Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Задачи. Основные задачи в исследовании проблематики конфликта и его управлении:
рассмотрения явления конфликта и его структуры ;
изучение основных признаков конфликтного взаимодействия в организации и его источников;
подробно рассмотреть классификацию и функции конфликта.
Введение
3
1
Теоретические основы конфликта
5
1.1
Понятие и сущность конфликта
5
1.2
Структура конфликта
10
2
Признаки возникновения конфликта
12
2.1
Признаки конфликтной ситуации и стадии развития конфликта
12
2.2
Источники организационных конфликтов
18
3.
Основные виды организационных конфликтов. их функции
20
3.1
Классификация конфликтов
20
3.2
Конфликт как функционально противоречивое явление
25
Заключение
35
Список использованной литературы
Исследование конфликтных явлений, встречающихся в трудовых коллективах, показывает, что главным условием их возникновения является нарушение нравственных норм взаимоотношений между членами трудовых коллективов разных категорий и организации самого процесса производства.
Результаты
производимых психологами и социологами
исследований свидетельствуют о
том, что чем больше в коллективе
людей, удовлетворённых трудом, тем
благоприятнее нравственно-
Признаки социальных конфликтов:
Очень часто эти формы не являются уникальными, то есть присущими только этому конкретному условию. Очень часто те или иные проявления можно отнести и к другим конфликтным ситуациям. Это может быть конфликт между двумя группами людей, между группой людей и одним человеком, между двумя людьми.
Например, если рассмотреть признак давления или как крайний вариант давления силы (пункт 6), то это будет конфликт между личностью и группой в коллективе фирмы. Он чаще всего характеризуется объединением группы против какого-либо индивида. Нападки и притеснения со стороны коллег, нарушения личностного пространства жертвы конфликта, агрессивное поведение группы по отношению к личности или демонстративный отказ от коммуникации с ней (бойкот), возложение на жертву конфликта ответственности за неудачи, происходящие с группой – вот явные признаки конфронтации группы против одного из членов коллектива. Нападки и притеснения со стороны коллег были выделены исследователями в отдельную проблему. При общении с человеком, который чувствует, что коллектив настроен против него, то легко можно заметить, что он настроен очень недружелюбно, нелюбезно, чего-то постоянно боится, ведет себя агрессивно.
А если взять такую ситуацию, как негативная эмоциональная окрашенность отношений между участниками конфликта ( пункт 7), то независимо от скрытыми или явно выраженными отношениями между коллегами это видно наблюдая за продуктивностью и конструктивностью взаимодействия между членами коллектива:
Конфликты в
организациях очень часто имеют
межличностную окраску. В силу особенности
организационного климата в конфликты
втягиваются и рядовые
1) все подчинённые настроены против руководителя;
2) все подчинённые находятся в конфликтной оппозиции друг к другу;
3) группа разделяется на диады и триады [3].
Конфликтная ситуация
может складываться объективно, помимо
воли и желания будущих
Следует знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:
1) Возникновение разногласий.
2) Возрастание напряжённости в отношениях.
3) Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из её участников.
4) Собственно
конфликтное взаимодействие, использование
различных межличностных
5) Исход (разрешение) конфликта.
Если менеджер
«входит и управляет
При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми [11].
Конфликт – наиболее острая форма разрешения противоречий. Как бы мы ни старались, но в современной организации, в организации, сам путь развития которой является конфликтом старого с новым, а именно это диктует нам сегодняшний рынок, сегодняшний уровень развития технологий и менеджмента, мы не сможем избежать конфликтов. Поэтому основная задача руководителя – вовремя выявить конфликт и принять необходимые меры для его устранения.
2.2 Источники конфликтов
Источниками
конфликтов являются сами люди,
поскольку среди них
Таблица 1 -
Источники организационных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные показали,
что преобладающий в
Итак, конфликт
- явление действительно многоплановое,
характеризующееся возникновением непонимания
между его участниками. Оно встречается
в различных формах и видах в организации
в зависимости от занимаемых должностей
сотрудников, от количества субъектов,
вовлеченных конфликт и от характера причины,
поведшей за собой конфликт. Не менее важным
для понимания того, что происходит в рамках
конфликта, является изучение его особенностей.
3.1 Классификация конфликтов
В процессе трудовой деятельности персонала необходимы согласованные взаимоотношения как между руководителями и подчиненными, так и между всеми работниками организации. Непременным условием взаимодействия всех категорий персонала служит совместная производственная деятельность, направленная на достижение единых целей, общих результатов. Если поведение одного человека способствует достижению общей цели, поставленной руководителем, то между ними возникает творческое взаимодействие. Если из-за каких-либо поступков работника достижение единой цели затрудняется, то его действия осознанно или неосознанно могут привести к нарушению трудовой дисциплины и возникновению конфликта или конфликтной ситуации [2].
Взаимодействие между
В основе всякого влияния человека на человека как с управленческих, так и с психологических позиций лежит их взаимная зависимость друг от друга. На производстве люди могут быть связаны между собой как работники одного подразделения или различных служб, как руководитель и подчиненные сотрудники или, наоборот, как работники и руководитель. Во всех указанных ситуациях, характеризующихся разными структурами управленческих взаимоотношений, существуют и некоторые общие взаимосвязи: взаимозависимость поведения участников, взаимовлияние действий одного на действия и психологическое состояние других. Как установили психологи, при взаимодействии двух человек выявляется шесть возможных типов влияния.