Консалтинговые услуги в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:11, контрольная работа

Описание

Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его управления и структуры. В крупном бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также возросшей конкурентной борьбой.

Содержание

1) История возникновения рынка консалтинговых услуг
2) Определение консалтинга
3) Виды консультационных услуг
4) Группы (виды) консалтинговых услуг
5) Классификация консалтинговых услуг
6) Виды услуг, включающиеся в консалтинг
7) История консалтинга в России
8) Консалтинг на рынке слияний и поглощений
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Консалтинговые услуги в России и за рубежом.docx

— 252.02 Кб (Скачать документ)

Обеспечение информационными  технологиями. Под информационными технологиями понимаются способы автоматизированной переработки информации. В настоящее время такая переработка осуществляется на основе электронно-вычислительных устройств, поэтому речь обычно идет об информационно-компьютерных технологиях: разработке и использовании компьютерных программ, создании баз данных, компьютерных сетей и т.д.

Можно выделить четыре группы субъектов, предоставляющих такие  услуги:

1) специальные фирмы по  разработке программного обеспечения; 

2) менеджмент-консалтинговые  и бухгалтерские фирмы, оказывающие  услуги по применению новых  информационных технологий в  менеджменте, приспособлению стандартных  программ к потребностям предприятий,  выбору оборудования и интеграции  вычислительных систем;

3) фирмы, обслуживающие  компьютеры. Их услуги включают  проектирование вычислительных  систем, программирование, обучение  пользователей, управление сетями  передачи данных, интеграцию систем  и т.д.;

4) производители компьютерного  оборудования. Они были вовлечены  в деятельность, связанную с информационной  технологией, позже всех, но сразу  же активно стали действовать  в этом направлении, разрабатывая  информационные технологии, ориентированные  на использование производимого  ими оборудования.

Все услуги по информационным технологиям сопровождаются консалтингом по их внедрению и использованию.

Инжиниринг — это услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на две группы:

1) услуги, связанные с  подготовкой производственного  процесса;

2) услуги по обеспечению  самого процесса производства.

Инжиниринговые услуги оказываются  специализированными фирмами, а  также строительными и промышленными  компаниями.

Консультирование по инженерным вопросам является одним из видов  консалтинговых услуг.

Инвестиционное  обслуживание (банкирование) (посреднические услуги по вложению средств в какое-либо дело). К ним относится деятельность особых кредитно-финансовых институтов — инвестиционных банков и компаний, по продаже и покупке ценных бумаг (акций, облигаций). Инвестиционные банки осуществляют аккумуляцию денежных средств частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг (обязательств) и вложения этих денежных средств в акции и облигации, т.е. выступают посредниками между выпускающими ценные бумаги фирмами и вкладчиками. Кроме своих основных функций, связанных с размещением ценных бумаг, большинство такого рода фирм предлагает широкий спектр консультативных услуг в области общего и финансового управления (см. раздел 1 и 3 табл.).

Рекрутинг — это услуги по подбору и оценке кадров. Данная область услуг развилась как отдельный вид в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах и других специалистах. Эти услуги предоставляются фирмами, специализирующимися на подборе кадров, или специальными подразделениями многопрофильных консультационных фирм. В последнем случае подбор кадров может осуществляться как часть более широкого пакета услуг, связанных с реорганизацией предприятия или с управлением человеческими ресурсами.

Рекрутинговая фирма выступает  как служба, применяющая в той  области производства, которую она  обслуживает, специальные методы интервьюирования и технику оценки кадров, методику разработки предложений и ведения  переговоров для привлечения  квалифицированных кандидатов.

При реализации инвестиционных проектов фирмы этого профиля  могут осуществляться комплексные  услуги по подбору полной "команды" менеджеров для вновь создаваемого предприятия.

Рекрутинговые фирмы расширяют  сферу своей деятельности, оказывая ряд дополнительных услуг. В частности, предоставляются услуги по подбору  временных руководящих кадров и  поиску новых рабочих мест для  высшего управленческого персонала, перемещаемого в связи со структурной  перестройкой производства. Такие фирмы  могут предоставлять также консалтинговые услуги по всем аспектам управления кадрами (см. разд. 4 табл.).

Реклама и отношения  с общественностью. Цель этой сферы деятельности — создание в глазах общественности положительного и вместе с тем специфического, отличающегося от конкурентов образа (имиджа) товара или фирмы. Создание имиджа осуществляется через средства массовой информации (объявления, интервью, статьи, публикации финансовых отчетов и т.д.), прямую рассылку рекламных материалов по почте, а также путем проведения различных мероприятий (конференций, презентаций, благотворительных акций и т.д.).

Объектами, на которые направлена эта деятельность, являются широкая  общественность, правительственные  учреждения, держатели акций и  сами сотрудники фирмы.

Консультанты по рекламе  и отношениям с общественностью  приглашаются для того, чтобы сформировать запоминающийся положительный образ  фирмы, способствующий созданию благоприятной  внешней и внутренней среды для  ее функционирования.

Консалтинговые услуги по отношениям с общественностью оказываются  в таких областях, как общее  управление, администрирование, социально-экономические  исследования и прогнозирование. Вместе с тем они могут консультировать  и в других областях в той мере, в какой они связаны с имиджем  фирмы.

Деловая информация. Этот вид услуг заключается в предоставлении экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации как по заказу отдельных предприятий, так и в виде публикаций, поступающих в свободную продажу: пособий, справочников, статей, журналов, обзоров, дайджестов и т.д., а также предоставления информации в электронной форме.

На рынке информационных услуг действуют их производители  — информационные агентства, центры и фонды социально-экономических  исследований, научно-исследовательские  организации, средства массовой информации, издательства, библиотеки, рекламно-справочные агентства и консалтинговые фирмы.

Важный аспект информационных услуг — предоставление сведений о надежности фирм.

По запросам клиента может  предоставляться следующая информация:

финансовое состояние (данные баланса, отчеты о прибылях и убытках, сопоставление финансовых показателей  за последние годы и т.д.);

юридическая форма компании, номер ее налоговой инспекции, банковские реквизиты, юридический и фактический  адреса;

структура капитала, виды деятельности, история, данные о руководителях, сведения о филиалах;

практика и сроки исполнения платежей;

судебные решения, случаи залогов имущества и иных финансовых обязательств, а также другая информация уведомительного характера;

положение фирмы в специально разрабатываемом рейтинге, показывающем ее финансовое положение и степень  коммерческого риска сотрудничества.

Аналитики информационной фирмы  могут также определить уровень  риска планируемого кредита и  выработать рекомендации по максимальному  размеру кредита.

Лоббирование — это легально осуществляемое воздействие на государственные органы (законодательные и исполнительные) для создания оптимальных условий осуществления деятельности фирмы. От отношений с общественностью этот вид деятельности отличается, как и маркетинг, более конкретной направленностью. Он направлен на организацию взаимодействия с властями при осуществлении того или иного проекта или функции фирмы. Если у нас понятие "лоббизм" до сих пор ассоциируется с чем-то противозаконным, считается чуть ли не синонимом коррупции, то в странах с развитой экономикой соответствующие фирмы предоставляют своим клиентам (предприятиям, отраслевым ассоциациям и т.д.) услуги по взаимодействию с государственными органами на профессиональной основе. Это услуги в области подготовки и корректировки законопроектов и нормативных актов в соответствии с потребностями бизнеса, обоснования положительных решений по тем или иным обращениям бизнесменов к властям. Достоинством услуг специалистов по лоббированию является соблюдение полной легальности и знание методов воздействия на представителей властей. Соответствующие консалтинговые услуги могут быть связаны со всеми услугами, представленными в табл.

Активное повышение  квалификации (тренинг). Этот вид услуг замыкает перечень и является пограничным между консалтингом и обучением. Повышение квалификации менеджеров осуществляется в виде курсов, конференций, семинаров и практических занятий; которые могут проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства. Отличие тренинга от консалтинга состоит в том, что тренер по менеджменту не рекомендует менеджерам управленческие решения по конкретным проблемам, а лишь передает им свои знания о том, как следует их принимать, и предоставляет информацию по соответствующей проблематике.

Отличие тренинговых программ от традиционных учебных мероприятий состоит в том, что они осуществляются в форме, максимально приближенной к практике (деловые игры, психологический тренинг, ситуационный анализ и т.д.), на основе практических знаний консультантов-тренеров, накопленных в процессе диагностики и решения проблем на других предприятиях. Методы тренинга позволяют внедрять знания не только через сознание, но и через подсознание, формируя из абстрактных понятий навыки и умения. Помимо осуществления обучающей функции тренинг способствует налаживанию контактов и последующего взаимодействия консультантов и менеджеров. Этим тренинг близок к обучающему консультированию (см. п. 8.01 табл.). Составной частью тренинга является психотренинг — форма занятий с руководителями и персоналом, позволяющая укрепить и развить их психологические качества, научить более эффективным методам поведения и коммуникации.

История консалтинга  в России 

 

Как и любое понятие, относящееся  к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Рынок консалтинговых услуг  в России относительно молод. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг  России с возрастом западного  рынка консультационных услуг, можно  сказать, что наш находится где-то на середине пути, но уже обладает сформировавшимися  взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Предпосылки для возникновения  консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых  экспертов. Именно поэтому отправной  точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать  начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное  с частным бизнесом. Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными  видами консалтинговых услуг того времени  можно назвать налоговый и  юридический. Небольшие фирмы, в  штате которых могло насчитываться  два-три человека, предоставляли  консультации в области налогообложения  и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг  в ту пору стали научно-исследовательские  институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление  частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это  развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал  обращаться к консультантам, можно  обозначить две.

К первой можно отнести  отсутствие или недостаток самих  консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая  распространенная - искреннее непонимание  смысла консультационных услуг. Зачем  платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно.

На западе собственник  старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение  бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для  этого, кроме как работать еще  больше, понимали далеко не все. Иными  словами, бизнесмен предпочитал  действовать исключительно своим  умом, опираясь на внутреннее чутье  и интуицию. Такая стратегия, в  отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила  к положительному результату. Общее  у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения  бизнеса, принципами которой успешно  пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а вместе с ним качественно изменялся  и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение  конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков  и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл. (в 2006 году объем рынка  консалтинговых услуг в России составил $1,65-1,85 млрд., в 2008 году объем рынка  консалтинговых услуг в сфере  недвижимости составил $40 млн.), при  этом темпы его роста за последние  годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в  ближайшее время эта планка будет  без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении с объемами рынка  консультационных услуг в США, которые  измеряются десятками миллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.

Информация о работе Консалтинговые услуги в России и за рубежом