Компоненты (характеристики) трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:14, реферат

Описание

Термин “трудовой потенциал” и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 “О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоемкого производства". Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.
Можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека трудиться.
Цель контрольной работы: изучение трудового потенциала общества.
При написании контрольной работы ставились следующие задачи:
охарактеризовать сущность трудового потенциала и перечислить его основные показатели;
определить и дать описание структуры трудового потенциала;
рассмотреть соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила»;
проанализировать компоненты трудового потенциала.

Содержание

Введение 3
1 Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура 5
1.1 Сущность и показатели трудового потенциала 5
1.2 Структура трудового потенциала 8
1.3 Соотношение «трудового потенциала» с «потенциалом человека», «человеческим капиталом» и "рабочей силой" 10
2 Компоненты трудового потенциала 11
2.1 Общая характеристика компонентов трудового потенциала 11
2.2 Здоровье 13
2.3 Нравственность 14
2.4 Творческий потенциал 16
2.5 Активность 18
2.6 Организованность и ассертивностъ 21
2.7 Образование 22
2.8 Профессионализм 22
2.9 Ресурсы рабочего времени 24
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Трудовой потенциал.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Для определения  возможностей  участия  человека  в  экономических  процессах обычно используются понятия "рабочая сила" и "человеческий капитал". Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и  интеллектуальных  данных,  которые  могут  быть  применены  в  производстве.

Практически  рабочая  сила характеризуется, как  правило, показателями  здоровья, образования  и  профессионализма. 

Человеческий капитал  рассматривается  как совокупность  качеств,  которые  определяют  производительность  и  могут  стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно  читают  здоровье,  природные  способности,  образование,  профессионализм, мобильность.

Рис. 1. Соотношение понятий  «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила».

2 Компоненты трудового потенциала

2.1 Общая характеристика компонентов трудового потенциала

Набор  характеристик,  которые  используются  в  литературе  для  определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики.  Этот  набор  целесообразно  расширить  на  основе  понятия  трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:

1.  психофизиологические  возможности  участия  в   общественно полезной деятельности;

2. возможности нормальных  социальных контактов; 

3. способности к   генерации новых  идей,  методов,  образов, представлений;

4.  рациональность  поведения; 

5.  наличие  знаний  и  навыков,  необходимых  для  выполнения определенных обязанностей и видов работ;

6.  предложение на  рынке труда. 

Приведенным  аспектам соответствуют следующие  компоненты  трудового потенциала:

  1. здоровье;
  2. нравственность и умение работать в коллективе;
  3. творческий потенциал;
  4. активность;
  5. организованность и ассертивность;
  6. образование;
  7. профессионализм;
  8. ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие  эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку,  так  и  к  различным  коллективам,  в том числе к персоналу  предприятия  и населению страны в целом (табл. 2).

 

 

 

Таблица 2 – Показатели компонентов трудового потенциала

 

2.2 Здоровье

Всемирная организация  зравохранения определяет здоровье как состояние полного социального благополучия. Благополучие –это динамическое состояние ума характеризующей некоторой психической гармонией между способностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда.

В этом определении акцент сделан на субъективном восприятии здоровья. По существу, речь идет об удовлетворенности жизнью. Ряд психологов рассматривают удовлетворенность жизнью как конструктивное определение того, что люди понимают под счастьем . Близость определений здоровья, по ВОЗ, и счастья, по Аргайлу, означает, что, по-видимому, в первом случае требования завышены, а во втором — занижены.

Удовлетворенность жизнью является важной характеристикой здоровья. Однако для многих людей, особенно студенческого возраста, счастье — это нечто большее, чем удовлетворенность жизнью. Например, счастьем можно считать ощущение того, что жизнь прекрасна.

Следует заметить, что  обоснованность определений таких  понятий, как здоровье и счастье, определяется степенью их соответствия более общим мировоззренческим категориям. В конечном счете рассматриваемые понятия должны вытекать из смысла жизни человека. Несмотря на спорность исходных дефиниций, в книге Аргайла приведено много фактов и количественных характеристик, позволяющих оценить здоровье населения Великобритании и других стран на основе социологических опросов. На основе данных Аргайла и ряда иных публикаций можно утверждать, что, если исходить из определения ВОЗ, то более 60% населения развитых стран нельзя считать здоровым

Известно, что по сравнению  с этими странами в России состояние  здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т. п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25—45 лет). По сравнению с Германией она выше в три раза.

2.3 Нравственность

Таким образом, классики экономической науки стремились установить, как добро и зло, свойственные природе человека, влияют на экономическую деятельность и общественные отношения.

Нравственность и богатство  часто рассматриваются как трудносовместимые понятия. Такое противопоставление имеет давнюю историю. Все религии мира и духовные учения осуждают стремление к богатству как основной цели жизни. Вместе с тем протестантизм, ислам и некоторые другие конфессии допускают, что при определенных условиях успешная хозяйственная деятельность является богоугодным делом.

Экономическое значение протестантской этики определяется следующими требованиями:

1. Будь честен при  всех условиях.

2. Строго выполняй  договоры и обещания.

3. Будь трудолюбив, энергичен,  предприимчив, старайся максимально использовать все свои способности для того дела, к которому ты призван Богом.

Успех дела — это свидетельство  того, что ты к нему призван.

Протестантская этика труда является основой официальной деловой этики практически во всех развитых странах (не только протестантских), частности, этика труда в Японии построена на принципах, в значительной мере аналогичных рассматриваемым (честность, трудолюбие, аккуратность, бережливость). Отличия связаны преимущественно с тем, что на предприятиях Запада акцент делается на индивидуальных действиях, а в Японии — на коллективных.

По общему признанию  западных специалистов, в последние десятилетия наблюдается повсеместное расхождение между этическими нормами и их соблюдением. Рост экономической преступности, характерный для всех стран, свидетельствует о кризисе деловой этики. О том, что трудовая этика становится национальной проблемой, свидетельствует появление на предприятиях США менеджеров по этике и консультационных фирм по деловой репутации.

При характеристике особенностей традиционной трудовой этики в России обычно отмечается ее ориентация на коллективизм. Вместе с тем многие выдающиеся деятели России (H. А. Бердяев, П. А. Столыпин и др.) предупреждали о негативных аспектах общинной психологии.

Коллективизм в СССР по сравнению с общинностью и  артельностью дореволюционной России оказался значительно более полным и всепроникающим: коммуны, колхозы, коммунальные квартиры, коллективные мнения и т. д. и т. п. Трудовая этика была крайне противоречивой. С одной стороны, многочисленные примеры искреннего трудового энтузиазма, вера в социалистические идеалы, помощь товарищам по работе, относительно низкий уровень преступности; с другой — ложь, доносы, ГУЛАГ, миллионы безвинно погибших людей.

В конце 80-х годов трудовая этика  России вновь принципиально изменилась после очередного коренного изменения идеологии и общественного строя. 90-с годы характеризуются пестротой и противоречивостью моральных норм. До сих пор не сформировались какие-либо общие принципы, которые можно было бы сопоставить с протестантской этикой, социалистической этикой труда, другими этическими системами. В определенной мере это связано с отсутствием общепризнанной концепции национальной идеи. Однако до сих пор в этом отношении нет чего-либо конкретного.

Следует отметить, что и в развитых странах последнее десятилетие  характеризуется кризисом идеологии. Всемирная история показывает, что периоды революций, общественных потрясений, резкой смены отношении собственности всегда были связаны с ростом социальной напряженности, активизацией антиобщественных элементов, ростом преступности.

Одна из основных ошибок реформаторов экономики России после 1985 г. состояла в том, что совершенно не учитывалось состояние общественной морали и возможных ее изменений в ходе трансформации хозяйственных отношений. Именно это привело к беспрецедентному росту преступности. Поскольку к середине 90-х годов она стала основной проблемой России, все сколько-нибудь значимые варианты экономических решений должны оцениваться по их влиянию на уровень нравственности населения и криминогенную обстановку. Без новых решений в идеологии и социальной политике никакое увеличение затрат на правоохранительные органы не даст существенных результатов.

В последние годы Россия воспринимается западными инвесторами как страна с наиболее высокими в Европе уровнями коррупции и инвестиционного риска. Так как без инвестиций невозможно обеспечить развитие экономики и повышение уровня жизни, разработка и реализация мер по совершенствованию хозяйственной этики становится в настоящее время основным условием выхода страны из кризиса.

2.4 Творческий потенциал

В конце XX в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом.

Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных ресурсов — творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышении качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства и рационализации.

Вклад стран в мировую  науку оценивается различными показателями: по количеству Нобелевских премий, публикаций, ссылок в научной литературе По всем этим показателям ситуация не в пользу России. Из 380 Нобелевских премий по физике, химии и медицине до 1987 г. 143 было присуждено американским ученым, 68 — английским и только 10 — русским и советским.

Распределение стран  по общему количеству лауреатов Нобелевской премии в области наук и литературы к 1995 г. выглядит следующим образом: США — 186 человек, Великобритания — 87, Германия (до 1949 г) — 44, ФРГ — 23, Франция — 43, Швеция — 29, Швейцария — 16, СССР и Россия — 15, Италия — 13. Русский Писатель И. Бунин включен в официальный список нобелевских лауреатов с пометкой "без гражданства", а поэт И. Бродский (осужденный советским судом за тунеядство) — как гражданин США Следует отметить, что 156 из 186 Нобелевских премий, полученных гражданами США, приходится на период после 1945 г, когда "утечка умов" в эту страну стала особенно заметной

Важной характеристикой  творческого потенциала страны является количество изобретений. По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии. Особенно велико отставание по электронике, вычислительной технике, производству предметов быта.

Одной из характеристик  эффективности науки является изобретательская активность ученых, т. е количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников. В системе оценок научно-технического уровня страны используется показатель, рассчитываемый как произведение индекса цитируемости на число патентов.

Следует иметь в виду, что число патентов характеризует  не столько изобретательскую активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений. По ряду причин эти возможности в России значительно хуже, чем в развитых странах.

Практическое значение изобретений определяется их признанием в мире и сферой применения в производстве. Этот аспект характеризуется следующими данными. Из общего количества изобретений, сделанных в России, патентуется за рубежом менее 1%. В США этот показатель составляет 30%, в Швейцарии — 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США — 30%, ФРГ — 20, Япония — 10, Франция —8, Великобритания — 7, Россия — 1,5%. Развитые страны получают от экспорта научно- технических разработок 20—30% валютных поступлений. В нашей стране этот показатель в десятки раз ниже.

В Японии, а затем и  в других странах, значительное развитие получили "кружки качества", участниками которых являются в основном рабочие. Область деятельности таких кружков не ограничена вопросами улучшения качества; они разрабатывают предложения по рационализации практически всех сторон деятельности своего цеха, а иногда и предприятия. Активно используются различные формы материально го и морального поощрения рабочих за участие в рационализации В итоге Япония опережает Россию по количеству рационализаторских предложений на одного работника более чем в 500 раз.

Наибольшие потери для  экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении.

Пример M. В. Ломоносова, Д  И. Менделеева, И. П Павлова, H И. Вавилова, Л Д. Ландау, П. Л. Капицы, Л. В Канторовича, A. H. Туполева, Б. Пастернака, А. Платонова, И. Бродского, А Солженицына и многих других показывает, что жители России не менее талантливы, чем их западные и восточные соседи. Немало из тех, кто родились в России и СССР, получили всемирную известность, став гражданами США, Франции и других стран. Эти факты свидетельствуют о значительном творческом потенциале жителей России. До последнего времени этот важный ресурс использовался очень плохо, что привело к негативным последствиям для экономики страны и благосостояния населения.

Информация о работе Компоненты (характеристики) трудового потенциала