Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа
Попытка определения конфликта без категории цели приводит к чрезмерно расширенному толкованию этого типа взаимодействия. Любые живые существа, начиная с простейших, так или иначе, борются за свое существование, в том числе и друг с другом, и, отказавшись от категории цели, мы неизбежно будем вынуждены всякую такую борьбу объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т. е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств.
Введение
Конфликты и стрессы в организации
Конфликты и их классификации
Внутриличностные и межличностные конфликты в организации
Управление конфликтами
Способы разрешения конфликтов
Роль руководителя организации в управлении конфликтами
Тактика ведения переговоров
Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы
Каждый менеджер должен овладеть хотя бы навыками ведения переговоров и помнить о типичных ошибках при их проведении.
Обычно выделяют семь наиболее общих ошибок, а именно: участники переговоров:
1)
склонны слишком остро
2)
демонстрируют приверженность
3)
упускают из вида
4)
подчас опираются на
5) полагаются на легкодоступную информацию;
6)
не способны оценить
7)
склонны к избыточной
Сформулируем основные шаги в процессе переговоров.
Подготовка к переговорам (сбор информации, диагностика проблем, определение сильных и слабых сторон, причем как своих собственных, так и оппонента, выяснение целей всех участников, расстановки сил, стоящих за ними, разработка возможных вариантов решения, проработка процедурных вопросов и пр.).
Составление списка ожидаемых и желаемых целей (обеих сторон).
Сравнение целей и ожиданий сторон (размышление над вопросами: "Какие цели у нас общие? Какие наши цели отличаются друг от друга?", установление рамок переговоров и др.).
Отделение индивидуальной формы коммуникации от целей так, чтобы ограничить до минимума возможность личностного или культурного конфликтов.
Проверка исполнения взятых обязательств, например в форме гарантии или инспекции.
И, наконец, как известно, в зависимости от интересов сторон возможными стратегиями переговоров являются:
1) выигрыш - выигрыш;
2) выигрыш - проигрыш;
3) проигрыш - выигрыш;
4) проигрыш - проигрыш (таблица 2).
Таблица 2. Стратегии переговоров
Тип стратегии | Стратегическая цель | Фактор стратегии |
Выигрыш-выигрыш | Достижение
взаимовыгодных соглашений |
Образ конфликтной ситуации адекватен, имеет место наличие благоприятных условий для обоюдного конструктивного разрешения проблем |
Выигрыш-проигрыш | Выигрыш за счет
проигрыша оппонента |
Образ конфликтной
ситуации завышен, имеет место поддержка
конфликта в форме |
Проигрыш - выигрыш | Уход от конфликта, уступка оппоненту | Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п. |
Проигрыш - проигрыш | Самопожертвование во имя гибели противника | Образ конфликтной
ситуации неадекватен; имеет место
природная или ситуативная |
Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления). Однако жизнь не стоит на месте и в рамках Гарвардского проекта по переговорам была предложена прогрессивная и наиболее успешная модель - принципиальные переговоры.
Современная
концепция переговорного
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
люди
(сделайте разграничение между
интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);
варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);
критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме).
В таблице 3 метод принципиальных переговоров противопоставляется мягкому и жесткому подходам.
Таблица 3. Подходы к переговорам
Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход |
1 | 2 | 3 |
Участники - друзья | Участники - противники | Участники вместе решают проблему |
Цель - соглашение | Цель - победа | Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделить людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они | Искать единственный ответ, тот, который примете вы | Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть в состязании воли | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению | Применять давление | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |
В заключении приведем некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.
Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.
Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.
Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколько стоящие за ними интересы.
Надо сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.
Следует
делать разграничения между
Следует
справедливо и непредвзято
Нельзя
расширять предмет конфликта, следует
стараться сократить число
Необходимо
контролировать свои чувства, а также
учитывать эмоциональное
Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные цели интегрируются вокруг общей совместной цели и конфликтующие стороны начинают сотрудничать и работать как одна команда, то это верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.
Не редко случаются конфликты спровоцированные дублированием функций некоторых организационных подразделений. Во избежание подобных конфликтов необходимо предпринять следующие меры:
Для того чтобы предупредить возникновение межличностных конфликтов рекомендуется:
Для снижения интенсивности и разрешения выявленных конфликтов рекомендуется применять следующие меры:
Представим предложенные меры в табличной форме (таблица 3) с указанием исполнителей и дополнительной информации (стоимости, времени и т.д.)
Таблица 3.
№ | Наименование мероприятия | Исполнители | Время | Доп. сведения |
1 | Анализ причин | Административно-кадровый отдел | Незамедлительно по выявлению конфликта | – |
2 | Коррекция системы подбора | Административно-кадровый отдел | Разработка – 2 недели, внедрение – 1 месяц | – |
3 | Пересмотр функций | Заместители председателя правления | Исследование – 3 дня | – |
4 | Регламентация | Заместители председателя правления совместно с кадровым отделом | Изучение и разработка – 2 недели, внедрение – 1 неделя | – |
5 | Постановка общей цели | Заместители председателя правления | Разработка и внедрение – 1 неделя | – |
6 | Работа над Кодексом Этики | Председатель
правления совместно с |
Разработка и добавление – 1 неделя | – |
7 | Усиление адм. воздействия | Начальники отделов / Заместители председателя правления | По выявлению конфликтной ситуации | – |
8 | Консультации с психологом | Приглашенный психолог | По выявлению конфликтной ситуации | 700 руб. – индивиду-ально, 450 - группа |
9 | Корпоративные мероприятия | Начальники отделов / Заместители председателя правления | – | В зависимости от вида |
11 | Тренинг | Приглашенные тренера / начальники отделов | 2 раза в месяц | 800-2500 руб. |