Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:43, реферат

Описание

Одной из важнейших предпосылок экономического, общественного и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших предпосылок  экономического, общественного и  политического развития является наличие  свободной конкуренции в обществе. Конкуренция – существенная черта  различных видов деятельности, в  которых происходит столкновение интересов.

Конкуренция – это борьба между  индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых  ограничены и неравным образом распределены.

Конкуренция может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг.

Конкуренция (от лат. – сталкиваться) – это борьба между производителями товаров за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.

Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним  из важнейших способов повышения  эффективности, как целой экономической  системы, так и всех ее звеньев.

Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет  места. Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия.

В условиях высокой монополизации  производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный  механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности  и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия  и продукции, у производителей практически  не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той  продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного  механизма эта проблема, естественно, резко обострилась, и ее решение  требовало от всех субъектов рынка  активного поиска путей и методов  повышения конкурентоспособности  производимых и потребляемых товаров.

В связи с этим в современной  экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия  становится повышение конкурентоспособности  для закрепления его позиций  на рынке в целях получения  максимальной прибыли. Этим и объясняется  актуальность выбранной темы.

Основой для исследования послужили  учебник Азоева Г.Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика», курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., учебник по основам экономической теории под ред. Камаева В.Д.

Целью курсовой работы является рассмотрение и раскрытие экономического понятия  конкуренции, ее видов. Для этого  необходимо выполнить следующие  задачи:

- определить теоретический подход  к определнию конкуренции;

- выявить особенности, черты  конкуренции на рынке;

- рассмотреть функции конкуренции;

- охарактеризовать виды конкуренции.

Предметом данной курсовой работы является понятие конкуренции и ее виды. Объектом является сфера микроэкономики, в пределах которой мы рассматриваем  данное понятие.

1.  ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Основные подходы к определению конкуренции

 

Конкуренция - борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке  предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения  конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию  как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного  его пересмотра в рамках таких  правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор». Человек всегда стремится продать подороже, а  купить подешевле, сделать себе выгоду. Поэтому и приходится нам постоянно  сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек  состязается с другим, особенно при  продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под  «человеком», как представляется, понимал  субъект рынка [1].

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода  к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию  как состязательность на рынке. Такой  подход характерен для отечественной  литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.

Третий подход определяет конкуренцию  как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов.

Для литературы советского периода  характерно отрицательное отношение  к конкуренции в целом. Конкуренция  определяется как «антагонистическая»  форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в  условиях капиталистического способа  производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий [2].

В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли  поставщики, изготовители продукции  и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей» [3].

В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма. А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и  конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как  некое свойство рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции  на рынке выделяются различные виды рынков, для каждого из которых  свойственно определенное поведение  экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости  общих рыночных условий от поведения  отдельных участников рынка.

Понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. Кроме того, конкуренция  выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые  не могут управляться организацией.

Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1. при его производстве:
  • производительность труда;
  • уровень налогообложения;
  • внедрение научно-технических разработок;
  • размеры прибыли предприятия;
  • величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

  • продажная цена товара;
  • качество;
  • новизна;
  • послепродажное обслуживание;
  • уровень предпродажной подготовки.

 

1.2 Типы конкуренции

 

Типы, конкуренции, в зависимости  от классификации различают, прежде всего, внутриотраслевую и межотраслевую  конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция  существует между производителями  определенной отрасли за более выгодные условия производства и сбыта  продукции, получение максимально  возможной в этой отрасли прибыли.

Межотраслевая конкуренция возникает  между производителями разных отраслей за более высокие прибыли и  более выгодное применение капитала. Она содействует перемещению  капиталов и ресурсов с одной  отрасли в другую, обеспечивая  рациональное их использование.

Каждая отрасль заботится о  наилучших условиях именно для себя, поэтому возрастает значение и цена ресурсов, а отсюда улучшается их бережное использование.

На этой почве возникают конкуренция  в масштабе страны и межнациональная  конкуренция, так как в мире многие государства производят однотипную продукцию, а рынки сбыта небезграничны. Это имеет и положительный аспект, так как способствует снижению национальных и мировых расходов на производство.

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

Рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка. Все это  средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

- ценовую (конкуренцию на основе цены);

- неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

-фирмами-аутсайдерами в их борьбе  с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

-для проникновения на рынки  с новыми товарами;

-для укрепления позиций в  случае внезапного обострения  проблемы сбыта.

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.

Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более высокую, чем  у конкурентов, потребительную стоимость  товара (фирмы выпускают товар  более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

Более эффективной и более современной  формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости  затрудняет ответные меры со стороны  конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

Информация о работе Конкуренция