Конфликты и стрессы в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

Попытка определения конфликта без категории цели приводит к чрезмерно расширенному толкованию этого типа взаимодействия. Любые живые существа, начиная с простейших, так или иначе, борются за свое существование, в том числе и друг с другом, и, отказавшись от категории цели, мы неизбежно будем вынуждены всякую такую борьбу объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т. е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств.

Содержание

Введение
Конфликты и стрессы в организации
Конфликты и их классификации
Внутриличностные и межличностные конфликты в организации
Управление конфликтами
Способы разрешения конфликтов
Роль руководителя организации в управлении конфликтами
Тактика ведения переговоров
Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсяк по менеджменту 3курс.docx

— 72.18 Кб (Скачать документ)

     Каждый  менеджер должен овладеть хотя бы навыками ведения переговоров и помнить  о типичных ошибках при их проведении.

     Обычно  выделяют семь наиболее общих ошибок, а именно: участники переговоров:

     1) склонны слишком остро реагировать  на форму подачи информации;

     2) демонстрируют приверженность ранее  принятому и отнюдь не единственному  образу действий;

     3) упускают из вида взаимовыгодный  обмен между сторонами;

     4) подчас опираются на неадекватную  информацию;

     5) полагаются на легкодоступную  информацию;

     6) не способны оценить информацию, если для этого необходимо  встать на точку зрения оппонента;

     7) склонны к избыточной уверенности  в достижимости результатов, благоприятных  для одной из сторон.

     Сформулируем  основные шаги в процессе переговоров.

     Подготовка  к переговорам (сбор информации, диагностика  проблем, определение сильных и  слабых сторон, причем как своих  собственных, так и оппонента, выяснение  целей всех участников, расстановки  сил, стоящих за ними, разработка возможных  вариантов решения, проработка процедурных  вопросов и пр.).

     Составление списка ожидаемых и желаемых целей (обеих сторон).

     Сравнение целей и ожиданий сторон (размышление  над вопросами: "Какие цели у нас общие? Какие наши цели отличаются друг от друга?", установление рамок переговоров и др.).

     Отделение индивидуальной формы коммуникации от целей так, чтобы ограничить до минимума возможность личностного  или культурного конфликтов.

     Проверка  исполнения взятых обязательств, например в форме гарантии или инспекции.

     И, наконец, как известно, в зависимости  от интересов сторон возможными стратегиями  переговоров являются:

     1) выигрыш - выигрыш;

     2) выигрыш - проигрыш;

     3) проигрыш - выигрыш;

     4) проигрыш - проигрыш (таблица 2).

     Таблица 2. Стратегии переговоров

Тип стратегии Стратегическая  цель Фактор стратегии
Выигрыш-выигрыш Достижение

взаимовыгодных

соглашений

Образ конфликтной  ситуации адекватен, имеет место  наличие благоприятных условий  для обоюдного конструктивного  разрешения проблем
Выигрыш-проигрыш Выигрыш за счет

проигрыша

оппонента

Образ конфликтной  ситуации завышен, имеет место поддержка  конфликта в форме подстрекательства  со стороны участников социального  взаимодействия
Проигрыш - выигрыш Уход от конфликта, уступка оппоненту Образ конфликтной  ситуации занижен; имеет место запугивание  в форме угроз, блефа и т.п.
Проигрыш - проигрыш Самопожертвование во имя гибели противника Образ конфликтной  ситуации неадекватен; имеет место  природная или ситуативная агрессивность  конфликтующих, отсутствие видения  других вариантов решения проблем
 

     Следует подчеркнуть, что существуют две  наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий  подход (тактика давления). Однако жизнь  не стоит на месте и в рамках Гарвардского проекта по переговорам  была предложена прогрессивная и  наиболее успешная модель - принципиальные переговоры.

     Современная концепция переговорного процесса предполагает, что каждый участник переговоров преследует и реализует  двойной интерес: относительно существа дела и относительно дальнейших взаимоотношений  с партнерами. Поэтому на смену  антагонистическому принципу объективно приходит принцип консенсусный, когда важно не только понять другую сторону, признать обоснованность ее интересов, но и воспринять эту реальность в качестве неотъемлемой стороны развития общества. Консенсус не просто уступка. Это компромисс на основе приемлемого для большинства сторон развития сотрудничества в достижении цели.

     В основе принципиальных переговоров  или переговоров по существу лежат  четыре базисных принципа:

     люди (сделайте разграничение между участниками  переговоров и предметом переговоров);

     интересы (сосредоточьтесь на интересах, а  не на позициях);

     варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);

     критерии (настаивайте на том, чтобы результат  основывался на какой-то объективной  норме).

     В таблице 3 метод принципиальных переговоров  противопоставляется мягкому и  жесткому подходам.

     Таблица 3. Подходы к переговорам

Мягкий  подход Жесткий подход Принципиальный  подход
1 2 3
Участники - друзья Участники - противники Участники вместе решают проблему
Цель - соглашение Цель - победа Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно
Делать  уступки для культивирования  отношений Требовать уступок  в качестве условия для продолжения  отношений Отделить людей  от проблемы
Придерживаться  мягкого курса в отношениях с  людьми и при решении проблемы Придерживаться  жесткого курса в отношениях с  людьми и при решении проблемы Придерживаться  мягкого курса в отношениях с  людьми, не стоять на жесткой платформе  при решении проблемы
Доверять  другим Не доверять другим Продолжать  переговоры независимо от степени доверия
Легко менять свою позицию Твердо придерживаться своей позиции Концентрироваться на интересах, а не на позициях
Делать  предложения Угрожать Анализировать интересы
Обнаруживать  свою подспудную мысль Сбивать с толку  в отношении своей подспудной мысли Избегать возникновения  подспудной линии
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения Требовать односторонних  дивидендов в качестве платы за соглашение Обдумывать  взаимовыгодные варианты
Искать  единственный ответ: тот, на который  пойдут они Искать единственный ответ, тот, который примете вы Разработать многоплановые  варианты выбора: решать позже
Настаивать  на соглашении Настаивать  на своей позиции Настаивать  на применении объективных критериев
Пытаться  избежать состязания воли Пытаться выиграть в состязании воли Пытаться достичь  результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли
Поддаваться давлению Применять давление Размышлять  и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению

     В заключении приведем некоторые общие  рекомендации по управлению конфликтами.

     Надо  знать, как развивается конфликт, знать его этапы.

     Следует выяснить скрытые и явные причины  конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.

     Необходимо  определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько  различные позиции, сколько стоящие  за ними интересы.

     Надо  сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.

     Следует делать разграничения между участниками  конфликта и возникшими проблемами, ставить себя на место оппонента.

     Следует справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта, так как  подчас за недовольством и претензиями  стоит существенная проблема.

     Нельзя  расширять предмет конфликта, следует  стараться сократить число претензий.

     Необходимо  контролировать свои чувства, а также  учитывать эмоциональное состояние  и индивидуальные особенности других участников конфликта.

     Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные  цели интегрируются вокруг общей  совместной цели и конфликтующие  стороны начинают сотрудничать и  работать как одна команда, то это  верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.

 

  1. Рекомендации  по совершенствованию  управления конфликтами.

     Не редко случаются конфликты спровоцированные дублированием функций некоторых организационных подразделений. Во избежание подобных конфликтов необходимо предпринять следующие меры:

  • Тщательный анализ причин возникновения организационных конфликтов для их урегулирования и принятия мер в будущем;
  • Проведение коррекции и правильной постановки системы подбора кадров. Необходимо сформулировать и зафиксировать основные цели, ценности компании, принципы работы и правила поведения, принятые в каждом конкретном отделе и на основании данных критериев и проводить подбор кадров;
  • Пересмотр исполняемых каждым структурным подразделением функций, с целью выявления и устранения их дублирования;
  • Детальная регламентация деятельности каждого сотрудника Банка, разработка должностных инструкций со сбалансированными правами и обязанностями сотрудников;
  • Решение конфликтов между организационными подразделениями путем постановки общей цели для всей структуры, а не для каждого отдела. При этом необходимо произвести изменения системы оценки деятельности отделов, и соответственно, системы премирования сотрудников.
  • Усовершенствовать существующий Кодекс корпоративной этики, путем добавления в него пункта, касающегося урегулирования конфликтных ситуаций организационного характера;
  • Проведение специальных деловых тренингов для стимулирования у управленческого персонала развития навыков поведения в конфликтных ситуациях и решения конфликтов.

      Для того чтобы предупредить возникновение  межличностных конфликтов рекомендуется:

  • осуществить прогноз возможных причин, форм, следствий конфликта;
  • включить в состав управленческого воздействия меры, снижающие вероятность возникновения как внешних, так и внутренних конфликтов;
  • предусмотреть возможные методы для разрешения все же возникших конфликтов.

     Для снижения интенсивности и разрешения выявленных конфликтов рекомендуется  применять следующие меры:

  • усиливать административное воздействие на конфликтующих со стороны высшего руководства;
  • проводить в трудовом коллективе групповые и индивидуальные консультации с психологом;
  • организовывать корпоративные мероприятия, на которых служащие смогут наладить и укрепить дружеские отношения;
  • учредить специальные тренинги по тим-билдингу, укреплению командного духа.

     Представим  предложенные меры в табличной форме (таблица 3) с указанием исполнителей и дополнительной информации (стоимости, времени и т.д.)

     Таблица 3.

Наименование  мероприятия Исполнители Время Доп. сведения
1 Анализ причин Административно-кадровый отдел Незамедлительно по выявлению конфликта
2 Коррекция системы  подбора Административно-кадровый отдел Разработка  – 2 недели, внедрение – 1 месяц
3 Пересмотр функций Заместители председателя правления Исследование  – 3 дня
4 Регламентация Заместители председателя правления совместно с кадровым отделом Изучение и  разработка – 2 недели, внедрение –  1 неделя
5 Постановка  общей цели Заместители председателя правления Разработка  и внедрение – 1 неделя
6 Работа над  Кодексом Этики Председатель  правления совместно с заместителями Разработка  и добавление – 1 неделя
7 Усиление адм. воздействия Начальники  отделов / Заместители председателя правления По выявлению  конфликтной ситуации
8 Консультации  с психологом Приглашенный  психолог По выявлению  конфликтной ситуации 700 руб. –  индивиду-ально, 450 - группа
9 Корпоративные мероприятия Начальники  отделов / Заместители председателя правления В зависимости  от вида
11 Тренинг Приглашенные  тренера / начальники отделов 2 раза в месяц 800-2500 руб.

Информация о работе Конфликты и стрессы в организации