Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа
Ряд исследователей считают, что определенные виды конфликтов должны поощряться, а другие – устраняться. В настоящее время многие эксперты подчеркивают необходимость анализа конфликтных ситуаций любого уровня с позиции «затраты - прибыль» с целью последующей разработки механизмов управления конфликтами. Для чего в первую очередь, необходимо выявить и проанализировать причины возникновения различного рода конфликтов.
1. Теоретическая часть: Конфликт в коллективе 3
1.1. Понятие «конфликт»……………………………………………………....... 3
1.2. Причины и критерии возникновения конфликтов. Виды конфликтов...... 4
1.3. Основные этапы протекания конфликтов…………………………………. 6
1.4. Методы разрешения конфликтов…………………………………………... 8
1.5. Конфликт как столкновение разных желаний, различных альтернатив...10
1.6. Конфликты – фактор столкновений разных школ, разных манер поведения………………..11
1.7. Типы конфликтов…………………………………………………………...12
Заключение 15
2. Практическая часть 16
Список источников литературы 22
1. Сравнение причин и последствий различных видов конфликтов
Сравним несколько видов конфликтов. Например, внутриличностный конфликт сильно отличается от всех других видов конфликтов. Причиной такого конфликта становятся внутренние противоречия, когда сотрудник не имеет четкого представления что от него требуется, когда он не может справиться с поручениями из-за их противоречивости. Последствиями внутреннего конфликта становятся неудовлетворенность работой, а в крайнем случае, когда это становится неразрешимой проблемой, сотрудник может покинуть данное место работы.
В случае, например, межличностных конфликтов, самых распространенных в организации, происходит конфликт между индивидуумами по причине их индивидуальных различий. Причинами могут быть:
1) борьба
руководителей за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования
2) конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии;
3) столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями не в состоянии сотрудничать друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Здесь также причиной конфликта может являться несовместимость ролей, дефицит информации, стресс. В случае разрастания конфликта возникает общая напряженность в коллективе, что отличает этот вид конфликта от внутриличностного. В результате межличностного конфликта страдает эффективность работы. Последствия конфликта могут быть такими же разными, как формы его проявления.
Возьмем для сравнения еще один распространенный тип конфликта, отличающийся от двух предыдущих – это конфликт власти и безвластия. Как правило, такой конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют определенные «способы» воздействия на руководство, что влечет к таким последствиям:
- утаивание от начальника
- выказывание пассивное
- сплачивание с коллегами и
использование «круговой
- создание видимости бурной работы;
- подчеркивание своей незаменимости.
Все это приводит к нарастанию противоречий между руководством и подчиненными, конфликт не угасает и отрицательно сказывается на работе.
При разнообразных причинах возникновения и различных последствиях возникновения конфликтов любого вида, в общем и целом они приводят к осложнению ситуации и ухудшению взаимоотношений сотрудников и групп. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться условия, которые мешают достижению целей организации. конфликт коллектив трудовой персонал
2. Формы протекания конфликтов применительно к различным категориям персонала
Учитывая различие между видами
конфликтов, причинами их возникновения,
индивидуальными особенностями
конфликтующих формы протекания
конфликтов могут быть разными по
отношению к различным
Конфликты между менеджерами одного уровня, но разных подразделений как правило носят межличностный характер и могут протекать поэтапно: управленческая ситуация – источник конфликта – реакция на ситуацию – проявление явного конфликта – разрешение конфликта – последствия. Например, менеджер по продажам обращается к менеджеру по закупкам с требованием срочно приобрести сырье. Менеджер по закупкам не может вставить заказ в свой график и отказывает оппоненту. Возникает конфликт. При благоприятном исходе конфликта стороны договорятся об уступках, при неблагоприятном – одна сторона привлекает для разрешения конфликта вышестоящего руководителя. Методом подавления конфликта, волевым решением конфликт может быть погашен.
Сложнее обстоит дело в конфликте
между руководителем и
Подчиненный просит на ближайшую субботу
выходной, на что руководитель отказывает
подчиненному по причине срочной
работы. Возникшие разногласия
Вот три примера протекания конфликтов между различными категориями персонала, которые показывают различие в протекании конфликтов, а также различные исходы их разрешения.
3. Методы разрешения конфликтов на предприятиях различных типов и в различных условиях
Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Конфликт вносит вклад в структурирование организации, определяя положение различных подгрупп внутри системы, их функции и распределяя позиции власти между ними. Они помогают снизить сопротивление изменениям, способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности.
В конфликтной ситуации или
в общении с трудным человеком
следует использовать такой подход,
который в большей степени
соответствовал бы конкретным обстоятельствам
и при котором последний
К различным типам предприятий
необходимо подбирать различные
методы разрешения конфликтов. Рассмотрим
несколько методов для
Применительно к организациям,
имеющим линейно-функциональную структуру,
например, занимающимся банковской, финансовой
или административно-
В организациях, требующих четкого исполнения работ (линейная или штабная структура), например, брокерские или другие коммерческие организации, следует применять «Координационные и интеграционные механизмы». Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями – отделом сбыта и производственным отделом, то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Для больших производственных предприятий, где могут возникнуть конфликтные ситуации между рабочими и высшим руководством, лучше всего действует «Структура системы вознаграждений». Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания социальных конфликтов. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. А из межличностных методов можно применить – компромисс, смягчение и др.
Конечно, в реальности на одном предприятии должны применяться различные методы урегулирования конфликтов. Так как главное значение в возникновении конфликта имеет человеческий фактор, индивидуальные характеристики конфликтующих, организационные изменения, то и выход из конфликтной ситуации в каждом случае будет индивидуальным.
Размещено на Allbest.ru
Список источников литературы
3. Дорофеев В. Д. Организационное поведение: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю.Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142с.
4. Зайцев Л.Г. Организационное поведение: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2006. – 665 с.
5. Карякин А.М. Организационное поведение: Учебное пособие / А.М. Карякин. – Иваново: отпечатано в РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2004. – 218 с.
Размещено на Allbest.ru