Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа
Анализ портфеля фирмы представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части фирмы очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля фирмы могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Введение 3
Оценка диверсифицированного портфеля с
использованием матричного анализа 4
Матрицы, наиболее часто применяемые при оценке диверсифицированного портфеля фирмы 6
2.1 Матрица "рост/доля" 6
2.2. Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции" 17
2.3. Матрица жизненного цикла 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Звезды
Компании
(хозяйственные подразделения) с
высокой относительной долей
рынка в быстрорастущих отраслях
названы в таблице БКГ
Дойные коровы
Компании
(хозяйственные подразделения), имеющие
высокую относительную долю рынка
в медленно растущих отраслях, названы
в схеме БКГ дойными коровами.
Компании - дойные коровы зарабатывают
средства в объемах, превышающих
их потребности в
Многие из дойных коров - это вчерашние звезды, опускающиеся в левый нижний квадрант матрицы по мере перехода спроса в данной отрасли в стадию зрелости. Хотя дойные коровы и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды. Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание дойных коров в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов. Должна быть поставлена цель укрепления и защиты рыночных позиций дойных коров в течение всего периода, когда они способны зарабатывать средства, которые будут направляться на развитие других подразделений. Однако слабеющие дойные коровы, которые перемещаются в нижний правый угол квадранта дойных коров, могут стать кандидатами на снятие урожая и постепенное "сокращение", если жесткая конкуренция или возросшая потребность в капиталовложениях (вызванная новой технологией) приведут к тому, что дополнительный приток наличных средств иссякнет или, в худшем случае, станет отрицательным.
Собаки
Компании
(хозяйственные подразделения) с
низкой относительной долей рынка
в медленно растущих отраслях называются
собаками из-за слабых перспектив их роста,
отстающих позиций на рынке и
того, что нахождение позади лидеров
на кривой опыта ограничивает размер
их прибыли. Слабеющие собаки (они
располагаются в нижнем правом углу
квадранта собак) зачастую неспособны
зарабатывать значительные средства в
долгосрочной перспективе. Иногда этих
средств недостаточно даже для поддержки
арьергардной стратегии укрепления
и защиты, особенно если на рынке
жесткая конкуренция и норма
прибыли хронически низкая. Следовательно,
за исключением особых случаев к
слабеющим собакам БКГ
Схема БКГ включает два случая с трагическим исходом для компаний: 1) когда позиции звезды ослабевают, она становится трудным ребенком и по мере замедления роста отрасли превращается в собаку и 2) когда дойная корова теряет позиции лидера на рынке до того уровня, когда она становится слабеющей собакой. К другим стратегическим ошибкам относятся следующие: чрезмерное инвестирование в стабильных дойных коров; недовложения в вопросительные знаки, что приводит к тому, что вместо того, чтобы стать звездами, они опускаются в категорию собак, и распыление ресурсов по всем вопросительным знакам вместо того, чтобы сосредоточить внимание на наиболее перспективных, обещающих превратиться в звезд.
Преимущества и недостатки матрицы "рост/доля"
Матрица
хозяйственного портфеля БКГ приносит
несомненную пользу для принятия
решения о характере стратегии
для каждого отдельного вида деятельности
(бизнеса). Взгляд на диверсифицированную
корпорацию через призму поступлений
денежных средств от разных хозяйственных
подразделений и потребности
в них (сейчас и в будущем) является
наиболее важным шагом к пониманию
финансовых аспектов корпоративной
стратегии. Матрица БКГ выдвигает
на первый план финансовое взаимодействие
внутри хозяйственного портфеля, показывает
виды финансовых решений, которые должны
приниматься, и объясняет, почему приоритеты
распределения ресурсов внутри корпорации
различны для разных хозяйственных
подразделений. Она также предлагает
удачные способы рационализации
как для стратегии
Рис. 2. Матрица существующего и будущего состояния портфеля
2.2 Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции"
Альтернативный подход, устраняющий часть недостатков матрицы "рост/доля" БКГ, был предложен компанией General Electric (СЕ). Разработанная для анализа собственного диверсифицированного портфеля (при участии консалтинговой фирмы McKensey and Company) эта девятиклеточная матрица расположена в двухмерной системе координат - отраслевой привлекательности и силы/позиции в конкуренции конкретного бизнеса (рис. 3). Оба элемента ее вертикального и горизонтального построения характеризуются комплексом величин, а не определяются единственным показателем.
Критерий
определения долгосрочной отраслевой
привлекательности включает в себя
емкость рынка и темп его роста;
технологические требования; напряженность
конкуренции; входные и выходные
барьеры, сезонные и циклические
колебания; потребности в
Чтобы получить формальную, количественную оценку долгосрочной отраслевой привлекательности, каждому показателю нужно присвоить вес, соответствующий его важности для руководства корпорации и той роли, которую играет этот показатель в выборе стратегии диверсификации.
Рис. 3. Матрица General Electric для анализа привлекательности анализа и позиции в конкуренции
Сумма всех
весов должна быть равна 1,0. Взвешенные
оценки привлекательности
Процедура подсчитывания взвешенных оценок представлена на следующей странице.
Показатели отраслевой привлекательности |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка отрасли |
Емкость рынка и предполагаемый рост |
0,15 |
5 |
0,75 |
Сезонные и циклические |
0,10 |
8 |
0,80 |
Технологическое состояние |
0,10 |
1 |
0,10 |
Интенсивность конкуренции |
0,25 |
4 |
1,00 |
Появляющиеся возможности и |
0,15 |
1 |
0,15 |
Потребности в капитале |
0,05 |
2 |
0,10 |
Доходность отрасли |
0,10 |
3 |
0,30 |
Социальные и политические факторы, факторы окружающей среды, государственного регулирования |
0,10 |
7 |
0,70 |
Оценка привлекательности |
1.00 |
- |
3,90 |
Чтобы получить количественную оценку показателя "сила / конкурентная позиция" каждого хозяйственного подразделения, используется подход, аналогичный тому, который использовался при оценке привлекательности отрасли.
К факторам,
используемым для оценки силы/конкурентной
позиции, относятся: доля рынка, относительный
уровень издержек, возможность превзойти
конкурентов по качеству товара, знание
потребителей и рынков, адекватность
технологических ноу-хау, наличие
желаемых главных достоинств, уровень
менеджмента и уровень
Оценки отраслевой привлекательности и силы бизнеса определяют его размещение в одной из девяти клеток матрицы. В матрице площадь кругов пропорциональная размеру отрасли, а сектор внутри круга отражает долю рынка данного хозяйственного подразделения.
Использование результатов анализа матрицы для разработки корпоративной стратегии
Наиболее важные стратегические результаты анализа матрицы "привлекательность/позиция в конкуренции" касаются оценки инвестиционных приоритетов для каждого вида бизнеса компании. Виды бизнеса в трех клетках верхней левой части матрицы, где долгосрочная привлекательность отрасли и сила/конкурентная позиция бизнеса благоприятны, являются наиболее приоритетными для инвестиций. Стратегическое предписание для хозяйственных подразделений, попадающих в этих три клетки, - "расти и строить", при этом бизнес, попадающий в клетку "высокая - сильная" (верхний левый угол матрицы), предъявляет самые высокие требования к размеру инвестиций. Далее по приоритету стоят виды бизнеса, помещенные в три ячейки, расположенные по диагонали из левого низшего в правый верхний угол матрицы. Эти виды бизнеса обычно имеют средний приоритет. Они достойны стабильных реинвестиций, чтобы сохранять и защитить свои позиции в отрасли. Однако если бизнес в одной из этих трех ячеек имеет необычно привлекательную возможность, он может иметь более высокий инвестиционный приоритет и получить сигнал для использования более агрессивного стратегического подхода. Рекомендуемые стратегии для хозяйственных подразделений, расположенных в трех клетках в правом нижнем углу матрицы, это обычно сбор урожая или сокращение (в особых случаях, когда существует хорошая потенциальная возможность восстановления позиций, это может быть "обдумывание и пересмотр", использующий некоторые типы стратегии "разворота".
Девятиклеточная матрица "привлекательность/позиция в конкуренции" имеет три достоинства.
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Стратегический менеджмент»