Комплексный анализ личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по данной тематике.
2. Раскрыть понятие личности, ее структуры, индивидуальных свойств.
3. Раскрыть понятие руководителя ,подходы руководителя
4. Рассмотреть личностные особенностей руководителя. Личностные особенности результата, как фактор восприятия его подчиненными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Понятие личности и структура личности……………………………....стр.5
1.1. Понятие личности……………………………………………………….стр.5
1.2.структура личности…………………………………………………….. стр.5
1.3. Индивидуально-психологические качества личности………………. стр.9
2. Комплексный анализ личности руководителя………………………... стр.12
3. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными………………………………………………………………. стр.15
4.Эмпирическое исследование анализа личности руководителя……..… стр.20
4.1. Организация исследования…………………………………………… стр.20
4.2.Анализ результатов исследования…………………………………… стр.21
Заключение…………………………………………………………………… стр.2
Список использованной литературы……………………………………… стр.27

Работа состоит из  1 файл

валимухаметова 1.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

      ГАОУ  СПО Казанский  торгово-экономический  техникум  
 

      Курсовая  работа

      по  дисциплине «Менеджмент» 

      Комплексный анализ личности руководителя. 
 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент дневного отделения 

                Группы  ОС-389

                Валимухаметова

                Проверил:

                преподаватель менеджмента

                Галанина А.Н. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………стр.3

1.Понятие личности  и структура личности……………………………....стр.5

1.1. Понятие  личности……………………………………………………….стр.5

1.2.структура  личности…………………………………………………….. стр.5

1.3. Индивидуально-психологические качества личности………………. стр.9

2. Комплексный анализ личности руководителя………………………...  стр.12

3. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными……………………………………………………………….  стр.15

4.Эмпирическое  исследование анализа личности руководителя……..…    стр.20

4.1. Организация исследования……………………………………………    стр.20

4.2.Анализ результатов исследования……………………………………     стр.21

Заключение…………………………………………………………………… стр.2

Список  использованной  литературы……………………………………… стр.27 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ.

      В современных условиях работа с персоналом управления становится наиболее важным условием успеха в бизнесе. Человеческий фактор превратился в главную  движущую силу производства. Все более  активно употребляется понятие "инвестиции в персонал". Использование в процессе производства высококвалифицированных работников существенно сказывается на его рентабельности, однако высокие технологии требуют привлечение квалифицированного управленческого персонала.

      Современные концепции управления непосредственно связаны с повышением роли человеческого фактора в условиях демократизации общества, с активизацией социального вопроса и кадровой политики.

      Знание психологических особенностей личности, умение анализировать свойства и качества личности умение, учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Умение определять психологические свойства людей и использовать их в целях успешного развития как производства, так и личности сотрудников - это и есть практический учет того самого "человеческого фактора", который признан центральным в современных системах управления. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы.

      Оъектом исследования является – студенты группы ОС-389

      Предмет исследования - комплексный анализ личности руководителя.

      Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.

      Задачи:

  1. Провести обзор научной литературы по данной тематике.
  2. Раскрыть понятие личности, ее структуры, индивидуальных свойств.
  3. Раскрыть понятие руководителя ,подходы руководителя.

     4. Рассмотреть личностные особенностей руководителя. Личностные особенности результата, как фактор восприятия его подчиненными.

     Методики  исследования: методика Юнга, методика уровня субъективного контроля, методика управленческой ситуации и направленности руководителя.,

     База  исследования: психологическое исследование проводилось с сентября по декабрь 2010 года на 4 курсе в ГАОУ СПО «КТЭТ» группе ОС-389, было обследовано 18 респондентов. 

      1. Понятие личности и структура личности.

      1.1. Понятие личности

      .Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристики, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих". С позиций современного системного подхода деятельность личности рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?

        1.2. Структура личности

            Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным.

          "Платонов выделяет в структуре личности четыре основных и две наложенных подструктуры. Рассмотрим их более подробно:

            1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.

           2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.

           3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.

           4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.

           Личность-это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем ярче будут  проявляться особенности его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих его неповторимый облик, принято называть индивидуальностью личности. Совершенно очевидно , что личностью человек не рождается, поскольку ему еще предстоит развить свое сознание, и личностью человек может предстать быть при тяжелых психических заболеваниях.

           Являясь по своей природе социальным  образованием, личность тем не менее несет на себе отпечаток биологической организации человека. К. Маркс отмечал, что человек является непосредственно природном существом. В качестве природного существа ,он наделен природными силами . Природные особенности человека – это важные предпосылки .необходимые условия психического развития ,но сами по себе они не определяют не характер а, не способностей человека, не его интересов, идеалов. Убеждений.    Индивидуальность личности  складывается из особенностей различных черт личности, при чем влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности , в развитие в которых в ни, но имеются качества, в развитие в которых  доминирующую роль  начинают играть особенности обучения.

           Таким образом ,вопрос соотношении биологического и социального имеет не только теоретическое значения его в конечном счете зависит подход к обучению и воспитанию личности ,к постановке к прогнозов относительно возможности развития у человека  тех или иных качеств, потребных для выполнения конкретных видов трудовой деятельности.

           Личность – очень сложное образование,  число его черт ,начитывает более  1500 слов. Среди них имеются более  или менее обусловленные биологическом  или социальным факторами.  Все  эти черты взаимосвязаны в  личности как в целостном образовании,  но их взаимосвязи различны.

      Наиболее  обоснованную и развернутую структуру  личности предложил К. К. Платонов.    Итак, что же представляет собой  динамическая функциональная структура  личности? На основе критерия соотношения  социального и биологического  в качествах личности  в ее структуре выделены четыре иерархические соотносящиеся подструктуры : 1- я - направленность личности ; 2-я - опыт; 3-я- индивидуальные особенности  психических процессов ; 4 -я –включает биопсихические свойства.

      1-я  подструктура личности, названная « направленность личности» , объединяет качества направленности и отношения личности проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы личности, входящие в эту подструктуру в большинстве не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное общественное сознание.

      2- я подструктура личности  названная «опыт» , объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

      3-я  подструктура  личности, названная  «особенности  психических процессов» , объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов.

      1.3. Индивидуально-психологические качества личности.

        Анализируя структуру личности, можно отчетливо видеть, что практически на все ее подструктуры оказывает подавляющее влияние общество. Формирование личности в обществе называется социализацией. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

      "Личность, наряду с общепсихологическими  проявлениями, обладает индивидуально-психологическими  свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами составляющими его индивидуальное своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Каждый человек, обладая системой индивидуальных качеств, является индивидуальностью, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить ее в своей деятельности, другим же - на очень скромном уровне. Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая внешними уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность - это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни.

        Следует помнить, что, определяя  динамические стороны деятельности  человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о свойствах темперамента не как о положительных или отрицательных, а рассматривать их как более или менее благоприятные свойства в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.

      Важной  чертой идейного характера, выраженной по отношению к окружающему, является его целенаправленность. Она проявляется в наличии у человека системы ближних и дальних целей, обусловленных его мировоззрением.

      Направленность  личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Структура направленности складывается из таких компонентов:- потребностей (естественных и социальных как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития); - интересов - форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.; - идеалов - ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности;

          Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному решению учебных, производственных и творческих задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают: - общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); - специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой). Например, управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей, как коммуникативность, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности исполнительные и творческие (например, работа чертежника и конструктора). По уровню сформировонности различают: - задатки как природную основу способностей; - одаренность - благоприятное сочетание задатков для какой-либо деятельности; - способности - качества личности, обусловливающие успешность овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности; - талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющий возможности выдающихся достижений в избранной деятельности; - гениальность - высшая степень развития таланта, проявляющаяся в разработке новых отраслей науки, искусства, практической деятельности. Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом. Способности можно определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов. Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.

Информация о работе Комплексный анализ личности руководителя