руководителями среднего звена (весьма многочисленная группа). Их основная функция - направление деятельности управленцев низшего звена в русло политики компании. Они проверяют достижение подчиненными поставленных целей, постоянно держат руку на пульсе событий и, в зависимости от ситуации, обеспечивают своим сотрудникам поддержку или оказывают на них давление. Менеджеры менеджеров ответственны за формирование и бесперебойную связь коммуникационных линий, обеспечивающих беспрепятственную циркуляцию информации в организации. Именно они доводят до управленцев низшего звена ожидания руководства, а до менеджмента высшего звена информацию о реальном положении дел в компании. Кроме того, значительную часть рабочего времени руководителей среднего звена занимает взаимодействие с вышестоящими управленцами и коллегами, находящимися на том же уровне иерархии. Некоторые менеджеры очень тесно и часто общаются с управленцами из других организаций, от которых они некоторым образом зависят. [7]
Менеджеров, выполняющих функции по управлению персоналом и прямые операции, иногда называют управленцами первого уровня или низшего звена; они несут ответственность за исполнение подчиненными ежедневных, принятых в организации операций и участвуют в решении возникающих проблем. К ним относятся мастера (бригадиры) на производстве (супервайзеры), менеджеры отелей, старшие медсестры в больницах или менеджеры банков. Обычно исполнение прямых рабочих операций занимает у них значительно меньшее время, чем у их подчиненных (за исключением небольших компаний).
Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. Отсюда — качественная однородность управления на любых уровнях.
Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управленческих действий — на любом уровне и в любой системе — может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления:
• принятие управленческого решения;
• реализация принятого решения;
•
контроль.
4.Иерархия
управления
Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении. Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.
Иерархия
управления - инструмент для реализации
целей фирмы и гарантия сохранения
системы. Чем выше иерархический
уровень, тем больше объем и комплексность
выполняемых функций, ответственность,
доля стратегических решений и доступ
к информации. Одновременно растут и требования
к квалификации и личная свобода в управлении.
Чем ниже уровень, тем больше простота
решений, доля оперативных видов деятельности
(рис.1). [2]
Рис.1.
Иерархия менеджмента
Иерархичность
построения организации: между подразделениями
и сотрудниками закрепляются отношения
подчинения, зависимости, неравенства.
Следствием действия этого принципа для
речевой коммуникации оказывается, во-первых,
активное использование вербальных социально-символических
средств демонстрации социального статуса
участниками делового общения, во-вторых,
проблемы передачи информации по звеньям
иерархической пирамиды и соответственно
эффективности обратной связи. Эффективность
горизонтальной коммуникации (между отделами,
подразделениями или сотрудниками одного
уровня), очень высока. Люди, работающие
на одном и том же уровне, понимают друг
друга «с полуслова», им не требуется детальное
и подробное объяснение сути задачи. Эффективность
вертикальной коммуникации (вверх и вниз
по иерархическим уровням) значительно
ниже. Лишь 20-25% информации, исходящей от
высшего управленческого звена, доходит
непосредственно до конкретных исполнителей
и правильно ими понимается. На пути прохождения
информации от говорящего к адресату в
любом иерархически организованном управлении
присутствуют звенья-посредники. Посредниками
могут быть линейные руководители, секретари,
ассистенты. Устные сообщения при передаче
с одного уровня на другой могут быть сокращены,
отредактированы, искажены, чем они дойдут
до получателя. Другая причина, вызывающая
низкую эффективность вертикальной коммуникации,
связана с убеждением руководителей, что
подчинённым не обязательно знать о положении
дел в организации, они должны выполнять
поставленные перед ними задачи, исполнять
принятые решения и не задавать лишних
вопросов. Но, как установлено психологией,
человек будет действовать осмысленно,
если он знает не только выполняемую им
операцию, но и видит более широкий контекст,
в который она вписана. Если конкретные
исполнители лишены сведений такого рода,
они начинают искать ответы самостоятельно,
при этом искажая имеющуюся информацию.
Стремление учесть эти особенности деловой
коммуникации проявляется в требовании
письменной фиксации распоряжений, решений,
приказов, в признании делового общения
важнейшим средством повышения эффективности
обратной связи в организации.
Заключение
В заключении можно сказать, что осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. Прежде всего менеджер должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения коллектива. Психологический фактор - один из важнейших факторов успешных коммуникаций. Во-вторых, менеджер должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. [10]
Риторика
общения в развитых компаниях стоит
на одном из ведущих мест в развитии коммуникаций.
От умения общаться с подчиненными зависит,
прежде всего, будущее предприятия, а вместе
с ним и будущее каждого отдельно взятого
сотрудника. Менеджер должен уметь
найти общий язык с замкнутыми и необщительными
людьми, а также в нужный момент приостановить
поток речи болтунов, чтобы дать высказаться
другим сотрудникам. Менеджер не заменим
в организации для эффективности коммуникационных
процессов управления.
Список
использованной литературы
1. Басовский, Л.Е. Менеджмент. учеб. пособие / Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2006. – 289 с.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент. учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, 2006. –98-101 c.
3. Большаков А.С. Менеджмент: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2004. – 129-132с.
4. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: учебник. - М.: Статут, 2005. – С 61-63.
5. Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. -- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – 312 с.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2002. –79 с.
7. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. ОЛБИС, 2002. –88 с.
8. Матиашвили В.М. Организационные системы: сущность и типы. Н.Новгород, НРИ АПК, 1998. – 11-14 с.
9. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. –73-75 с.
10.
Семенов А.К. Психология и этика менеджмента
и бизнеса: учеб. Пособие. – М.: 2006. –127 с.