Контролинг в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание

С развитием компании собственник бизнеса все чаще задает вопрос, как управлять компанией, когда в ее структуре уже не один и не два бизнеса, когда численность персонала растет и уже сложно всех знать в лицо, когда обороты постоянно увеличиваются, конкуренция возрастает, рентабельность снижается. Теперь уже невозможно охватить все области управления, быть в курсе всего происходящего, теряется ощущения управляемости. Однако при этом всегда присутствует желание держать руку на пульсе. Как этого добиться? Кто поможет собственнику разобраться в его бизнесе?

Содержание

1. Оценка эффективности системы управления контроллинга в организации (предприятии) 3
2. Концепция контроллинга. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц. Основные цель и задачи контроллинга. Основные концепции контроллинга 11
3. Практическое задание 20
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Контроллинг Вар. 87_МЛ.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

      Анализ  литературных источников позволяет  выделить шесть концепций, сформировавшихся к настоящему времени:

  • управленческий учет (80-е годы);
  • управленческая информационная система (конец 80-х годов);
  • планирование и контроль (начало 90-х годов);
  • координация (90-е годы);
  • управление управлением (конец 90-х годов);
  • координация процесса принятия решений (2000-е годы).

      В рамках каждого подхода контроллинг  трактуется по-разному, и более поздние  подходы развивают предыдущие, акцентируя внимание на различных аспектах. Однако в силу того, что на текущий момент одновременно доступны литературные источники, изданные в разное время и представляющие все перечисленные концепции, создается впечатление понятийного хаоса и отсутствия целостного представления о системе контроллинга.

      В этом нередко кроется причина  того, что руководители по-разному  ее трактуют и подразумевают под  ней все, что угодно. Чаще всего  возникает ассоциация с непрерывно осуществляемым контролем. Не стоит  забывать, что в переводе с английского control - это управление, а не контроль. Поэтому версию непрерывного контроля будем считать неверной и обсуждать не будем.

      Рассмотрим  более подробно различные концепции, чтобы помочь читателю выбрать вариант, наиболее близкий его представлениям о контроллинге.

      Первая  концепция рассматривает контроллинг  как совокупность организационных  мероприятий по совершенствованию  документооборота в рамках управленческого  учета. Здесь явно прослеживается ориентация на управление затратами с использованием информационных технологий.

      Приверженцы этой концепции являются последователями  немецкой школы, основные положения  которой приведены в известных  переводных работах Р. Манна и  Э. Майера, Х. Фольмута. [3,4,6]

      В отечественной литературе по управленческому  учету контроллинг также трактуется как блок управления затратами на основе концепции маржинальной прибыли. В американской литературе этот термин совершенно законно заменился другим - управленческим учетом (Managerial accounting).

      Одна  из вероятных причин возникшей путаницы, на наш взгляд, - наличие модуля контроллинга для управления затратами в средних и крупных интегрированных информационных системах. Примером являются западные системы R/3 (SAP), Baan (Baan), iRenaissance (IRC), а также отечественные продукты "Галактика" ("Галактика"), "Флагман" ("ИнфоСофт"), М-2 (КСТ). Ссылки на контроллинг как систему управления затратами встречаются в работах, посвященных проблемам менеджмента и системного анализа.

      Благодаря тому что концепция предлагалась одной из первых и развивалась  в течение двух десятилетий, она на сегодняшний день, пожалуй, наиболее популярна. Востребованность знаний в области контроллинга и управленческого учета подтверждается появлением многочисленных программ на рынке бизнес-образования.

      В литературных источниках, ориентированных на первую концепцию контроллинга, по сути, описывается управленческий учет и приводятся методы и модели управления затратами и бюджетирования.

      Вторая  концепция подходит к контроллингу как к управленческой информационной системе. Различие между первой и второй концепциями кроется в уровне принятия решений. В первом случае приоритет отдается оперативным задачам, при этом информационной основой служат количественные данные бухгалтерского и управленческого учета. Во втором - информационная база принятия решений расширяется за счет данных функциональных областей, а уровень принятия решений приближается к стратегическому.

      Рационализация  принятия решений и использование  инструментов, характерные для количественного  подхода к управлению, повысили роль управленческих информационных систем. Это стимулировало появление и развитие данной концепции контроллинга, акцентирующей внимание на информационном обеспечении.

      Обе концепции используют данные управленческого  учета. Различие кроется в приоритетах  и методах, а также в том, что во втором случае предметная область расширяется за счет функциональных областей - персонала, финансов, НИОКР.

      Сторонники  второго подхода понимают под  контроллингом информационное обеспечение  процесса принятия управленческих решений - сбор и обработку информации, используемой при планировании, контроле и регулировании показателей.

      Третья  концепция рассматривает контроллинг  как планирование и контроль. Ее основоположником считают Д. Хана, автора одноименной монографии. Хан является последователем немецкой модели контроллинга, основу которой составили задачи внутреннего учета.

      Концепция Хана развивает положения школы  научного управления, рассматривающей  процессный подход к управлению в  виде циклов планирования, организации, контроля, мотивации. Основная идея Хана заключается в том, что их реализация требует координации. Ее нельзя достичь какими-либо формализованными методами, и здесь существенно возрастает роль лица, принимающего решение (ЛПР), в выборе путей достижения целей. В монографии Хан приводит многочисленные методы управления затратами, бюджетирования, оперативного планирования. Из них ЛПР должен выбрать подходящие и скоординировать действия по их использованию. При этом теряется представление о границе между инструментами контроллинга и управлением затратами. Возникает вопрос - существуют ли у контроллинга собственные координирующие методы?

      Хан выделил стратегический и оперативный  контроллинг, разделив цели и задачи, а также средства их достижения. Координирующая роль контроллинга, по мнению Хана, заключается в выработке методики согласования стратегического и оперативного планирования в области производственных задач.

      Третья  концепция подразумевает под  контроллингом обратную связь в  контуре управления, координирующую стратегическое и оперативное планирование.

      Четвертая концепция развивает координирующую функцию контроллинга. Ее авторы используют тезис о возможности управления координацией планирования и контроля. Они распространяют результаты теории автоматического регулирования  на предметную область организационных систем. [2]

      Одним из основных понятий рассматриваемой  концепции является регулирование, которое означает "вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются на траектории, заданной блоком управления". В социально-экономических системах регулирование возможно только в случае формализованной цели и наличия модели управления. При оперативном планировании руководитель работает с информацией именно такого рода, и в его распоряжении имеются математические методы для снижения рассогласования между желаемым и фактическим значениями показателей.

      Однако  в условиях стратегического планирования более подходящий метод - координация. Поскольку стратегические планы  зачастую имеют только качественные характеристики, речь может идти лишь о согласовании отдельных решений по достижению общей цели. Подобный подход не дает возможности отличить координацию от контроллинга.

      Координация заключается не в управлении состоянием объекта, а в управлении процессом управления и используется в качестве универсального инструмента для согласования циклов (функций) управления. Косвенно данное утверждение согласуется с определением, приведенным в нескольких источниках: "Стратегический контроллинг - делать правильное дело, тактический контроллинг - делать дело правильно". Помимо задач внутреннего учета (как в предыдущей теории), концепция включает управление персоналом, НИОКР, инвестициями, маркетингом, логистикой.

      В соответствии с четвертой концепцией, контроллинг обеспечивает обратную связь в контуре управления за счет методов координации (в случае стратегического планирования) и регулирования (при оперативном планировании) в любой предметной области.

      Пятая концепция опирается на системообразующую  роль контроллинга. В развитие предыдущей концепции предлагается трактовать его как "систему управления управлением", то есть метамодель управления. В основе концепции лежит системный подход.

      Развитие  теории контроллинга, как видно, идет по нарастающей: уточняется предметная область, объект контроллинга, методы и модели. Если в первых теориях контроллингу отводилась достаточно скромная позиция - координация управления затратами, то теперь контроллинг стал претендовать на роль метасистемы. Вдобавок к этому предметная область существенно расширилась. Подобная трансформация опасна с точки зрения методологии. Признание того, что "контроллинг - это все", заставляет серьезно задуматься о четком формулировании понятия контроллинга. Нечто подобное происходит сейчас с логистикой - провозглашение ее всеобъемлющей роли снижает практическую ценность логистических исследований.

      Если  рассматривать контроллинг в  качестве системного подхода к управлению, становится понятным появление таких  на первый взгляд не связанных понятий, как контроллинг маркетинга и обеспечения ресурсами, финансовый и инвестиционный контроллинг, контроллинг в области логистики, оперативный и стратегический контроллинг, контроллинг на предприятии и прочие. В таком понятийном хаосе несложно запутаться, что, по-видимому, и происходит.

      Сторонники  системообразующей роли контроллинга стремятся представить его в  качестве альтернативы эвристическому подходу. Научный подход к управлению основывается на стандартах, нормах, правилах, законах и закономерностях, в  то время как эвристический подход базируется на опыте, интуиции и здравом смысле. Для второго подхода характерен субъективизм, роль личностных качеств руководителя, ситуационный подход к разрешению проблем.

      В данном же случае формализации подвергается не только структура хранения данных, но и процесс их обработки, а самое главное - алгоритм принятия решений, что дает возможность использовать экспертные системы и системы поддержки принятия решения (СППР). В рамках пятой концепции акцент переносится на системы управления знаниями, а не данными.

      В последнее десятилетие наметилась тенденция обобщения, систематизации, стандартизации деятельности организаций  на основе системного подхода. Технологии описания бизнес-процессов, CASE-технологии позволили формализовать управление сложными преобразованиями на уровне организации. Появившиеся новые дисциплины - организационный инжиниринг (организационное проектирование), реинжиниринг бизнес-процессов, CASE-технологии, технологии постоянных улучшений - свидетельствуют о возможности формализации деятельности организации. Консалтинговая деятельность в рамках управленческого аудита широко использует подобные методы.

      Стандартизация  процесса управления позволяет снизить  риск в процессе принятия решений, субъективизм ЛПР и тиражировать опыт предприятий.

      В соответствии с пятой концепцией контроллинг является метасистемой управления.

      Шестая  концепция характеризует контроллинг  как функцию поддержки принятия управленческих решений, при этом особое внимание уделяется координации  процесса принятия решения и, собственно, деятельности лица, принимающего решение. Г. Пич и Э. Шерм утверждают, что "контроллинг - это равноправная управленческая функция среди следующих: планирование, организация, управление кадрами, руководство и контроллинг". Здесь под функцией контроллинга подразумевается рефлексия (осознание и осмысление) решений. Таким образом, контроллинг не координирует, а предлагает методологию и методику координации. И здесь речь снова идет о метафункции, то есть об управлении процессом принятия решений.

      Формализация процесса принятия управленческих решений переводит деятельность руководителя из области искусства в рациональную сферу. Ее целью является получение стандартного набора процедур, который обеспечивает повторяемость и логику вывода, снижение риска в процессе принятия решений и нивелировку субъективизма. Системный подход к процессу принятия управленческих решений основывается на теории управления знаниями. Здесь должны быть востребованы наработки в области структурирования знаний в экспертных системах и системах поддержки принятия решений. А. Беккер считает предметом контроллинга "управление знаниями и информацией".

      В последнее время необходимость  внедрения контроллинга все в  большей степени связывается  с потребностью подготовки и оказания помощи руководству в быстром реагировании на неожиданные события.

      Идеи  управления преобразованиями вылились в появление таких понятий, как "преобразующий менеджмент", "пульсирующий менеджмент", "неистовый менеджмент"и  т. п. Это является косвенным свидетельством стремительного уЗавамия влияния внешней среды на организацию.

      Наиболее  перспективными и непротиворечивыми  являются, на наш взгляд, последние  две концепции, которые позволяют  определить контроллинг как отдельную  теорию с собственными предметом, объектом и методами. При этом не следует забывать, что становление теории контроллинга проходило различные стадии и современные представления основываются на предшествующих исследованиях. [5]

Информация о работе Контролинг в организации