Конкуренция предприятий в сфере АПК и модель рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:52, статья

Описание

В работе рассмотрены основные вопросы взаимодействия предприятий в условиях рыночной экономики в сфере АПК. Определяется роль конкуренции как важнейшего рыночного процесса. Выделяются типы и виды конкуренции. Дана характеристика каждого из них применительно к сфере АПК. Предложен путь формализации рынка сельскохозяйственной продукции как системы. Построенная модель удовлетворяет всем выделенным видам конкурентного взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

виды конкуренции.doc

— 953.00 Кб (Скачать документ)

     В России, как и  во всех развитых странах мира, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

     Ярким примером монополии  в сфере производства сельскохозяйственной продукции является положение государства при закупке зерновых культур.

     Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется некоторое число предприятий, продающих дифференцированную продукцию, то есть уникальную в своей отрасли и обладающую рядом качеств, которые ценят потребители, а также осуществляющих контроль над ценой производимых ими товаров.

     Характеристики  рынка монополистической конкуренции  практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением  наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияния неценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).

     Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные предприятия  обладают способностью контролировать цену своих продуктов. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

     Примером  рынка монополистической конкуренции  является сфера производства продуктов  питания, в которой относительно крупные предприятия нацеливаются на производство какой-либо уникальной в данном регионе продукции.

     Олигополистическая  конкуренция — на рынке господствует несколько предприятий (но не много), координирующих свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы по взаимодействию с другими участниками (как с производителями, так и с потребителями товаров) рыночного процесса.

     В современных условиях во многих странах  с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.

     Формы объединения предприятий при олигополии:

  • картель – форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;
  • синдикат – форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;
  • трест – форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую состоятельность;
  • другие.

     В подавляющем большинстве стран  мира процессы объединения предприятий  контролируются антитрестовым законодательством.

     Фермерские  хозяйства могут заключать соглашения и кооперации и совместно планировать, какие виды и объемы продукции производить. Таким образом будет повышаться устойчивость их положения на рынке сельскохозяйственной продукции.

     Однако рассмотрение двух типов конкуренции: совершенной и несовершенной, – является неполным. В реальных условиях участники конкурентных отношений могут использовать недопустимые механизмы конкурентной разведки. Поэтому несовершенная конкуренция может превращаться в недобросовестную конкуренцию.

     Недобросовестная  конкуренция — нарушение предприятием общепринятых правил и норм конкуренции, установленных законодательно или сложившихся стихийно, но принятых другими участниками рынка, а также неправомерное регулирование осведомленности о процессах и товарах рынка.

     Механизмы недобросовестной конкуренции:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества продукции;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им продуктов с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • другие.

     Следующим, не менее важным, способом классификации конкуренции являются характеристики товара. Как отмечалось выше, важнейшей характеристикой в конкурентном взаимодействии является цена. Этот показатель в большей степени определяет привлекательность товара для потребителя.

     Выделим следующие типы конкуренции по характеристикам товара.

  1. При ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителя на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. Предприятие может в этом случае либо использовать преимущество более низких издержек производства, либо сознательно идти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка.
  2. Неценовая конкуренция характеризуется тем, что основными факторами в конкурентной борьбе становятся не цена продукта, а его качество, репутация производителя и так далее. Одновременно под видом неценовой может идти и скрытая ценовая конкуренция, если повышение качества и улучшение потребительских свойств новых продуктов происходит быстрее, чем растет их цена.

     Обобщим рассмотренные типы и виды конкуренции  для получения полного представления  об этом процессе (табл. 1). 

     Таблица 1. Признаки конкуренции

Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Недобро-совестная

конкуренция

Монополия Монополисти-ческая

конкуренция

Олигополисти-ческая

конкуренция

Число предприятий Очень много Одно Много Несколько Параметры и признаки соответствуют несовершенным формам
Размер предприятий Мелкие Крупнейшие Средние,

крупные

Крупные, крупнейшие
Тип продукта Однородный, стандартизированный Уникальный Дифференци-рованный Стандартизирован-ный или дифференцирован-ный
Воздействие на рынок Отсутствует Значитель-ное со стороны монополиста В узких границах Значительное,

но в рамках взаимодействия

Барьеры для вступления на рынок Отсутствуют Очень трудно пре-одолимы Относительно легко преодолимы Крайне трудно преодолимы
Ценовая конкуренция Решающая роль Отсутствие Решающая роль Отсутствие
Неценовая конкуренция Отсутствие Отсутствие Решающая роль Решающая роль
Доступность информации Равный доступ ко всей информации Отсутствует Некоторые ограничения Свободный,

но в рамках взаимодействия

Правовые и юридические нормы Выполняются всеми участниками рынка. Контроль осуществляется государством Нарушаются полностью или частично
 

     При таком многообразии большинство  источников, рассматривая экономическую  сущность конкурентных процессов, раскрывают только качественную сторону взаимодействия. Многие наработки носят рекомендательный характер. По существу, комплексной оценки различных процессов конкуренции в системном рассмотрении не приводится. Кроме того, предлагаемые методы не обладают гибкостью и не могут использоваться на разных предприятиях даже в рамках одной отрасли АПК.

     В этой связи актуальна разработка максимально общих подходов к оценке и рассмотрению рыночного процесса. Это возможно только, если в качестве «отправной точки» будут рассматриваться не характеристики предприятий, а равные и общие особенности самого конкурентного взаимодействия и параметры сельскохозяйственной продукции на рынке.

     Под математической моделью рынка будем понимать совокупность элементов:

     

  (1)

где: PT – множество потребителей продуктов;

       PR – множество производителей продукции;

       G – государство как регулирующий механизм рынка.

     Государство G регулирует отношения на рынке через законодательную базу, создавая такие условия, при которых ни один участник рыночного процесса не станет (не захочет) прибегать к действиям, нарушающим положения этой базы, то есть конкуренция не станет недобросовестной.

     Рассмотрим  более подробно особенности и  формирование множеств PT и PR.

     Множества потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции можно описать так:

     

  (2)

     

,  (3)

где: m – количество производителей;

        n – количество потребителей.

     Тогда, исходя из (2) и (3), размер рынка можно было бы определить так:

     |R| = n + m.   (4)

     Выражение (4) верно в том случае, если множества PT и PR не содержат ни одного предприятия, сочетающего в рамках данного рынка функции производителя и потребителя.

     Предлагается  считать множества PT и PR не пересекающимися. Обоснуем данное предложение. С позиции теоретико-множественного подхода сочетание в рамках данного рынка функции производителя и потребителя соответствует пересечению множеств:

     

,  (5)

где P – некоторый участник рынка.

     Однако, с позиции экономического смысла конкуренции, это неверно, так как предприятие P не может соперничать само с собой.

     Для недопущения ситуации с объединением, пересечением множеств и так далее  предлагаем следующее. Если один и тот  же субъект P выступает и в качестве производителя, и в качестве потребителя каких-либо товаров одного рынка, он должен быть условно разделен на два – условного потребителя и условного производителя. Фермер, производя товар для продажи и собственного потребления, должен стремиться разделить его на основе каких-либо признаков (например, качества).

     Введем  операцию условного замещения:

     

,  (6)

где: P – реальный субъект рынка;

       PPT – условный субъект рынка с функцией потребителя;

       PPR – условный субъект рынка с функцией производителя.

     Правомерность этой операции подтверждается экономически:

  • в бухучете товары, производимые и приобретаемые, учитываются на различных счетах;
  • организационно разделяют отделы сбыта и снабжения, создавая отдельные подразделения;
  • при расчете финансовых показателей компоненты доходной и расходной части разделяют;
  • и так далее.

     Тогда размер рынка можно определять так:

     

,  (7)

где: |PT| – количество потребителей (включая условных);

        |PR| – количество производителей (включая условных).

     Наполнением любого рынка является продукция. Обозначим T множество продуктов, производимых (потребляемых) на рынке. Множество Т можно определить как:

     

  (8)

где: m – количество производителей;

       Tj – подмножество продуктов j-того производителя.

     Важнейшим свойством этого множества является то, что T ≠ 0, так как на рынке должен быть представлен хотя бы один продукт.

Информация о работе Конкуренция предприятий в сфере АПК и модель рынка