Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:43, реферат
Одной из важнейших предпосылок экономического, общественного и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены.
Именно благодаря конкуренции рынок становится системой с обратной связью, обеспечивающей: установление цен, которые отражают уровень платежеспособного спроса на тот или иной товар; перемещение капиталов из сферы с меньшей эффективностью в сферы более эффективного их применения; развитие технического прогресса.
По словам П.Самуэльсона, конкуренция позволяет находить ответы на следующие вопросы:
- что производить (какие
- для кого производить (какой занять сегмент рынка);
- как производить (с помощью, какой технологии). [7]
Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкуренция безжалостно выводит из рынка субъектов хозяйствования, занятых производством ненужной для рынка продукции. Соответственно, сокращаются объемы производства отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются успешными: наращиваются объемы производства и тем самым устраняется ситуация дефицита в экономике.
Гибкость механизма
Опыт хозяйственного развития стран
с рыночной экономикой показывает конкуренцию
как важнейшую предпосылку
Рассматривая конкуренцию
Положительные стороны конкуренции:
Отрицательные стороны конкуренции:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом
конкурируют между собой
В экономической системе
Экономическая конкуренция – это
важнейший институт современной
рыночной экономики. Необходимость
её развития требует выработки и
проведения в жизнь осмысленной
государственной конкурентной политики.
Помимо этого необходимо ясное и
систематизированное
Конкуренция является одним из важных
инструментов рынка, поскольку, отбирая
лучшие индивидуальные решения участников,
является для общества в целом
процедурой открытия нового. Конкуренция
ведет к лучшему использованию
способностей и знаний. Большая часть
достигнутых человеческих благ получена
именно путем состязания, конкуренции.
Конкуренция требует
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция – очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях нашей экономики, только начинающей осваивать его.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, - 2007. - 752 с.
2. Маконнелл. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Т.1- М.: Дело. - 2006. - 763 с.
3. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М. 2007. - 321 с.
5. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. - М.: ЮНИТИ. - 2009. – 461с.
6. Учебник по основам
7. Проблемы
8. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 208 с.
9. Войтов А.Г. Экономика: Общий курс. - М.: Маркетинг, 2008. - 584 с.