Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:43, реферат

Описание

Одной из важнейших предпосылок экономического, общественного и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

Именно благодаря конкуренции  рынок становится системой с обратной связью, обеспечивающей: установление цен, которые отражают уровень платежеспособного  спроса на тот или иной товар; перемещение  капиталов из сферы с меньшей  эффективностью в сферы более  эффективного их применения; развитие технического прогресса.

По словам П.Самуэльсона, конкуренция  позволяет находить ответы на следующие  вопросы:

- что производить (какие удовлетворять  потребности);

- для кого производить (какой  занять сегмент рынка);

- как производить (с помощью,  какой технологии). [7]

Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкуренция  безжалостно выводит из рынка  субъектов хозяйствования, занятых  производством ненужной для рынка  продукции. Соответственно, сокращаются  объемы производства отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются успешными: наращиваются объемы производства и тем самым  устраняется ситуация дефицита в  экономике.

Гибкость механизма конкуренции  проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. Конкуренция выступает важнейшим  механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики. Конкуренция обеспечивает «естественный отбор» на рынке.

Опыт хозяйственного развития стран  с рыночной экономикой показывает конкуренцию  как важнейшую предпосылку эффективного использования ресурсов, роста национального  богатства при минимальных издержках  производства. Вместе с тем тот  же опыт показывает, что нерегулируемый рынок, предоставленная самой себе конкуренция перерастает в свою противоположность – монополию, имеющую своим результатом стагнацию, потерю динамизма в экономическом  развитии, в конечном счете, снижение общественного благосостояния. Последнее  обстоятельство является одним из составляющих явления, которое получило название «фиаско рынка». [8]

Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

  1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы. [9]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение необходимо сделать некоторые  общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной  экономической категории.

Конкуренция - ключевая категория  рыночных отношений. Она выступает  в различных формах и осуществляется разными способами.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости от того, каким образом  конкурируют между собой участники  рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию  и соответствующие рынки: рынок  свободной конкуренции и рынок  несовершенной конкуренции.

В экономической системе конкуренция  обеспечивает те движущие силы, которые  заставляют товаропроизводителей повышать производительность труда и качество продукции, расширять производство, снижать цены, бороться за потребителя. Таким образом, конкуренция определяет эффективность функционирования рыночного механизма в качестве регулятора производства.

Экономическая конкуренция – это  важнейший институт современной  рыночной экономики. Необходимость  её развития требует выработки и  проведения в жизнь осмысленной  государственной конкурентной политики. Помимо этого необходимо ясное и  систематизированное законодательство в сфере стимулирования и охраны конкуренции.

Конкуренция является одним из важных инструментов рынка, поскольку, отбирая  лучшие индивидуальные решения участников, является для общества в целом  процедурой открытия нового. Конкуренция  ведет к лучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть  достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального  поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует  рациональность.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой  развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция – очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях нашей экономики, только начинающей осваивать его.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Курс экономической теории. Под  ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, - 2007. - 752 с.

2. Маконнелл. К., Брю С. Экономикс:  принципы, проблемы и политика. - Т.1- М.: Дело. - 2006. - 763 с.

3. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Робинсон Дж. Экономическая теория  несовершенной конкуренции. - М. 2007. - 321 с.

5. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. - М.: ЮНИТИ. - 2009. – 461с.

6. Учебник по основам экономической  теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2009. - 640 с.

7. Проблемы конкурентоспособности.  Ч.Т. Токтосунова, Н.Ж. Рахманова, - Банковский вестник. – 2008.- №7.-31-37с.

8. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 208 с.

9. Войтов А.Г. Экономика: Общий курс. - М.: Маркетинг, 2008. - 584 с.

 


Информация о работе Конкуренция