Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:08, курсовая работа
Цель работы – исследовать контроль как управленческую функцию.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность, виды и методы контроля;
Определить взаимосвязь контроля с другими управленческими функциями;
Проанализировать этапы процесса управленческого контроля и подходы к его организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие и сущность контроля 5
1.2.Виды и методы контроля 10
1.3. Значение функции контроля и его взаимосвязь с другими
функциями менеджмента 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1.Характеристики эффективного контроля 19
2.2.Этапы процесса контроля и выбор варианта форм контроля 23
2.3.Различные подходы к организации управленческого контроля…………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…41
Кафедра «Экономики и менеджмента»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему: « Контроль как функция менеджмента и его эффективность»
.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие и сущность контроля 5
1.2.Виды и методы контроля 10
1.3. Значение функции контроля и его взаимосвязь с другими
функциями менеджмента 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1.Характеристики эффективного контроля 19
2.2.Этапы процесса контроля и выбор варианта форм контроля 23
2.3.Различные подходы к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…41
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
Особенность современного менеджмента
состоит в его направленности
на обеспечение рационального
В организации управление
рассматривается как процесс, потому
что работа по достижению целей с
помощью других – это не какое-то
единовременное действие, а серия
непрерывных взаимосвязанных
Ученые выделяют пять общих
функций управления: планирование (выбор
целей и план действий по их достижении);
организация (распределение задач
между подразделениями или
Цель работы – исследовать контроль как управленческую функцию.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе являются функции менеджмента. Предметом исследования –контроль как управленческая функция.
При написании курсовой работы использовались различные источники. Среди авторов, которые в той или иной мере затрагивали рассматриваемую проблему можно выделить Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф., Герчикову И.Н. и других авторов. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.
В рамках курсовой работы подробно рассмотрена одна из функций управления – контроль. В России первые сведения о контроле как особом виде управленческой деятельности относятся к 50-м гг. XVI в., когда по указу царя Алексея Михайловича был создан Приказ тайных дел. Управлял Приказом сам царь. Этому Приказу были даны широкие полномочия, в том числе наблюдение за выполнением боярами должностных обязанностей, проверка деятельности «служилых людей» Приказов, воевод и других. В 1657 г. был образован Счетный приказ, которому царь поручил контролировать финансовую деятельность других Приказов. В начале XVII в. в России впервые появилась должность контролера – исполнителя обособившейся управленческой функции. Эта должность была введена в Санкт-Петербурге в портовой таможне Коммерц-коллегии для контроля за взиманием торговой пошлины. Но государство уже тогда контролеров не жаловало. Известно, что Петр I при учреждении лесной стражи повелел «оклады им положить минимальные, ибо должность сия воровская». С тех пор контрольная деятельность становилась все разнообразнее и шире, но отношение государства к контролерам, по существу, осталось прежним. В современной России контрольной деятельностью в управлении занимаются тысячи специалистов и государственных служащих различного профиля. Тем не менее из реальной практики известно, что исполняемость, например, правовых норм, и прежде всего законов, все еще оставляет желать лучшего. Разумеется, соблюдение законов, других управленческих решений или непочтительное отношение к ним во многом зависит от правовой культуры, законопослушания самих граждан. Но главное все же состоит в том, чтобы в обществе в целом был налажен и четко функционировал механизм действенного контроля, реально обеспечивающий исполнение управленческих решений.
Множество компаний во всем
мире страдает от неэффективного использования
разного рода ресурсов – людских,
финансовых, материальных, от недостатка
необходимой для принятия правильных
решений информации, непреднамеренного
и преднамеренного искажения
отчетности, прямого мошенничества
со стороны персонала и
Каждый из нас практически
ежедневно применяет
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием, "поймать", "уличить", "схватить". Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания контроля. В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И та организация, которая имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Идея, лежащая в основе
желания сделать процесс
Это тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом этого эффекта, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.
Например, такая проблема иногда может возникнуть, если оценивать работу коммивояжеров только на основе объема их продаж. Опытные коммивояжеры знают, что звонок в уже знакомое место с большей вероятностью приведет к продаже их товара, чем звонок в незнакомое место. Таким образом, если объем проданных ими товаров в долларах будет единственной оценкой их работы, то коммивояжеры будут сосредоточивать свои усилия на уже знакомых покупателях, не заботясь о перспективах. Если в перечень общих целей организации входит также увеличение ее доли на рынке, чего можно достичь только путем привлечения новых покупателей, то, очевидно, что такое поведение коммивояжеров может привести к отрицательным последствиям. Так, в частности, если фирмы-конкуренты будут успешно увеличивать свои доли на рынке, то доля данной организации будет прогрессирующе уменьшаться.
Контроль может побуждать
людей выдавать организации непригодную
информацию. Например, менеджеры могут
стараться устанавливать
Итак, контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, – подготовку рекомендаций для принятия решения.
Контроль выявляет слабые
стороны предпринимательской
Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:
Наряду с внутренним контролем,
внутрихозяйственным расчетом, созданием
мер по ограничению риска и
безопасности хозяйственной деятельности
фирмы большое значение в финансовой
и налоговой сфере в
Информация о работе Контроль как функция менеджмента и его эффективность