Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:52, статья
В работе рассмотрены основные вопросы взаимодействия предприятий в условиях рыночной экономики в сфере АПК. Определяется роль конкуренции как важнейшего рыночного процесса. Выделяются типы и виды конкуренции. Дана характеристика каждого из них применительно к сфере АПК. Предложен путь формализации рынка сельскохозяйственной продукции как системы. Построенная модель удовлетворяет всем выделенным видам конкурентного взаимодействия.
В работе рассмотрены основные вопросы взаимодействия предприятий в условиях рыночной экономики в сфере АПК. Определяется роль конкуренции как важнейшего рыночного процесса. Выделяются типы и виды конкуренции. Дана характеристика каждого из них применительно к сфере АПК. Предложен путь формализации рынка сельскохозяйственной продукции как системы. Построенная модель удовлетворяет всем выделенным видам конкурентного взаимодействия.
_________________________
Одной
из интенсивно развивающихся областей
современной экономики является
агропромышленный комплекс. Степень
зависимости государства и
Современная
экономика характеризуется
Рис. 1. Экономические
субъекты рыночной экономики
Рынок можно определить, как совокупность регулируемых взаимодействующих решений потребителей, производителей и государства по распределению (перераспределению) каких-либо материальных или (и) нематериальных средств в сфере сельскохозяйственного производства.
Рыночный процесс состоит из систематических изменений планов, порождаемых потоком рыночной информации, исходящей от участников рынка.
При наличии осведомленности будет достигнута модель безупречно согласованных решений [1]. Каждый участник рынка будет иметь правильный прогноз всех касающихся его решений других участников; он будет разрабатывать свои планы в условиях полной осведомленности о том, что он не может сделать на рынке, и в то же время с полным осознанием того, чего он может достичь. Ясно, что в этом случае рыночный процесс должен сразу же прекратиться. Пока не произойдет изменения вкусов, технологических возможностей или наличия ресурсов, никто не может быть заинтересован в изменении своих планов на последующие периоды. Рынок находится в равновесии, модель рыночной деятельности будет оставаться неизменной период за периодом. Однако такая идеальная картина является желаемой и на практике невозможна.
Таким образом, можно сделать вывод, что любой реальный рыночный процесс по своей природе является конкурентным. Систематическое изменение осведомленности лежит в основе конкурентного взаимодействия.
Понятие «конкуренция» чаще всего определяют как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка [2]. Данное определение нуждается в уточнении, так как конкуренция может возникать не только между производителями товаров и услуг, но и между потребителями, а также с участием государства.
Сформулируем определение применительно к АПК следующим образом. Конкуренция – это процесс соперничества между всеми участниками рыночного взаимодействия, в сфере производства сельскохозяйственной продукции, за материальные или иные выгоды и преимущества посредством завоевания интереса потребителей к производимой продукции.
Участника конкурентной борьбы можно определить, как конкурента – физическое лицо, юридическое лицо или государство, область деятельности, интересы и цели которого идентичны области деятельности, интересам и целям другого физического или юридического лица, являющегося участником рынка.
Конкурент стремится занять господствующее положение на рынке, пользоваться теми же ресурсами, производить и продавать ту же продукцию на рынке, что и другие участники.
Под субъектом конкурентного взаимодействия будем понимать участника рыночного процесса, с позиции которого рассматривается это взаимодействие.
Зная сильные и слабые стороны конкурентов, субъект может оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию, что позволит ему точнее сформулировать собственную стратегию. Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.
Такой анализ позволяет субъекту правильно реагировать на специфические особенности стратегии конкурентов. Это повышает его осведомленность об участниках рынка за счет сбора информации. Механизмом этого сбора является конкурентная разведка. В ряде источников [3, 4, 5] дается определение данного понятия. Однако оно не в полной мере отражает все ее особенности. Сделаем уточнение. Конкурентная разведка — совокупность методов сбора, обработки, накопления и анализа данных из разных источников для подготовки сводной информации и выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности, применяемых в рамках закона, с соблюдением этических норм в специальных структурных подразделениях предприятия, выполняющих эти функции и оснащенных компьютерной техникой и специальным программным обеспечением.
Факт соблюдения закона и этических норм отличает конкурентную разведку от промышленного шпионажа.
В качестве источников информации для конкурентной разведки [4] могут выступать периодические издания, мнения аналитиков, личные наблюдения специалистов на месте, беседы с сотрудниками, конкурентами и контрагентами конкурента, выставки и конференции [6], исследования легально приобретенных образцов продукции конкурента и прочее.
Естественным
результатом конкуренции
Важнейшей рыночной характеристикой товара является конкурентоспособность – свойство продукции или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными продуктами или конкурирующими субъектами рыночных отношений, а также способность удовлетворить чьи-либо потребности.
Таким образом, рыночные отношения являются многогранной областью исследования, а конкуренция – ее центром. Исходя из выше описанного и в соответствии с введенными понятиями и определениями, взаимосвязь между ними (понятиями) можно описать следующим образом.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обозначают термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размерами участников, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации [7, 8]. В соответствии с этим выделим следующие основные типы и виды конкуренции (рис. 2).
Рис. 2. Классификация
конкуренции
Используют также и другие способы классификации конкуренции. Так, в [9] выделяют:
Однако
последние способы
Принципиальное значение имеют классификация по характеристикам и стратегии поведения участников конкуренции (рис. 2а) и классификация по характеристикам товаров (рис. 2б).
Охарактеризуем каждый из основных типов и видов.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое (бесконечно большое) число потребителей и большое (бесконечно большое) число производителей однородного по свойствам и характеристикам товара, причем каждый из потребителей и производителей занимает относительно малую долю на рынке и не определяет условия реализации или потребления продукции другими участниками рынка.
Предполагается
наличие необходимой и
Исходя из данного определения, можно сформулировать некоторые требования совершенной конкуренции:
Реализация продуктов сельского хозяйства потребителям является единственным примером рынка с совершенной конкуренцией производителей данной продукции.
Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, а также выполняются действия по подавлению конкуренции со стороны других участников рынка.
Так, можно выделить три вида несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополистический тип конкуренции.
Монополия — исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее какому-либо одному субъекту.
Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.
Информация о работе Конкуренция предприятий в сфере АПК и модель рынка