Конкурентная стратегия фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание

Конкуренция выступает как одна из наиболее важных тенденций функционирования и развития экономики. Глубинные истоки конкуренции в экономике содержатся в принципиальной невозможности полного совпадения интересов субъектов бизнеса на фоне относительной ограниченности благ и невозможности обеспечения равенства в доступе каждого из экономических субъектов к этим благам.

Работа состоит из  1 файл

Введение по курсовой.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     Введение.

     Конкуренция выступает как одна из наиболее важных тенденций функционирования и развития экономики. Глубинные истоки конкуренции  в экономике содержатся в принципиальной невозможности полного совпадения интересов субъектов бизнеса  на фоне относительной ограниченности благ и невозможности обеспечения равенства в доступе каждого из экономических субъектов к этим благам.

     Долгое  время экономика России развивалась  вне русла мировых тенденций. Это было обусловлено попытками  административной ликвидации рынка и предпринимательской деятельности в масштабах всего государства после событий 1917 года. Весь внутренний рынок оказался объектом принудительной унификации. Любая хозяйственная инициатива граждан должна была пройти проверку на соответствие идеям марксизма-ленинизма. Потребительские ожидания людей обусловливались динамикой не потребностей, а директивных показателей потребления, содержащихся в народнохозяйственных планах. Общественная ценность и реальная конкурентоспособность товаропроизводителей должна была подтверждаться не на рынке, а в кабинетах партийно-государственных руководителей разного уровня.

     Такие события не могли пройти бесследно. В результате, в ранний период зарождения российского бизнеса одной из самых злободневных проблем было непонимание принципов его ведения. Практически полное отсутствие опыта участия в рыночной конкуренции и связанные с этим серьезные проблемы подтолкнули менеджеров фирм-дебютантов и ученых-теоретиков к изучению западного опыта. Однако реальная конкурентная среда российского рынка сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой. Этот факт не позволяет применять на практике многие методики, предлагаемые иностранными специалистами.  

     Одной из таковых является методика разработки конкурентной стратегии. Задача эффективного противостояния конкурентам не утратила своей актуальности, напротив, с развитием экономики, она становится еще более острой. Ограниченность ресурсов, которые фирма может направить на обеспечение превосходства над соперниками, заставляет искать пути их наиболее дальновидного и рационального использования, то есть, разрабатывать конкурентную стратегию. Этот факт давно осознан многими предпринимателями.

     Однако  по сей день не существует единой методики поиска наиболее эффективных решений в данной области.

     В условиях усиливающейся конкуренции  такая методика является жизненно необходимой  для предпринимательских фирм. Неумение четко определить собственную позицию  в конкурентной борьбе, предвидеть действия соперников, ставить цели и разрабатывать наиболее эффективные пути их достижения в наши дни приводит фирму к утрате конкурентных позиций и полному вытеснению с рынка.

     Таким образом, проработка теоретических  и практических вопросов, связанных  с методикой создания конкурентных стратегий является актуальной научной задачей, от решения которой зависит конкурентоспособность российских предприятий.

       В экономической литературе индустриально развитых стран проблемы конкуренции занимают значительное место. Большое внимание уделяется и теме стратегического управления. Однако вопросы разработки и применения стратегий конкурентного поведения пока не получили должного освещения.

     В отечественной научной литературе эта область знаний представлена работами Ю. Б. Рубина, Г. Л. Азоева, Р.А Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, некоторые аспекты данной темы также затрагиваются в работах И. К. Беляевского, В.Л. Белоусова, А.П. Дуровича. Гораздо шире список западных авторов: М. Портер, И. Ансофф, А. Стрикленд, Ж.-Ж. Ламбен, М. Мак-Дональд, Д. Аакер, П. Друкер, Дж. Траут, Дж. Дэй, К. Прахалад, Г. Хамел, М. Трейси, Ф. Мур, Ф. Вирсема, Г. Минцберг, Эл. Райе и др.

     Несмотря  на такое количество трудов, практически  отсутствуют работы, в которых  целостно была бы представлена методика разработки и реализации конкурентной стратегии предпринимательской фирмы в переходной экономике. На восполнение этого пробела и направлено данное исследование. Подобная работа необходима для выработки практических рекомендаций по выработке конкурентных стратегий руководителям предпринимательских фирм, действующих на российском рынке.

     Цель  данного  исследования состоит в  анализе конкурентной стратегии предпринимательской фирмы в условиях усиливающейся конкуренции и дефицита достоверной информации.

     Объект: предпринимательская фирма ООО «Термоконтроль».

     Предмет: совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, характеризующих подходы к разработке конкурентной стратегии предпринимательской фирмы.

     Задачи:

     1. Выявление сущности и формулировка определения конкурентной стратегии предпринимательской фирмы;

     2. Проведение анализа конкурентоспособности предприятия на всех этапах жизненного   цикла товаров;

     3. Изучение процесса достижения конкурентоспособности фирмы ;

     4. Выявление  особенностей существующей конкурентной стратегии;

     5. Определить основные направления разработки  конкурентной  стратегии  ООО  «Термоконтроль».

     В процессе исследования использовались научные труды отечественных  и зарубежных специалистов по проблемам  рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, а так же данные государственной статистики. 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ    КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ  ФИРМЫ. 

     1.1. Сущность и содержание  конкурентной стратегии. 

     Конкуренция - важное отличие рынка. Конкуренция - соревнование или соперничество  в чём-либо. Важным средством конкуренции являются низкие цены на товары.

     Существуют  два вида конкуренции: внутриотраслевая - это конкуренция между предприятиями  одной отрасли, которые выпускают  одинаковую продукцию. За её сбыт и  получение прибыли. Этот вид конкуренции стимулирует производительность труда НТР. Второй вид конкуренции – межотраслевая - это конкуренции между разными отраслями промышленности за прибыльное использование финансов. [1]

     Методы  конкуренции: Ценовая - снижение цен  на товары. Сезонная распродажа. Неценовая - сервисное и качественное обслуживание потребителя. [1]

     Хотя  организационным механизмом чистого  капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции  в качестве механизма контроля в  такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

     Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.

     Весьма  примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибыли или даже рисковать, со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем, очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

     Итак, сила конкуренции контролирует или  направляет мотив личной выгоды таким  образом, что он автоматически и  непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. [2]

     Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.[3]

     В первую очередь сказанное относится  к неправильному представлению о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки – это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.

     Как показывает практика, преуспевающие и перспективные рынки имеют высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких рынках очень велика.

     Необходимо  также отметить, что для многих небольших предприятий смысл  конкуренции сводится к тому, чтобы  быть похожими на своих более крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно останавливать дальнейший поиск.

     С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.

     Вопрос, где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль всегда

     является  одним из ключевых в маркетинговой  ориентации предприятия. Однако, как  показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям. Опросы работников московских предприятий, реализующих компьютерную технику, показали, что менеджеры по сбыту, решая проблему выбора целевого рынка, часто упускают из вида как, с помощью каких средств возможно достижение успеха. Перенос старых, используемых для других условий, приемов и методов конкуренции на новые рынки не приносит желаемых результатов. Вопрос: как конкурировать является столь же важным и критическим и, его игнорирование означает полное отсутствие целевой ориентации в конкурентной борьбе.

     Недостаточно  внимания уделяется и определению  начала и окончания периода использования  разработанной стратегии конкуренции. Общая тенденция сокращения жизненного цикла товара, увеличение количества товаров, использующих технологические решения, быстро сменяющие друг друга, изменение демографических характеристик рынка, политической ситуации в стране и другие динамические факторы осложняют правильный выбор начала внедрения новой стратегии конкуренции и периода ее использования на рынке.

     К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции можно  отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована  на противодействие предприятиям-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что конкурентная стратегия должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только предприятие, но и его аппарат управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется, в конечном счете, за бюджет потребителей. И поэтому смысл конкурентной борьбы заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов. [4] 

Информация о работе Конкурентная стратегия фирмы