Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:43, реферат
Одной из важнейших предпосылок экономического, общественного и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших предпосылок
экономического, общественного и
политического развития является наличие
свободной конкуренции в
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены.
Конкуренция может быть определена
как попытка достижения вознаграждения
путем отстранения или
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Конкуренция (от лат. – сталкиваться) – это борьба между производителями товаров за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.
Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.
Благодаря экономической свободе,
сопутствующей ей конкуренции, рыночная
экономика превосходит
В условиях высокой монополизации
производителей, регулятором производства
продукции являлся не реальный спрос,
а - производство и административно-командный
механизм распределения, которые регулировали
потребление, формировали потребности
и выпуск показателей. В этих условиях
проблема конкурентоспособности
В связи с этим в современной
экономике главным направлением
финансово-экономической и
Основой для исследования послужили учебник Азоева Г.Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика», курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., учебник по основам экономической теории под ред. Камаева В.Д.
Целью курсовой работы является рассмотрение и раскрытие экономического понятия конкуренции, ее видов. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- определить теоретический
- выявить особенности, черты конкуренции на рынке;
- рассмотреть функции
- охарактеризовать виды
Предметом данной курсовой работы является понятие конкуренции и ее виды. Объектом является сфера микроэкономики, в пределах которой мы рассматриваем данное понятие.
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Основные подходы к определению конкуренции
Конкуренция - борьба независимых
экономических субъектов за ограниченные
экономические ресурсы. Это экономический
процесс взаимодействия, взаимосвязи
и борьбы между выступающими на рынке
предприятиями в целях
Существуют и другие определения
конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию
как «действие постоянной угрозы
подрыва господства и постоянного
его пересмотра в рамках таких
правил игры, которые обеспечивают
творчество и отбор». Человек всегда
стремится продать подороже, а
купить подешевле, сделать себе выгоду.
Поэтому и приходится нам постоянно
сталкиваться с конкуренцией. «Строгое
значение понятия «конкуренция», очевидно,
заключается в том, что один человек
состязается с другим, особенно при
продаже или покупке чего-либо»
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию
как элемент рыночного
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Первый подход основывается на повседневном
понимании конкуренции как
Для литературы советского периода
характерно отрицательное отношение
к конкуренции в целом. Конкуренция
определяется как «антагонистическая»
форма экономического соревнования
частных товаропроизводителей. Наибольшее
развитие конкуренция получает в
условиях капиталистического способа
производства. Цель конкуренции - борьба
за получение возможно большей прибыли.
В ходе конкуренции происходит массовое
разорение мелких и средних
В более поздней отечественной
литературе отношение к конкуренции
изменилось. Например, «конкуренция - естественная
черта рыночных отношений. В условиях
здоровой конкуренции в выигрышном
положении оказываются
В рамках классической экономической
теории конкуренция рассматривается
как неотъемлемый элемент рыночного
механизма. А. Смит трактовал конкуренцию
как поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более
выгодные продажи и покупки
Конкуренция выступает в качестве
силы, обеспечивающей взаимодействие
спроса и предложения, уравновешивающей
рыночные цены. В результате соперничества
продавцов и покупателей
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные виды рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции
Конкуренция относится к неконтролируемым
факторам, которые воздействуют на
деятельность организации, которые
не могут управляться
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
б) при его потреблении:
1.2 Типы конкуренции
Типы, конкуренции, в зависимости от классификации различают, прежде всего, внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция существует между производителями определенной отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение максимально возможной в этой отрасли прибыли.
Межотраслевая конкуренция возникает между производителями разных отраслей за более высокие прибыли и более выгодное применение капитала. Она содействует перемещению капиталов и ресурсов с одной отрасли в другую, обеспечивая рациональное их использование.
Каждая отрасль заботится о наилучших условиях именно для себя, поэтому возрастает значение и цена ресурсов, а отсюда улучшается их бережное использование.
На этой почве возникают конкуренция в масштабе страны и межнациональная конкуренция, так как в мире многие государства производят однотипную продукцию, а рынки сбыта небезграничны. Это имеет и положительный аспект, так как способствует снижению национальных и мировых расходов на производство.
Конкуренция ведется за ограниченный
объем платежеспособного
Рыночная конкуренция
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
- ценовую (конкуренцию на основе цены);
- неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их
-для проникновения на рынки с новыми товарами;
-для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции
фирмы вводят новый товар с
существенно улучшенными
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
Более эффективной и более