1.2.Виды и методы контроля
Контроль - это процесс
обеспечения достижения организацией
своих целей. Он необходим для обнаружения
и разрешения возникающих проблем раньше,
чем они станут слишком серьезными, и может
также использоваться для стимулирования
успешной деятельности. Система контроля
позволяет сравнивать полученные ею показатели
с запланированными. Контроль обеспечивает
организацию механизмом корректировки
ее курса, если показатели отклоняются
от приемлемых пределов.
Контроль можно классифицировать
по следующим видам:
- Оперативный контроль: связан с процессами, которые необходимы организации для преобразования ресурсов в продукты или услуги. Может принимать три формы, они различаются временем осуществления:
- Предварительный контроль: основными средствами осуществления является реализация (не создание, а реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано.
- Текущий (Экранирующий) контроль: обеспечивает, чтобы качество продукта или услуги соответствовали стандартам. Осуществляется в ходе проведения работ. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществлять текущий контроль необходима обратная связь. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Обратная связь – это данные о полученных результатах.
- Последующий (Послеоперационный) контроль: концентрируется на отдаче организации. Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция – способствовать мотивации. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
- Финансовый контроль: связан с контролем финансовых ресурсов по мере их притока в организацию, движения в организации и оттока из нее.
- Сметы: обычно устанавливаются для рабочих групп, отделов, отделений и организации в целом. Обычным периодом является год. Сметы обычно имеют денежное выражение, но тоже могут выражаться в объеме продукции, времени и т.п. Они позволяют измерять показатели и проводить сопоставление между отделами, между уровнями в организации и между разными периодами времени, помогают компании координировать ресурсы и проекты, служат руководством в отношении ресурсов и ожиданий организации. Сметы дают только общие рекомендации, но управляющие не всегда понимают, что изменяющиеся обстоятельства могут потребовать внесения корректировок в сметы. А также процесс разработки смет требует много времени. Система смет может привести к наказанию управляющего, который составил завышенную смету и не уложился в нее.
- Финансовые проверки (аудит): является независимой оценкой учетных и финансовых процедур организации. Внешний аудит - это финансовая оценка, проведенная экспертами, которые не являются служащими организации. Внутренний аудит проводится служащими организации. Его задачей, как и задачей внешнего аудита, является подтверждение точности финансовых учетных процедур. Внутренний аудит, кроме того, проверяет данные процедуры на эффективность и пригодность.
- Финансовые отчеты – это очерчивание определенного аспекта в финансовых обстоятельствах организации. Информация из таких отчетов используется для того, чтобы рассчитать важные финансовые ресурсы.
- Анализ коэффициентов: финансовые коэффициенты сравнивают между собой различные статьи баланса или отчета о прибылях и убытках. Эти коэффициенты обеспечивают управляющих отправными точками отсчета для анализа деятельности.
- Структурный контроль: сосредоточивается на том, насколько структурные элементы организации соответствуют своему назначению.
- Бюрократический контроль: характеризуется формальными и механическими структурными построениями. Цель - добиться подчинения служащих. Предполагаются строгие правила, жесткая иерархия, дополнительные структуры и строгие стандарты деятельности.
- Клановый контроль: более гибкий подход, и целью его является преданность служащего организации. Основывается на групповых нормах и развитой корпоративной культуре и возлагает на служащих бремя ответственности самоконтроля. Организации, использующие данный подход, обычно имеют "плоскую" структуру. Они поощряют групповую деятельность и участие служащих в общем процессе.
- Стратегический контроль: фокусируется на том, насколько эффективны стратегии организации в достижении целей. Обычно сосредоточивается на структуре, руководстве, технологии, трудовых ресурсах организации, а также на информационных системах и системах оперативного контроля.
- Централизованный контроль:
- Любая организация в мире отвечает за оперативную отчетность о результатах деятельности перед головной конторой.
- Управляющие головной конторы часто посещают зарубежные отделения для наблюдения за их работой.
- Существует четкий контроль за ключевыми стратегическими решениями.
Децентрализованный контроль
- Зарубежные подразделения должны отчитываться менее часто и не по всем показателям.
- От отделений обычно требуется представление кратких отчетов о деятельности только ежеквартально, а полных отчетов всего лишь раз в год.
- Визиты в головную контору менее часты и в меньшей степени связаны с отслеживанием и оценкой деятельности.
Методы документального
и фактического контроля:
- Проверки: производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование: охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
- Надзор: производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фирмами.
- Анализ финансового состояния: предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
- Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
- Ревизия – взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля.
Значение функции контроля и его взаимосвязь с другими
функциями менеджмента
В классическом представлении
категория «управление» шире категории
«менеджмент», так как она применяется
к различным видам человеческой
деятельности. Всякий процесс управления
содержит две взаимосвязанные части:
объект управления (предмет приложения
действий) и субъект управления (та
часть, которая производит целенаправленное
действие). Управление представляет собой
осознанную целенаправленную деятельность
человека, с помощью которой он
упорядочивает и подчиняет своим
интересам элементы внешней среды.
Управление многообразно и существует
в самых различных видах. Это
может быть техническое управление,
государственное управление, идеологическое
управление, управление социальными
процессами, управление образовательными
процессами и, наконец, хозяйственное
управление.
Если речь идет о технологической
системе, то говорят «управление», а
если об организационной структуре
(с людскими ресурсами) – это менеджмент.
Менеджмент означает сферу деятельности,
связанную с организацией работы людей
ни предприятиях различного рода. В то
же время – это область знаний, в рамках
которой изучаются возможности эффективного
управления.
Английское слово «менеджмент»
(management) не переводится на русский язык
дословно. Его принято переводить как
«управление», а «менеджер» - как «руководитель».
Первоначально оно обозначало искусство
управлять лошадьми и произошло от глагола
to manage, который примерно означает «объезжать
лошадей» и, в свою очередь, восходит к
латинскому manus – «рука».
Особое место менеджмента
в рыночной экономике обусловлено
тем, что именно он должен обеспечить
связанность, интеграцию производственных,
экономических процессов, внутренние
ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность,
конкурентоспособность. Знания основ
менеджмента, методов построения организации,
принятия решений – залог эффективной
работы предприятия.
Сущность менеджмента
выражается в его функциях, то есть
тех задачах, для решения которых
оно предназначено. Основных функций
четыре: планирование, организация, мотивация,
контроль (рисунок 1)
Рис.1 Четыре первичные функции
управления
Планирование. Функцией менеджмента
«номер один» общепризнанно считается
планирование. Планирование – это
принятие решения о том, какие
должны быть цели организации, и что
надо делать для их достижения. Реализуя
ее, предприниматель или управляющий
на основе глубокого и всестороннего
анализа положения, в котором
в данный момент находится фирма,
формулирует стоящие перед ней
цели и задачи, разрабатывает стратегию
действий, составляет необходимые планы
и программы. Образно говоря, речь
идет об определении того, «где мы находимся
в настоящее время, куда хотим
двигаться и как собираемся это
делать». Планирование представляет собой
непрерывный процесс изучения новых
путей и методов совершенствования
деятельности фирмы за счет выявленных
возможностей, условий и факторов,
так как по достижению поставленных
целей формулируются новые.
Реализация разработанных
планов и программ входит в содержание
других функций, и, прежде всего функции
организации. Организационная функция
тесно связана с функцией планирования.
Ее сущность превосходно выразил
великий полководец А. В. Суворов: «Каждый
солдат должен знать свой маневр». Если
офицер не сумел организовать своих
подчиненных в согласованно действующую
боевую единицу – он погибает вместе
со всеми. Для обычного менеджера ситуация
лучше – в худшем случае разорится его
фирма. Фирма, имеющая много разных планов,
при отсутствии цельной схемы (структуры)
претворения их в жизнь обречена на провал.
Организационный этап –
это этап создания реальных условий
для достижения запланированных
целей. Речь идет о создании (формировании)
структуры фирмы и обеспечении
ее всем необходимым для решения
задач, определенных на первом этапе
процесса управления – этапе планирования.
Поскольку всю работу выполняют
люди, то посредством этой функции
определяется, кто именно должен выполнять
каждое конкретное задание, а также
какие для этого потребуются
средства. Руководитель делегирует задания
и полномочия или берет на себя
ответственность за результат.
Чтобы дела на предприятии
шли успешно, необходимы высокая
активность и хорошее качество работы
ее сотрудников. Поэтому очень важно
заинтересовать их в таком отношении
к труду, создать соответствующие
мотивы. Для этого требуется определить,
чего же они хотят и выбрать
наиболее подходящий для предприятия
и действенный для персонала
способ удовлетворения выявленных потребностей,
то есть поощрения. Другую сторону мотивации
составляют наказания, которые также
иногда приходится применять по отношению
к сотрудникам, которые допустили
нарушения технологической или
производственной дисциплины. Мотивация
– это деятельность менеджера, направленная
на активизацию сотрудников фирмы
в плане повышения эффективности
их труда для достижения, как личных
целей, так и целей фирмы. Мотивация
– осуществление действий, обеспечивающих
выполнение работы в соответствии с
делегированными сотрудникам служебными
обязанностями.
В XIX и ХХ веках считалось,
что люди всегда будут работать лучше
и больше, если имеется возможность
больше заработать. Однако специалисты
показывают несостоятельность чисто
экономического подхода. Мотивация
является результатом сложной совокупности
потребностей.
Мотивация трудовых отношений
– это совокупность стимулов, побуждающих
работников к активной трудовой деятельности.
В этих целях используются: