Конкуренция предприятий в сфере АПК и модель рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:52, статья

Описание

В работе рассмотрены основные вопросы взаимодействия предприятий в условиях рыночной экономики в сфере АПК. Определяется роль конкуренции как важнейшего рыночного процесса. Выделяются типы и виды конкуренции. Дана характеристика каждого из них применительно к сфере АПК. Предложен путь формализации рынка сельскохозяйственной продукции как системы. Построенная модель удовлетворяет всем выделенным видам конкурентного взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

виды конкуренции.doc

— 953.00 Кб (Скачать документ)

     Подмножество  продуктов j-того производителя:

     

  (9)

где lj – количество продукции j-того производителя.

     Объединив (8) и (9), получаем, что множество T можно определить так:

     

  (10)

где tjk – k-тый продукт j-того производителя.

     На  основании (8) и (9) полный ассортимент продукции на рынке R можно определить как:

     

  (11)

     Различие между сельскохозяйственными продуктами выражается в их характеристиках. Обозначим H множество характеристик продукции рынка:

     

  (12)

где Hjk подмножество характеристик k-того продукта j-того производителя.

     Определим Hjk как:

     

  (13)

где: hyjk – y-тая характеристика k-того продукта j-того производителя;

       wjk – количество характеристик k-той продукции j-того производителя.

     При этом:

     

  (14)

где: C – ценовые характеристики;

       NC – неценовые характеристики продукции.

     Выражение (14) носит важный характер, так как, согласно положениям маркетинга [10, 11], различие между ценовыми и неценовыми параметрами велико. Только между некоторыми существует взаимное преобразование.

     Обобщенную  модель рынка можно представить  в виде:

     

 (15)

     Таким образом, рынок R (15) предлагается рассматривать как совокупность непересекающихся множеств потребителей {pti} и производителей {prj} сельскохозяйственной продукции, взаимодействующих с учетом регулирующей функции государства G, с заданным на этой совокупности множестве производимых (потребляемых) продуктов {tjk} с определенными ценовыми и неценовыми характеристиками {hyjk}.

     Параметры полученного описания можно использовать для рассмотрения различных видов конкуренции.

  1. Совершенная конкуренция:

         n ® ¥ Ù Ошибка! Ошибка связи.;   (16)

  1. Монополия:

         (n = 1 Ù"m) Ú ("n Ù m = 1).   (17)

  1. Монополистическая конкуренция:

     (n > m Ù Tj ≠ Tj+1 Ù m > 1) Ú (n < m Ù Tj ≠ Tj+1 Ù n > 1). (18)

  1. Олигополистическая конкуренция:

     (n >> m Ù Tj ≠ Tj+1) Ú (m >>n Ù Tj ≠ Tj+1).  (19)

     Полученное  описание обладает достаточной гибкостью, чтобы отразить все структурные и функциональные особенности не только рынка сферы АПК как системы, но и существующие типы и виды конкуренции на нем. Выражение (15) может использоваться, как объект анализа. Рассмотрение переменных n и m, а также множества продуктов Т и их характеристик H, позволит установить вид конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции. 

     Список  использованных источников 

     
  1. И.Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
  2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М., Институт новой экономики, 2002. – 1280 с.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
  4. Russell Secker. 10 key sources of competitive data., SCIP online.
  5. Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. – Вершина, 2006. – 240 с.
  6. Steven M. Shaker and George Kardulias, Scoring at Conferences: The Quarterback Technique for Gathering Intelligence, SCIP online.
  7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб.: СПб-оркестр, 1994. – 446 с.
  8. Энциклопедия предпринимателя / Гл. ред. С.М. Синельников. – СПб.: ДДТ, 1994. – 190 с.
  9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 124 с.
  10. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. – М.: Междунар. отношения, 1984. – 223 с.
  11. Абрамишвили Г.Г. Операция «Маркетинг»: Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. – М.: Междунар. отношения, 1976. – 240 с.

Информация о работе Конкуренция предприятий в сфере АПК и модель рынка