Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа
Анализ портфеля фирмы представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части фирмы очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля фирмы могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Введение                                                                                                                  3
Оценка диверсифицированного портфеля с
использованием матричного анализа                                                                       4
Матрицы, наиболее часто применяемые при оценке диверсифицированного портфеля фирмы                                                               6
2.1 Матрица "рост/доля"                                                                                     6
2.2. Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции"   17
2.3. Матрица жизненного цикла                                                                       22
Заключение                                                                                                           27
Список использованной литературы                                                              28
Звезды
Компании 
(хозяйственные подразделения) с 
высокой относительной долей 
рынка в быстрорастущих отраслях 
названы в таблице БКГ 
Дойные коровы
Компании 
(хозяйственные подразделения), имеющие 
высокую относительную долю рынка 
в медленно растущих отраслях, названы 
в схеме БКГ дойными коровами. 
Компании - дойные коровы зарабатывают 
средства в объемах, превышающих 
их потребности в 
Многие из дойных коров - это вчерашние звезды, опускающиеся в левый нижний квадрант матрицы по мере перехода спроса в данной отрасли в стадию зрелости. Хотя дойные коровы и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды. Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание дойных коров в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов. Должна быть поставлена цель укрепления и защиты рыночных позиций дойных коров в течение всего периода, когда они способны зарабатывать средства, которые будут направляться на развитие других подразделений. Однако слабеющие дойные коровы, которые перемещаются в нижний правый угол квадранта дойных коров, могут стать кандидатами на снятие урожая и постепенное "сокращение", если жесткая конкуренция или возросшая потребность в капиталовложениях (вызванная новой технологией) приведут к тому, что дополнительный приток наличных средств иссякнет или, в худшем случае, станет отрицательным.
Собаки
Компании 
(хозяйственные подразделения) с 
низкой относительной долей рынка 
в медленно растущих отраслях называются 
собаками из-за слабых перспектив их роста, 
отстающих позиций на рынке и 
того, что нахождение позади лидеров 
на кривой опыта ограничивает размер 
их прибыли. Слабеющие собаки (они 
располагаются в нижнем правом углу 
квадранта собак) зачастую неспособны 
зарабатывать значительные средства в 
долгосрочной перспективе. Иногда этих 
средств недостаточно даже для поддержки 
арьергардной стратегии укрепления 
и защиты, особенно если на рынке 
жесткая конкуренция и норма 
прибыли хронически низкая. Следовательно, 
за исключением особых случаев к 
слабеющим собакам БКГ 
Схема БКГ включает два случая с трагическим исходом для компаний: 1) когда позиции звезды ослабевают, она становится трудным ребенком и по мере замедления роста отрасли превращается в собаку и 2) когда дойная корова теряет позиции лидера на рынке до того уровня, когда она становится слабеющей собакой. К другим стратегическим ошибкам относятся следующие: чрезмерное инвестирование в стабильных дойных коров; недовложения в вопросительные знаки, что приводит к тому, что вместо того, чтобы стать звездами, они опускаются в категорию собак, и распыление ресурсов по всем вопросительным знакам вместо того, чтобы сосредоточить внимание на наиболее перспективных, обещающих превратиться в звезд.
Преимущества и недостатки матрицы "рост/доля"
Матрица 
хозяйственного портфеля БКГ приносит 
несомненную пользу для принятия 
решения о характере стратегии 
для каждого отдельного вида деятельности 
(бизнеса). Взгляд на диверсифицированную 
корпорацию через призму поступлений 
денежных средств от разных хозяйственных 
подразделений и потребности 
в них (сейчас и в будущем) является 
наиболее важным шагом к пониманию 
финансовых аспектов корпоративной 
стратегии. Матрица БКГ выдвигает 
на первый план финансовое взаимодействие 
внутри хозяйственного портфеля, показывает 
виды финансовых решений, которые должны 
приниматься, и объясняет, почему приоритеты 
распределения ресурсов внутри корпорации 
различны для разных хозяйственных 
подразделений. Она также предлагает 
удачные способы рационализации 
как для стратегии 
Рис. 2. Матрица существующего и будущего состояния портфеля
2.2 Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции"
Альтернативный подход, устраняющий часть недостатков матрицы "рост/доля" БКГ, был предложен компанией General Electric (СЕ). Разработанная для анализа собственного диверсифицированного портфеля (при участии консалтинговой фирмы McKensey and Company) эта девятиклеточная матрица расположена в двухмерной системе координат - отраслевой привлекательности и силы/позиции в конкуренции конкретного бизнеса (рис. 3). Оба элемента ее вертикального и горизонтального построения характеризуются комплексом величин, а не определяются единственным показателем.
Критерий 
определения долгосрочной отраслевой 
привлекательности включает в себя 
емкость рынка и темп его роста; 
технологические требования; напряженность 
конкуренции; входные и выходные 
барьеры, сезонные и циклические 
колебания; потребности в 
Чтобы получить формальную, количественную оценку долгосрочной отраслевой привлекательности, каждому показателю нужно присвоить вес, соответствующий его важности для руководства корпорации и той роли, которую играет этот показатель в выборе стратегии диверсификации.
Рис. 3. Матрица General Electric для анализа привлекательности анализа и позиции в конкуренции
Сумма всех 
весов должна быть равна 1,0. Взвешенные 
оценки привлекательности 
Процедура подсчитывания взвешенных оценок представлена на следующей странице.
| Показатели отраслевой привлекательности | Вес | Оценка | Взвешенная оценка отрасли | 
| Емкость рынка и предполагаемый рост | 0,15 | 5 | 0,75 | 
| Сезонные и циклические  | 0,10 | 8 | 0,80 | 
| Технологическое состояние | 0,10 | 1 | 0,10 | 
| Интенсивность конкуренции | 0,25 | 4 | 1,00 | 
| Появляющиеся возможности и  | 0,15 | 1 | 0,15 | 
| Потребности в капитале | 0,05 | 2 | 0,10 | 
| Доходность отрасли | 0,10 | 3 | 0,30 | 
| Социальные и политические факторы, факторы окружающей среды, государственного регулирования | 0,10 | 7 | 0,70 | 
| Оценка привлекательности  | 1.00 | - | 3,90 | 
Чтобы получить количественную оценку показателя "сила / конкурентная позиция" каждого хозяйственного подразделения, используется подход, аналогичный тому, который использовался при оценке привлекательности отрасли.
К факторам, 
используемым для оценки силы/конкурентной 
позиции, относятся: доля рынка, относительный 
уровень издержек, возможность превзойти 
конкурентов по качеству товара, знание 
потребителей и рынков, адекватность 
технологических ноу-хау, наличие 
желаемых главных достоинств, уровень 
менеджмента и уровень 
Оценки отраслевой привлекательности и силы бизнеса определяют его размещение в одной из девяти клеток матрицы. В матрице площадь кругов пропорциональная размеру отрасли, а сектор внутри круга отражает долю рынка данного хозяйственного подразделения.
Использование результатов анализа матрицы для разработки корпоративной стратегии
Наиболее важные стратегические результаты анализа матрицы "привлекательность/позиция в конкуренции" касаются оценки инвестиционных приоритетов для каждого вида бизнеса компании. Виды бизнеса в трех клетках верхней левой части матрицы, где долгосрочная привлекательность отрасли и сила/конкурентная позиция бизнеса благоприятны, являются наиболее приоритетными для инвестиций. Стратегическое предписание для хозяйственных подразделений, попадающих в этих три клетки, - "расти и строить", при этом бизнес, попадающий в клетку "высокая - сильная" (верхний левый угол матрицы), предъявляет самые высокие требования к размеру инвестиций. Далее по приоритету стоят виды бизнеса, помещенные в три ячейки, расположенные по диагонали из левого низшего в правый верхний угол матрицы. Эти виды бизнеса обычно имеют средний приоритет. Они достойны стабильных реинвестиций, чтобы сохранять и защитить свои позиции в отрасли. Однако если бизнес в одной из этих трех ячеек имеет необычно привлекательную возможность, он может иметь более высокий инвестиционный приоритет и получить сигнал для использования более агрессивного стратегического подхода. Рекомендуемые стратегии для хозяйственных подразделений, расположенных в трех клетках в правом нижнем углу матрицы, это обычно сбор урожая или сокращение (в особых случаях, когда существует хорошая потенциальная возможность восстановления позиций, это может быть "обдумывание и пересмотр", использующий некоторые типы стратегии "разворота".
Девятиклеточная матрица "привлекательность/позиция в конкуренции" имеет три достоинства.
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Стратегический менеджмент»