Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа
Анализ портфеля фирмы представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части фирмы очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля фирмы могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Введение 3
Оценка диверсифицированного портфеля с
использованием матричного анализа 4
Матрицы, наиболее часто применяемые при оценке диверсифицированного портфеля фирмы 6
2.1 Матрица "рост/доля" 6
2.2. Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции" 17
2.3. Матрица жизненного цикла 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28
НОУ ВПО « Международный институт рынка»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа
по курсу «Стратегический менеджмент»
вариант № 7
Выполнила
Проверил
Оценка
Дата
Самара 2011 г.
План работы
Введение
использованием матричного
анализа
2.1 Матрица "рост/доля"
2.2. Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции" 17
2.3. Матрица жизненного цикла
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Анализ портфеля фирмы представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части фирмы очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля фирмы могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Можно с полной уверенностью сказать, что анализ является основой стратегического планирования. В то же время необходимо помнить, что анализ - это только один из инструментов стратегического управления и он никак не заменяет ни стратегического планирования как составляющей стратегического управления, ни, конечно же, стратегического управления в целом.
Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной компании.
В контрольной работе мы подробно рассмотрим три наиболее часто применяемые матрицы - матрица "рост/доля", разработанная компанией Boston Consulting Group, матрица "привлекательность отрасли/положение в конкуренции", созданная /компанией General Electric, и матрица жизненного цикла отрасли Hofer/A.D. Little.
1. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа
Матрица хозяйственного портфеля - двухмерная модель, сравнивающая стратегическое положение каждого вида деятельности (бизнеса) диверсифицированной компании. Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной компании.
Различными
авторами и консультационными фирмами
разработаны следующие
Чаще всего используют три типа матриц портфельного анализа: матрицу рост - доля рынка (БКГ), матрицу привлекательность отрасли-сильные стороны СЕБ (GE/Mc Kinsey) и матрицу жизненного цикла отрасли (ADL\LC)
Матрица может быть построена на основе любой пары показателей, характеризующих стратегические позиции. Наиболее существенными являются темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка. Обычно одна ось матрицы отражает привлекательность отрасли, а другая - положение конкретных видов деятельности в ней. Матрица может быть построена на основе любой пары показателей, характеризующих стратегические позиции. Наиболее существенными являются темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка. Обычно одна ось матрицы отражает привлекательность отрасли, а другая – положение конкретных видов деятельности в ней.
2. Матрицы, наиболее часто применяемые при оценке диверсифицированного портфеля фирмы
Как указывалось выше, наиболее часто применяемые матрицы - матрица "рост/доля", разработанная компанией Boston Consulting Group, матрица "привлекательность отрасли/положение в конкуренции", созданная компанией General Electric, и матрица жизненного цикла отрасли Hofer/A.D. Little. Рассмотрим каждую матрицу, отследим зависимость показателей, оценим преимущества и укажем на недостатки каждого вида матрицы.
2.1 Матрица "рост/доля" (Boston Consulting Group - БКГ)
Матрица
БКГ сравнивает позиции хозяйственных
подразделений
Рис. 1. Матрица БКГ "рост/доля" хозяйственного портфеля компании.
Первая наиболее широко используемая матрица портфеля деловой активности, состоящая из четырех квадрантов, разработана ведущей консалтинговой компаний Boston Consulting Group (БКГ) (рис.1). По осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждое хозяйственное подразделение представлено в виде кружка, размер определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли корпорации от всех видов деятельности.
Примечание. Относительная доля рынка определяется как отношение собственной доли к доле наиболее крупного конкурента. Поскольку вертикальная граница проходит на уровне единицы, единственная возможность для фирмы - стать звездой или дойной хоровой, т. е. стать в отрасли обладателем самой большой доли рынка. Так как это очень жесткий критерий, может быть справедливее и нагляднее переместить вертикальную разделительную линию на отметку 0,75 или 0,8.
Первоначально методология БКГ произвольно делила темпы роста отрасли на высокие и низкие, проводя границу на уровне удвоенного темпа роста ВНП плюс темпы инфляции. Однако эта граница могла быть установлена на любом уровне (5%, 10% или на каком-то другом), который менеджеры считали приемлемым. Хозяйственные подразделения, действующие в быстрорастущих отраслях, должны попадать в квадранты с высокими темпами роста.
В свою очередь,
подразделения, действующие в медленнорастущих
отраслях, попадают в квадранты с
низкими темпами роста (медленнорастущими
можно назвать те отрасли, которые
находятся в состоянии
Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данной хозяйственной единицы к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в относительных единицах, а не в долларах. К примеру, если бизнес A занимает 15% от об щей емкости рынка, а доля крупнейшего конкурента равна 30%, то относительная доля рынка для A составляет 0,5. Если бизнес B имеет самую большую долю на рынке - 40%, а основной конкурент - 30%, то относительная доля рынка для В составляет 1,33. Таким образом, только у тех подразделений, которые в соответствующих отраслях являются лидерами по рыночной доле, относительная доля рынка будет больше 1,0, и наоборот, у подразделений, имеющих одного или более конкурентов, превосходящих их на этом рынке, - меньше 1,0.
В матрице, предложенной БКГ, граница между "высокой" и "низкой" относительными долями рынка проходит на уровне 1, как это показано на рис. 1.
Когда граница
установлена на 1, круги, расположенные
в левой части таблицы, характеризуют
компании, являющиеся лидерами на своих
рынках. Круги, находящиеся в правой
части матрицы, показывают компании,
занимающие второстепенные позиции
в своих отраслях. Степень их отставания
от лидеров определяется относительной
долей рынка. Показатель относительной
доли рынка 0,1 говорит о том, что
компания занимает лишь 1/10 от доли, занимаемой
крупнейшим конкурентом; 0,8 - 4/5, или 80% от
этой доли. Многие эксперты, специализирующиеся
на анализе хозяйственных
Использование
относительной доли рынка вместо
реальной доли компании на рынке при
составлении матрицы
Вопросительные знаки и трудные дети
Компании
(хозяйственные подразделения), попадающие
в правую верхнюю клетку матрицы,
БКГ назвала "вопросительными
знаками", или "трудными детьми".
Высокие темпы роста делают их
привлекательными с отраслевой точки
зрения. Однако низкая относительная
доля рынка (и, таким образом, ограниченные
возможности использования "эффекта
кривой опыта") поднимает вопрос
о том, смогут ли эти подразделения
успешно конкурировать с
БКГ утверждает,
что существуют две стратегические
возможности для хозяйственных
подразделений на стадии вопросительного
знака: 1) агрессивная стратегия
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Стратегический менеджмент»