Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Задачи. Основные задачи в исследовании проблематики конфликта и его управлении:
рассмотрения явления конфликта и его структуры ;
изучение основных признаков конфликтного взаимодействия в организации и его источников;
подробно рассмотреть классификацию и функции конфликта.
Введение
3
1
Теоретические основы конфликта
5
1.1
Понятие и сущность конфликта
5
1.2
Структура конфликта
10
2
Признаки возникновения конфликта
12
2.1
Признаки конфликтной ситуации и стадии развития конфликта
12
2.2
Источники организационных конфликтов
18
3.
Основные виды организационных конфликтов. их функции
20
3.1
Классификация конфликтов
20
3.2
Конфликт как функционально противоречивое явление
25
Заключение
35
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1 |
Теоретические основы конфликта |
5 |
1.1 |
Понятие и сущность конфликта |
5 |
1.2 |
Структура конфликта |
10 |
2 |
Признаки возникновения |
12 |
2.1 |
Признаки конфликтной ситуации и стадии развития конфликта |
12 |
2.2 |
Источники организационных конфликтов |
18 |
3. |
Основные виды организационных конфликтов. их функции |
20 |
3.1 |
Классификация конфликтов |
20 |
3.2 |
Конфликт как функционально противоречивое явление |
25 |
Заключение |
35 | |
Список использованной литературы |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства.
Актуальность
изучаемой проблемы. Конфликты существуют
ровно столько, сколько
Объект исследования.
Объектом исследования моей работы стало
такое уникальное явление как конфликт.
Человек - существо социальное, поэтому
в процессе его взаимодействия с окружающей
средой и обществом ему нередко приходится
сталкиваться с различного рода конфликтами,
происходящими на разных уровнях и имеющими
разные последствия.
Предмет исследования.
Однако в данной работе будет рассматриваться
понятие и сущность конфликта в целом,
происходящий везде и повсеместно, а также
организационный конфликт, решение которого
на сегодняшний день приобретает все большую
значимость для дальнейшего успешного
развития организаций.
Цель исследования.
Цель исследования показать, какими методами,
способами, приемами на сегодняшний день
можно наиболее эффективно решать конфликты
в организации, используя накопленный
опыт по данному вопросу.
Задачи. Основные задачи в исследовании
проблематики конфликта и его управлении:
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Как и у многих фундаментальных понятий у конфликта имеется множество определений и толкований.
Обобщая многообразие
Любой
конфликт характеризуется
Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени. Предмет конфликта – его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Предмет конфликта – это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, каким бы ни были конфликтные отношения.
Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращения их в мотивацию активности.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя – неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являться фоном, на котором развертываются конфликты.
Таким образом, сущность конфликта определяется тем, что это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов на фоне конфликтной ситуации.
С позиций
управления организацией
Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт- явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны.
Во-первых, они позволяют выявить скрытые от глаз проблемы и процессы, разнообразные точки зрения, найти приемлемые для всех сторон их решения.
Во-вторых, конфликты ведут к перестройке существующих и образованию новых социальных механизмов, консолидации групп, сохранению между ними баланса сил, улучшению внутренних отношений, укреплению взаимопонимания, сотрудничества в коллективе.
В-третьих, конфликты стимулируют активность людей, творчество, появление новых идей, готовность к изменениям. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии [1].
Именно поэтому их часто лучше не подавлять, а регулировать.
В то же время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: ухудшать морально-психологический климат в коллективе, порождать враждебность, формировать образ врага и стремление к победам, а не решению проблем. Это ведет к неудовлетворенности людей, росту текучести кадров, снижению трудовой активности и производительности.
Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать признаки возникновения, вид, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его предупреждения или разрешения.
1.2 Структура конфликта
Структуру конфликта составляет совокупность следующих элементов:
Мотивы конфликта
– это внутренние
Позиции конфликтующих
сторон – это то, о чем они заявляют друг
другу в ходе конфликта или в переговорном
процессе.
Чтобы точнее выяснить природу конфликта,
необходимо определить его границы, внешние
границы в пространстве и во времени. Выделяют
три аспекта определения границ конфликта:
пространственный, временной и внутрисистемный.
Пространственные границы конфликта
определяются территорией, на которой
происходит конфликт.
Временные границы
– это продолжительность конфликта,
его начало и конец.
Начало конфликта
определяется объективными (внешними)
актами поведения, направленными против
другого участника конфликта, при этом
последний должен сознавать эти акты как
направленные против него и ему противодействующие.
Тем не менее, этому не противоречит предложенное
некоторыми специалистами выделения латентной
стадии развития конфликта, которая включает
планирование будущих операций и подготовку
к ним. Динамика фаз конфликта состоит
из: начала, развития, пика ситуации, затухания,
прекращения и урегулирования конфликта.
Все это циклично повторяется, пока
конфликт не будет решен [7].
Завершение конфликта также не однозначное. Он может быть исчерпан (примирение сторон), может прекратиться выходом из конфликта одной из сторон или ее уничтожением, в конце концов, возможное прекращение развития конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Итак, окончанием конфликта нужно считать прекращение действий всех противоборствующих сторон независимо от причины, за которой они прекратились.
2 ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА
2.1 Признаки конфликтной ситуации и стадии развития конфликта
Конфликтная
ситуация – это ситуация скрытого или открытого
противоборства двух или нескольких сторон
– участников, каждый из которых имеет
свои цели, мотивы, средства и способы
решения проблемы, имеющей значимость
для каждого из участников.
Итак, основным и самым важным признаком
конфликта является наличие противоречия
между сторонами.
Авторы большинства существующих определений конфликта сходятся относительно лежащего в его основе «столкновения» (синонимами которого могут также выступать «несовместимость», «борьба», «разногласия» и т. д.). Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, «противоборства». Вооруженное столкновение соседних государств, семейная ссора, служебный конфликт, забастовка на предприятии, личная драма — во всех этих конфликтах присутствует столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, тенденций и т. д.
Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в трудовых коллективах являются: