Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 22:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по данной тематике.
2. Раскрыть понятие личности, ее структуры, индивидуальных свойств.
3. Раскрыть понятие руководителя ,подходы руководителя
4. Рассмотреть личностные особенностей руководителя. Личностные особенности результата, как фактор восприятия его подчиненными.
Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Понятие личности и структура личности……………………………....стр.5
1.1. Понятие личности……………………………………………………….стр.5
1.2.структура личности…………………………………………………….. стр.5
1.3. Индивидуально-психологические качества личности………………. стр.9
2. Комплексный анализ личности руководителя………………………... стр.12
3. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными………………………………………………………………. стр.15
4.Эмпирическое исследование анализа личности руководителя……..… стр.20
4.1. Организация исследования…………………………………………… стр.20
4.2.Анализ результатов исследования…………………………………… стр.21
Заключение…………………………………………………………………… стр.2
Список использованной литературы……………………………………… стр.27
2. Комплексный анализ личности руководителя
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях.
Это
лицо, осуществляющее установление, регулирование
и выполнение организационно-правовых
отношений в рабочем
В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя.
Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях.
Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций качества.
Анализ вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя показывает следующее:
-
анализируемые подходы
-
у авторов нет единства в
определении компонентов
- большинство моделей разрабатывалось на основе исследований личности руководителя первичного трудового коллектива и не отражает изменений, происходящих в современном обществе;
-
существенное влияние на
- современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности;
-
наметилась тенденция к поиску
ядра структуры личности
Руководитель – феномен, имеющий место в системе формальных отношений а лидерство- феномен порожденной системой неформальных отношений.
Руководитель коллектива назначается извне вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия право на применение санкций. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей. Вместе с тем лидер также может прибегать к сущности, в ровных ему по статусу, он как бы один из нас но эти санкции носят не формальной характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Руководство
есть социальный по своей сущности
феномен, а лидерство- психологический.
И в этом - основное различие между ними,
хотя в этой же время имеется и немало
общего.
3.Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.
Факторы – причина, движущая сила какого-либо процесса (в данной работе причина отношения работников к руководителям), определяющая его характер или отдельные его черты. Такими причинами являются: биографические характеристики руководителей (пол, возраст), социально-экономический статус, образов личностные характеристики.
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, процесс формирования этого образа.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.
На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль.
Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
1.Психологическая
избирательность - способность адекватно,
без искажения отражать
2.Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
3.Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
4.Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
6.
Способность заряжать своей
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
Работоспособность
- способность длительно
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
-
поведенческие ориентации при
разрешении конфликтных
-социальная компетентность при реализации своих целей. Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
Мотивационно - волевые качества:
стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых, изучающие руководителя (менеджера) и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Некоторые эмоционально-волевые качества:
Наиболее важным качеством руководителя является устойчивость к стрессу.
Стресс
устойчивость - это способность противостоять
сильным отрицательным эмоциональным
воздействиям, вызывающим высокую психическую
напряженность, поскольку деятельность
руководителя протекает в условиях значительных
психологических нагрузок. Стрессы в деятельности
любого руководителя являются неизбежными.
Чем выше должностной уровень руководителя,
тем они сильнее. Они могут быть вызваны
разнообразными факторами: (Казаков Глава3)
нестабильностью рынка, давлением бюрократической
системы, различными конфликтами в коллективе
и т.д. поэтому руководитель должен быть
устойчивым к стрессу
4. Эмпирическое исследование личности руководителя
4.1. Организация исследования
Психологическое исследование проводилось с сентября по декабрь 2010 года в ГАОУ СПО «КТЭТ» группе ОС-389. Было проведено обследование 18 студентов. Программа исследования включала следующие диагностические методики:
- методика Юнга; данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности. Эта методика диагностирует личность по одному основному качеству «Экстраверсии-интроверсии» в интерпретации К. Юнга. Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации. В интроверсии движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир.
Интроверсия,
пишет Юнг, «в норме характеризуется
колеблющейся, рефлективной, застенчивой,
стремящейся к уединению
Экстраверсия — «нормально характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации».
- методика уровня субъективного контроля; Эта методика показывает о наличии интернального уровня контроля, либо наоборот, говорит о экстернальности.
- методика управленческой ситуации и направленности руководителя. Данный тест измеряет четыре типа склонностей или ориентации руководителя на выражение своей личной позиции во взаимоотношениях с людьми.
4.2. Анализ результатов исследования. Выводы
В ходе психологического исследования, которое проводилось с сентября по декабрь 2010 года в ГАОУ СПО «КТЭТ» группе ОС-389 нами проведено обследование 18 студентов. Их возраст от 19 до 20 лет. 14 девушек и 4 юноши.
Таблица результатов
Методика Юнга | Субъективный контроль | Направленность руководителя | |||||
д | П | С | О | ||||
1 | 70 | 16 | -17 | 5 | 7 | 4 | 4 |
2 | 90 | 19 | -17 | 5 | 5 | 6 | 4 |
3 | 45 | 17 | -9 | 6 | 3 | 8 | 3 |
4 | 70 | 15 | -И | 7 | 5 | 4 | 4 |
5 | 50 | 16 | -9 | 5 | 9 | 1 | 5 |
6 | 80 | 17 | -19 | 5 | 9 | 5 | 1 |
7 | 50 | 14 | -4 | 6 | 2 | 6 | 6 |
8 | 75 | 15 | -14 | 3 | 11 | 2 | 4 |
9 | 45 | 15 | -7 | 4 | 4 | 8 | 4 |
10 | 60 | 16 | -13 | 4 | 5 | 6 | 5 |
11 | 35 | 11 | -7 | 6 | 7 | 4 | 3 |
12 | 60 | И | -15 | 13 | 3 | 3 | 1 |
13 | 80 | 13 | -6 | 3 | 8 | 5 | 4 |
14 | 40 | 9 | -10 | 4 | 7 | 4 | 5 |
15 | 55 | 15 | -13 | 5 | 4 | 7 | 4 |
16 | 75 | 10 | -12 | 6 | 2 | 6 | 6 |
17 | 85 | 17 | -9 | 6 | 6 | 4 | 4 |
18 | 70 | 8 | -9 | 2 | 7 | 3 | 8 |
63,06 | 14,1 | 11,2 | 5,3 | 5,8 | 4,8 | 4,2 |
Информация о работе Комплексный анализ личности руководителя