Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Задачи. Основные задачи в исследовании проблематики конфликта и его управлении:
рассмотрения явления конфликта и его структуры ;
изучение основных признаков конфликтного взаимодействия в организации и его источников;
подробно рассмотреть классификацию и функции конфликта.
Введение
3
1
Теоретические основы конфликта
5
1.1
Понятие и сущность конфликта
5
1.2
Структура конфликта
10
2
Признаки возникновения конфликта
12
2.1
Признаки конфликтной ситуации и стадии развития конфликта
12
2.2
Источники организационных конфликтов
18
3.
Основные виды организационных конфликтов. их функции
20
3.1
Классификация конфликтов
20
3.2
Конфликт как функционально противоречивое явление
25
Заключение
35
Список использованной литературы
Практическое использование
Конфликты и конфликтные ситуации, возникающие в трудовом коллективе, можно подразделить на различные виды по многим классификационным основаниям. По служебно-коммуникативной направленности конфликты возникают между иерархическими уровнями управления — вертикальные, а также между равными по служебному положению работниками — горизонтальные. Конфликты могут возникать на деловой или личной основе — функциональные и личностные. Конфликты могут быть конструктивные, или созидательные, и деструктивные, или разрушительные. Первые стимулируют развитие трудового коллектива и его работников, вторые тормозят это развитие. Конструктивные конфликты находят свое выражение в принципиальных спорах, творческих дискуссиях, деструктивные — в мелких жалобах и дрязгах, в крупных доносах и склоках.
В зависимости от причин возникновения различают три типа трудовых конфликтов на предприятии:
Кроме рассмотренных видов и типов трудовых конфликтов могут быть использованы и другие признаки классификации возникающих на предприятиях конфликтных ситуаций:
Скрытые конфликты характеризуются
отсутствием внешних сил
Личностный, или внутренний, конфликт
возникает внутри индивида и по своей
природе отражает несоответствие целей,
потребностей, интересов, мотивов человека
и организации в процессе их общей производственной
деятельности. Внутриличностный конфликт
выражается в форме борьбы мотивов внутри
человека, сопровождаемой эмоциональной
напряженностью. Одна из самых распространенных
форм – ролевой конфликт: когда к одному
человеку предъявляются противоречивые
требования по поводу того, каким должен
быть результат его работы. Внутриличностный
конфликт возникает и в результате того,
что требования не согласуются с личными
ценностями, а также является ответом
на рабочую перегрузку или недогрузку.
Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности
работой.
Межличностные
и межгрупповые конфликты характеризуются
наличием несогласованных действий между
отдельными работниками или их группами.
Межличностный конфликт, самый распространенный,
возникает там, где сталкиваются разные
школы, манеры поведения, их может питать
и желание получить что-то, неподкрепленное
соответствующими возможностями.
В трудовых взаимоотношениях работников различных категорий такие конфликты встречаются наиболее часто.
Психологические конфликты обычно возникают при отсутствии психологической совместимости между людьми. Психологи выделяют два вида совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Первый вид совместимости означает сходство в направленности психофизиологических реакций людей, синхронизацию темпа психической деятельности персонала. Второй вид совместимости является следствием оптимального сочетания типов поведения людей и основывается на единстве интересов, потребностей и ценностей персонала.
Социальные конфликты считаются высшей стадией развития противоречий в трудовых отношениях отдельных работников, профессиональных групп, целых подразделений, возникающих при отсутствии объективной, справедливой оценки результатов их производственной деятельности.
Организационные конфликты являются следствием отсутствия у работников необходимой степени адаптации к трудовой деятельности в условиях регламентированного производства, требующего строгого соблюдения принципов рациональной организации труда персонала.
Антагонистические конфликты – наиболее сложную систему противоречий.
Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов примирения за счет уступок своих совместных уступок своих прежних позиций или примирения сторон.
По направлению конфликты
В представлениях
многих людей конфликты
3.2 Конфликт — это функционально противоречивое явление
Таблица 2 - Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; Получение новой информации об оппоненте; Сплочение коллектива организации при противоборстве; Стимулирование к изменениям и развитию; Снятию синдрома покорности у подчиненных; Диагностика возможностей Оппонентов. |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте; Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально-психологич Представление о побежденных группах как о врагах; Чрезмерное увеличение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива; Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться, прежде всего, к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам [12].
Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта.
1 Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.
2 Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к правительству страны в конце 80-х — начале 90-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободно распоряжаться прибылью, очень много сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 90-х годов будут требовать вернуть госзаказ.
С точки зрения функций, конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это скорее всего будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Таким образом, и явные и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они могут иметь двойственный характер.
Если функция конфликта
Следует особо подчеркнуть, что
оценка функций конфликта в качестве
положительной или
Все это свидетельствует о том, что конфликт — это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.
Если же иметь в виду объективный критерий оценки функций конфликта, то в общем плане можно, видимо, сказать, что социальный конфликт носит функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы. Для внутриличностного конфликта — это будет личность, для межличностного — группа и т.д. Однако и в этом плане не все обстоит гладко и беспроблемно. Ибо всегда следует иметь в виду те издержки (цену конфликта), которые связаны с ним. Так, организация, которая реализует свои цели за счет непомерной интенсификации труда и здоровья людей; армия, которая побеждает за счет больших потерь и т.д. — это примеры, свидетельствующие, что победа в конфликте может быть и пирровой. Таким образом, и в этом случае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта – не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов,
Однако, несмотря на всю релятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:
1) конструктивные (положительные) функции конфликта;
2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
Все конструктивные (как впрочем, и отрицательные) функции конфликта, с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала, можно разделить на:
1) общие функции конфликта — имеют место на различных уровнях социальной системы;
2) функции конфликта на личностно