Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:45, реферат
Целью данного исследования является изучение коммуникаций и развитие коммуникативных способностей у менеджера.
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. изучить понятие коммуникации и основные подходы в психологии;
2. рассмотреть роль и место невербальных средств в процессе общения;
3. проанализировать эффективность коммуникаций в организации;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА 4
1. 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ. 5
1. 2. МЕСТО НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. 8
МИМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 11
1.3. ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ. 17
2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРА 23
2.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЕНЕДЖЕРА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСПЕХА ФИРМЫ. 23
2.2. ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. 26
2.3. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Таким образом, активные методы обучения менеджеров коммуникативным знаниям, умениям и навыкам позволяет преподавателю-тренеру осуществлять тонкую качественную доводку опыта, имеющегося у менеджеров, до уровня компетентности.
Отнюдь не подвергая сомнению, необходимость и эффективность использования какой-то доли стандартных методов для формирования коммуникативной компетентности менеджеров, согласимся, что «живое поведение» в смоделированных ситуациях опытных менеджеров существенно расширит их возможности гибко и оперативно применять различные стратегии и тактики коммуникаций. В этой связи одним из наиболее перспективных направлений профессионально-
Деловая игра нацелена на развитие личностных качеств участников и также повышение уровня компетентности в определенных сферах деятельности человека. Данная игра включает в себя: деловые, ролевые, двигательные, коммуникативные, имитационные игры и упражнения, а также обсуждение и анализ реальных ситуаций. В результате игры участники получают практические рекомендации, алгоритмы и способы решения поставленных задач. Структура деловой игры включает в себя: концепцию темы, деловую игру, разбор и анализ деловой игры в конце.
Деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения. Она развивает творческое мышление, в ходе чего человек приобретает способность анализировать. Изначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В настоящее время данная форма обучения служит для развития различного рода способностей у человека. В нашей ситуации мы рассматриваем развитие коммуникативных способностей, на которые, несомненно, влияет та деятельность, где человек проявляется. Существует множество видов деятельности, в которых люди развивают свои навыки и умении, но в нашей работе, мы затронем только определенные способности. Коммуникабельность очень важная черта, без которой многие вещи становятся сложными и многие профессии считаются недоступными. Человек благодаря общению, вербальному или невербальному развивается. Благодаря обмену информацией мы узнаем об образе жизни других народов, о своей истории, о новинках создаваемых в мире, благодаря этому мы достигаем своих вершин. Именно поэтому, развивать свои коммуникативные способности просто необходимо. Экскурсии, походы в музей, общение с другими людьми, конференции, чтение книг - все это помогает нам в развитии наших способностей. В нашей работе был затронут такой вид деятельности, как деловая игра, которая не меньше способствует данному развитию. Человек в процессе игры может имитировать ту ситуацию, с которой боится столкнуться в жизни. Как и у любой другой игры, здесь есть свои правила, проводится индивидуальная работа, ведется обсуждение всей группой и, наконец, присутствуют определенные результаты. Перед началом необходимо оговорить временные рамки и учесть возможности участников. Правила игры должны быть простыми, формулировка задания - доступной, каждый присутствующий должен быть активным участником. Деловые игры приводят к тому, что человек не только сам стремится к высокому результату, но и побуждает к этому товарищей.
Что нам дает деловая игра:
· Свободу деятельности;
· перерыв в повседневности;
· выход в другое состояние души;
· снимает напряжение;
· дает порядок;
· создает гармонию, формирует стремление к совершенству;
· дает увлеченность, активизирует способности человека;
· дает возможность сплотить коллектив;
· дает понятие о чести;
· дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности;
· дает физическое совершенствование;
· дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки, развитие воображения;
· дает развитие остроумия;
· дает радость общения;
· дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.
В процессе деловой игры формируются:
· Способность сотрудничества и взаимодействия;
· Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
· Умение работать в составе малой группы;
· Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
· Способность эффективно разрешать конфликты;
· Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
· Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д.
Деловую игру можно проводить перед лекционными занятиями, после прочтения цикла лекций или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
Вообще говоря, деловые игры - это моделирование реальных ситуаций по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются индивидуальные навыки каждого человека. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е. моделирование ситуации, близкой к реальности.
Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США.. Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Однако у нас в России и странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения, и используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игры начинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.
Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.
Применяются деловые игры разной тематики:
Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований.
Игры, при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой.
Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими.
Деловые игры - это метод:
- экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального.
- разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в промышленности, образовании, культуре и др. областях.
- обучения, используемый в учебном процессе.
- аттестации и выбора специалистов и руководителей.
- обучения общению, коммуникабельности, сотрудничеству.
- перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других качеств человека.
- пробуждения и развитию творчества.
- решения многих экологических проблем.
Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики. В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства.
В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода.
Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков.
Деловые игры способствуют:
адаптации «новичка» к работе в данном учебном заведении;
формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи;
приобретению навыка работы на компьютере с использованием «обучающих программ»
Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить, используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование будет способствовать обучению демократизации.
Выделяют несколько областей использования деловых игр:
в научных исследованиях
при отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных областях
при обучении студентов и учащихся.
Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.
Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального. Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована.
На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто. На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники «проваливают» игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод. Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь. Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных преподавателей-игротехников. Для обеспечения движения применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого числа специалистов.
Мы увидели многообразие концепций и определений игры, различные ученые занимались и занимаются этим вопросом и в наше время, но единой теории или определения не существует. Деловую игру мы будем рассматривать как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями. Деловая игра в нашей работе является средством развития коммуникативных способностей.
Деловое общение – одна из основных наших функций в бизнесе. Можно быть преуспевающим физиком-теоретиком или программистом и не уметь общаться. Однако не может быть преуспевающего руководителя, испытывающего трудности с общением[23].
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Общение – двусторонний процесс, в котором восприятие чужих идей занимает в полтора раза больше времени, чем изложение своих. Поэтому умение слушать и подтверждать партнеру понимание его идей критично для установления взаимопонимания.
Общение включает в себя фазы формирования идеи и облечения ее в слова, передачи и восприятия сообщения, обратной связи. На каждой стадии возможны ошибки, приводящие к потере взаимопонимания.
Участники общения имеют разные картины мира, интересы и позиции. Сообщение следует строить на основе картины мира собеседника и говорить о его проблемах, а не о своих.
Слова и термины также могут иметь свой, особенный для каждого участника общения, смысл. Разные смыслы приводят к различным толкованиям слов. Возможную путаницу можно предотвратить, если использовать профессиональные термины собеседника и конкретные (а не абстрактные) слова. При этом полезно согласовать значения тех слов, которые могут иметь несколько толкований.
Слова также могут иметь эмоциональную окраску, причем различную для разных собеседников. Слов, имеющих для собеседника негативную окраску, следует избегать.
Взаимопониманию могут также мешать помехи при передаче сообщения. К их числу относятся физические факторы, противоречивые сигналы и избыточное число посредников.
Полученное сообщение воспринимается собеседником. Восприятию сообщения могут мешать физические факторы, эмоциональное состояние, недостаток внимания. Конкуренция со стороны других сообщений также не способствует восприятию.
Получение сообщения подтверждается обратной связью, которая позволяет оценить степень восприятия и интереса аудитории.
Для установления взаимопонимания нужно четко представлять: цели сообщения; аудиторию; сконцентрироваться на сути и избавиться от лишних деталей; выделить ключевые идеи и дать им необходимую поддержку; устранить помехи; использовать обратную связь.
Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия. Коммуникация – это обмен информацией между людьми. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными, будь то индивиды или группы. Существуют также слухи – как неформальная информационная система. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель.
Невербальные сигналы могут затруднять коммуникацию, если они вступают в противоречие со значением слов. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективному обмену информацией.
Руководитель может повысить эффективность межличностных обменов, проясняя идеи до того, как сообщать их, учитывая возможные различия - семантики и восприятия, – представляя значение языка поз, жестов и интонаций, используя эмпатию и поощряя формирование обратной связи.
Информация о работе Коммуникативные способности менеджера и их развитие