Конфликтность в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:48, реферат

Описание

Актуальность моей работы заключается в том,что каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Содержание

1.Введение
Актуальность темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Анализ источников и литературы по данной теме . . . . . . . . . . . . .
2.Основная часть:раскрытие темы
2.1. Понятие "конфликт в общении" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Причины, типология и структура конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3.Поведение в конфликтных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Заключение
3.1.Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Реферат по конфликтологии.docx

— 41.21 Кб (Скачать документ)

 

   Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов

                  Новосибирской области

  Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение

                  СПО Новосибирской Области 

  Новосибирский Радиотехнический  Колледж                 

 

 

 

 

 

 

 

                               Реферат

                     На тему : ”Конфликтность в общении”

   

                                                                  Дисциплина:Конфликтология

                                                                  Выполнила студентка:Усенко В.Е.

                                                                  Проверила:Руднева Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Новосибирск 2012 
                                       Содержание

1.Введение

    1. Актуальность темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Анализ источников и литературы по данной теме . . . . . . . . . . . . .

2.Основная часть:раскрытие темы

           2.1. Понятие "конфликт в общении" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

           2.2. Причины, типология и структура конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . .

           2.3.Поведение в конфликтных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.Заключение

3.1.Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

           3.2.Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Актуальность темы

Актуальность моей работы заключается в том,что каждый человек на протяжении своей жизни  неоднократно сталкивается с конфликтами  разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что  мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в  собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить  сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает  в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Чтобы найти правильное решение  этой дилеммы нужно знать,что  такое конфликт в общении, причины, типологию и структуру конфликта,а  также поведение и профилактику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Задачи исследования

Задачами данной курсовой работы являются:

  • изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросу конфликтов в общении.
  • выделить понятия " общение" и "конфликт", рассмотреть основные виды и причины конфликтов.
  • определить способы поведения в конфликтных ситуациях
  • рассмотреть меры профилактики конфликтов.Анализ источников и литературы по данной теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ источников и литературы по данной теме

Теоретическое изучение общения  и его особенностей имеет свою историю. К настоящему времени накоплен достаточно большой научно - практический материал, освещающий различные аспекты  общения.

Изучением особенностей общения  как межличностного взаимодействия занимались такие известные отечественные  ученые как А.А. Бодалев, Б. Г.Ананьев, В.Н. Мясищев, Б. Д.Парыгин, Л.П. Буева  и др., ряд зарубежных авторов - Э. Берн, Г. Олпорт, К.Роджерс и др. Особенности  делового общения изучались в  работах отечественных психологов А.Г. Шмелева, Р.Л. Кричевского, А.В. Морозова, Г.П. Логиновой, В.Ю. Дорошенко, Л. И.Зотовой, Е.В.Руденского, В.Н. Лавриненко и др.

В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения  и путей разрешения посвящены  исследования А.А. Бодалева, В.О. Агеева, В.И. Журавлева, Н.Н. Обозова, И.А. Коха, Я.А.Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, Ф.М. Бородкина, А. К.Зайцева, Н.И. Леонова, А. Г.Здравомыслова  и др.

В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали З.Фрейд, А.Адлер, К. Хорни, Э.Фромм, У. Мак-Дугалл, С. Сигеле, К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей, Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер, Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич и др.

Можно утверждать, что в  целом феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие "конфликт в общении"

Общение имеет исторический характер, на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

Важнейшие категории этики – добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность.

В зависимости от того, как  человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает  в общении, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или  очень сильно затруднить это общение. В общении помимо соблюдения этических норм важное значение имеет этикет. Наиболее общее определение этикета таково: это установленный порядок поведения где-либо. Этикет, принимаемый как культура поведения, правила хорошего тона, социально одобряемые манеры, предписывает нормы поведения на работе, в гостях, на деловых встречах и т.д.

В практике деловых отношений  есть масса стандартных ситуаций, для которых вырабатываются формы  и правила поведения. Этот набор  правил составляет этикет общения.

В России во времена царствования Петра Первого стал насаждаться  западный этикет. Бояре и дворяне  по приказам царя должны были менять одежду, манеры и внешние формы поведения. В дальнейшем в России формировался этикет, который отвечал требованиям  и особенностям национальной культуры.

В современном обществе число  людей, посещающих разные страны, велико и все время растет, происходит сближение обычаев, нравов и этикетов. Если раньше для дворянства ориентирами  хорошего поведения были испанский, а затем французские этикеты, то сегодня нормы поведения европейских  народов настолько сблизились, что  можно говорить о существование  общеевропейского кодекса хорошего тона. Этот кодекс практически не отличается от американского или русского кодексов хорошего тона. Здесь действуют основные правила и нормы хорошего поведения: вежливость, простота, достоинство, хорошее воспитание.

Перечисленные характеристики находят выражение в манерах  поведения человека, его внешнем  облике, речи, демонстрации отношения  к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины, типология и структура конфликта

 Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных  целей, интересов, позиций, мнений  или взглядов оппонентов или  субъектов взаимодействия. В основе  любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые  позиции сторон по какому-либо  поводу, либо противоположные цели  или средства их достижения  в данных условиях, либо несовпадение  интересов, желаний, влечений  оппонентов и т.п.

При анализе конфликта  выделяют:

  • субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
  • объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
  • инцидент - причина столкновения интересов.
  • Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Д. Майерс определяет конфликт как “воспринимаемую несовместимость действий и целей”. Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

Конфликт - это такое состояние  отношений между людьми, когда  по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению  к другому, критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия;

Главную роль в возникновении  конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и  развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

Суть конфликтогенов можно  объяснить тем, что мы гораздо  более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим  сами.

Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" - их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным  конфликтогеном, часто максимально  сильным среди всех возможных.

Схема.Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический  проигрыш, поэтому испытывает желание  избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При  этом ответ должен быть не слабее, и  для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта  в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и  чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем  и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между  личностью и организацией, в которую  она входит; между организациями  или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификация  конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между  людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых  представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем  составляют 70-80% от всех остальных. Они  также наиболее нежелательны для  руководителя, так как в них  он как бы "связан по рукам и  ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты различают и  по их значению для организации, а  также способу их разрешения. Различают  конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.

По формам проявления конфликты  имеют место во всех областях общественной жизни.И. Е.Ворожейкин с соавторами выделяют социально - экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально - бытовые и иные типы конфликтов.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят  на объективные и субъективные. В  первом случае конфликт способен развиться  вне воли и желания его участников, в силу складывающихся в организации  или ее подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться  также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное  различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает А.А. Бодалев, конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:

  • трудовым процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, нокоммуникабельностью, бестактностью.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные  причины и их восприятие индивидами.

Информация о работе Конфликтность в общении