Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:48, реферат
Актуальность моей работы заключается в том,что каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
1.Введение
Актуальность темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Анализ источников и литературы по данной теме . . . . . . . . . . . . .
2.Основная часть:раскрытие темы
2.1. Понятие "конфликт в общении" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Причины, типология и структура конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3.Поведение в конфликтных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Заключение
3.1.Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов
Новосибирской области
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
СПО Новосибирской Области
Новосибирский
Реферат
На тему : ”Конфликтность в общении”
1.Введение
2.Основная часть:раскрытие темы
2.1. Понятие "конфликт в общении" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Причины, типология и структура конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3.Поведение в конфликтных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Заключение
3.1.Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Актуальность моей работы заключается в том,что каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Чтобы найти правильное решение
этой дилеммы нужно знать,что
такое конфликт в общении, причины,
типологию и структуру
Задачами данной курсовой работы являются:
Теоретическое изучение общения и его особенностей имеет свою историю. К настоящему времени накоплен достаточно большой научно - практический материал, освещающий различные аспекты общения.
Изучением особенностей общения
как межличностного взаимодействия
занимались такие известные отечественные
ученые как А.А. Бодалев, Б. Г.Ананьев,
В.Н. Мясищев, Б. Д.Парыгин, Л.П. Буева
и др., ряд зарубежных авторов - Э.
Берн, Г. Олпорт, К.Роджерс и др. Особенности
делового общения изучались в
работах отечественных
В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А. Бодалева, В.О. Агеева, В.И. Журавлева, Н.Н. Обозова, И.А. Коха, Я.А.Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, Ф.М. Бородкина, А. К.Зайцева, Н.И. Леонова, А. Г.Здравомыслова и др.
В зарубежной психологии проблему
конфликта разрабатывали З.
Можно утверждать, что в целом феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно.
Общение имеет исторический характер, на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.
Важнейшие категории этики – добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность.
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение. В общении помимо соблюдения этических норм важное значение имеет этикет. Наиболее общее определение этикета таково: это установленный порядок поведения где-либо. Этикет, принимаемый как культура поведения, правила хорошего тона, социально одобряемые манеры, предписывает нормы поведения на работе, в гостях, на деловых встречах и т.д.
В практике деловых отношений есть масса стандартных ситуаций, для которых вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет общения.
В России во времена царствования Петра Первого стал насаждаться западный этикет. Бояре и дворяне по приказам царя должны были менять одежду, манеры и внешние формы поведения. В дальнейшем в России формировался этикет, который отвечал требованиям и особенностям национальной культуры.
В современном обществе число
людей, посещающих разные страны, велико
и все время растет, происходит
сближение обычаев, нравов и этикетов.
Если раньше для дворянства ориентирами
хорошего поведения были испанский,
а затем французские этикеты,
то сегодня нормы поведения
Перечисленные характеристики находят выражение в манерах поведения человека, его внешнем облике, речи, демонстрации отношения к другим людям.
Конфликт (от лат. “столкновение”)
- столкновение противоположно
При анализе конфликта выделяют:
Д. Майерс определяет конфликт как “воспринимаемую несовместимость действий и целей”. Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.
Конфликт - это такое состояние
отношений между людьми, когда
по крайней мере один из них сердит,
раздражен, враждебен по отношению
к другому, критикует его действия,
что ведет к остановке
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).
Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" - их, так называемая, эскалация.
Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Схема.Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.
В социальной психологии существует
многовариантная типология
Возможны также классификация
конфликтов по горизонтали (между рядовыми
сотрудниками, не находящимися в подчинении
друг к другу), по вертикали (между
людьми, находящимися в подчинении
друг к другу) и смешанные, в которых
представлены и те, и другие. Наиболее
распространены конфликты вертикальные
и смешанные. Они в среднем
составляют 70-80% от всех остальных. Они
также наиболее нежелательны для
руководителя, так как в них
он как бы "связан по рукам и
ногам". Дело в том, что в этом
случае каждое действие руководителя
рассматривается всеми
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.
По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни.И. Е.Ворожейкин с соавторами выделяют социально - экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально - бытовые и иные типы конфликтов.
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, в силу складывающихся в организации или ее подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.
Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает А.А. Бодалев, конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.