Контроль как функция менеджмента

Автор работы: a*************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое изучение функции контроля.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Изложить понятие и содержание контроля;
Рассмотреть этапы процесса контроля;
Перечислить виды контроля и функции которые они выполняют;
Описать характеристики эффективного контроля;
Рассмотреть на практике применение функции контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...5
1 Контроль как функция менеджмента……………………………….……….7
1.1 Понятие и содержание контроля………………………………….……….7
1.2 Этапы процесса контроля………………………………………….……….8
1.3 Виды контроля…………………………………………………….……….11
1.4 Характеристики эффективного контроля………………………..……….13
2 Реализация контроля на ОАО "Чепецкий механический завод"….…...…17
Заключение……………………………………………………………………..24
Приложение…………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Контроль как функция менеджмента.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

      В практическом плане это означает применение в работе предприятия конкретных организационных решений, использование технических и программных средств обработки информации, разработку и применение нормативных документов различного статуса, а также особо сформированных регламентов работы и специальных методик. Исключительно важно закрепить такие решения в документах высшего уровня - стандартах предприятия. Именно стандарты предприятия, регулирующие весь спектр организационных и иных регламентов при управлении предприятием, способны на первой стадии предлагаемых нововведений зафиксировать их, а далее обеспечить эволюционное развитие всех других компонентов управления. Такой подход позволит последовательно и планомерно поддержать новое качественное развитие корпоративной культуры предприятий.

      В системе контроля элементы управления соответствуют предметной области обеспечения важнейших фаз классического цикла управления. Развитость поддержки циклов управления может характеризоваться весьма обширным перечнем, в котором можно применить масштабирование по уровням управления, детализации процессов, важнейшим процедурам. На ЧМЗ этот перечень охватывает следующие уровни: завод, производство, цех, участок, прокатный стан, изделие, бригада, склад и т.п.

      В целом контроль элементов управления предполагает высокую степень документирования процедур и решений:

  • в области планирования - процедурные действия по постановке целей и задач в актуальных областях деятельности, разработка соответствующих планов по сферам ответственности и подразделениям, разработка финансовых планов-бюджетов с адресной привязкой их к местам возникновения затрат и прибыли;
  • в области выполнения - организационные действия по достижению поставленных целей с определением полномочий и ответственности за результаты;
  • в области учета - организация комплексных действий исполнителей структурных подразделений и применения программных, а также технических средств для достоверного учета фактических затрат и прибыли по актуальным видам деятельности;
  • в области анализа результатов деятельности - организация работ, процедур и приемов по выявлению отклонений фактических данных от нормативных по сферам ответственности, временным интервалам, видам затрат, анализ причин выявленных отклонений, выявление несовершенств в хозяйственных механизмах управления предприятием.

      Контроль обеспечивается системой показателей предприятия. Система показателей управления представляет собой совокупность взаимосвязанных величин, характеризующих работу предприятия по всем системам, процессам и уровням управления [12].

      Всемирную известность ОАО "Чепецкий механический завод" получил, прежде всего, благодаря качеству выпускаемой продукции. Качество выпускаемой продукции обеспечивается системой менеджмента качества (СМК), которая включает управление организационной, коммерческой и технической деятельностью предприятия, гарантируя выполнение требований потребителей по поставке продукции требуемого качества в установленные сроки.

      За  всю свою историю Чепецкий механический завод ни разу не получал рекламаций от заказчиков продукции. Не было и  случаев несвоевременной поставки продукции потребителям.

      Приоритет качества и безопасности продукции для Чепецкого механического завода – залог достижения стратегических целей предприятия. Политика в области качества строится на полном удовлетворении потребителей и других заинтересованных сторон. Это осуществляется повышением конкурентоспособности продукции и получении устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах общества.

      Цели  достигаются изучением текущих  и перспективных запросов потребителя, освоением новых видов продукции, внедрением прогрессивных технологий, методов контроля и испытаний. Снижаются издержки производства, формируется идеология качества.

      Контроль  и испытания продукции на ОАО  ЧМЗ осуществляют отдел технического контроля (ОТК), центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) и производственный персонал. Метрологическое обеспечение контроля и испытаний проводит метрологическая служба. Контроль качества продукции осуществляется на всех этапах производственного процесса изготовления продукции. Установлены процедуры ведения учета, проведения анализа, изоляции, хранения и использования несоответствующей продукции.

      Отдел технического контроля осуществляет контроль продукции уранового, кальциевого и циркониевого производств на соответствие установленным требованиям на всех стадиях изготовления. Проверка ведется от входного сырья и материалов до упаковки, отгрузки готовой продукции потребителю.

      Центральная заводская лаборатория осуществляет анализ и испытания сырья и готовой продукции на соответствие химического состава. Также проводит аналитический контроль технологических процессов в производственных подразделениях предприятия, испытывает образцы на соответствие механических, коррозионных, металлографических свойств. В компетенции лаборатории методическое руководство по организации применения прикладных статистических методов при производстве продукции.

      ОТК и ЦЗЛ оснащены современными, высокоэффективными средствами измерения, контроля и испытаний. Все работы осуществляют высококвалифицированные аттестованные специалисты [25].

      В качестве итогового критерия полезности проведения контроля следует считать объективные факты совершенствования систем и процессов управления предприятием и, как следствие этого, - успешности предприятия в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить  свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

      Контроль  является эффективным, если он имеет  стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

      Существует 4 этапа процесса контроля:

    1. Установление стандартов, норм, плановых зданий
    2. Измерение показателей деятельности
    3. Сравнивание стандартов, норм, планов с показателями
    4. Оценка результатов и корректировка действий или стандартов.

      Выделяют 3 основных вида контроля:

  • Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
  • Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
  • Заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
 

    Для проведения эффективного контроля:

    1. Внедряйте стандарты, воспринимаемые сотрудниками. Сотрудники должны понимать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, полно и объективно отражают их работу, а также что стандарты способствуют достижению целей организации. Иначе они могут игнорировать и нарушат стандарты, испытывать усталость и разочарование.
    2. Устанавливайте двустороннее общение с подчиненными, чтобы у них при возникновении проблем с системой контроля была возможность открыто их обсудить, не опасаясь неудовольствия начальства. Общение должно увеличивать вероятность того, что работники поймут цель контроля и помогут установить скрытые упущения в его системе.
    3. Избегайте чрезмерного контроля, поскольку перегрузка подчиненных многочисленными формами контроля, поглощающими все их внимание, приведет к раздражению, беспорядку и кризису.
    4. Устанавливайте жесткие, но осуществимые стандарты, так как людей можно мотивировать на достижение реалистичных в их глазах целей.
    5. Вознаграждайте за выполнение стандарта, чтобы мотивировать на достижение установленных стандартов результативности.

      Контроль  на ОАО ЧМЗ предполагает:

    1. Контроль персонала – организация процессов управления, техники их реализации и применение конкретных инструментов;
    2. Контроль деятельности предприятия – контроль качества продукции, управление информацией, управление затратами.

      Следствием  совершенствования контроля на ОАО  ЧМЗ явилась успешность предприятия  в целом.   
 

Приложение А

Схема Требования-критерии контроля

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б

Схема Уровень  централизации контроля в зависимости от состояния внешний среды 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  В

Схема Технология контроля

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Абчук В. А Менеджмент: Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.
    2. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376с.
    3. Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 235с.
    4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 670с.
    5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 501 с.
    6. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - СПб: Специальная литература, 2003. - 327с.
    7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 230с.
    8. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: учебно-практическое пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 256с.
    9. Зайцева О.А. и др. Основы менеджмента: Учебно-практическое пособие для вузов / О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Рогачева Н.И.; Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2001. - 432с.
    10. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Менеджмент. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.-70 с.
    11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336с.
    12. Карминский А.М., Фалько С.Г. Контроллинг. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336с.
    13. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: ДЕКА, 2004. – 248с.
    14. Курочкин О.С. Управление придприятием. – К.:МАУП, 1998.
    15. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.: Дело, 1995.
    16. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001.
    17. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Знание, 2003. – 323с.
    18. Панкин А. И. Основы практического менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 250с.
    19. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288с.
    20. Попова Л.В., Исакова Р.Е. Контроллинг: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. – 192с.
    21. Рой О.М. Современный менеджмент. Основные функции и методы. Курс лекций. - Омск, 2004.
    22. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика – М.:ИНФРА-М, 2007. – 304с.
    23. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М., 2007. – 476с.
    24. Уткин Э.А. Контроллинг: Российская практика. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 240 с.
    25. http://www.chmz.net/

Информация о работе Контроль как функция менеджмента