Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа
Анализ портфеля фирмы представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части фирмы очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля фирмы могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Введение 3
Оценка диверсифицированного портфеля с
использованием матричного анализа 4
Матрицы, наиболее часто применяемые при оценке диверсифицированного портфеля фирмы 6
2.1 Матрица "рост/доля" 6
2.2. Матрица "привлекательность отрасли/ позиция в конкуренции" 17
2.3. Матрица жизненного цикла 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Во-первых,
она вводит промежуточные значения
между понятиями "высокая/низкая"
и "сильная/слабая". Во-вторых, она
использует значительно более широкий
набор стратегически значимых переменных.
Матрица БКГ основывается только
на двух показателях: темп роста отрасли
и относительная доля рынка. Матрица
GE с девятью клетками учитывает
много факторов при оценке долгосрочной
привлекательности отрасли и
силы/позиции в конкуренции
Однако
матрица GE, так же как и матрица
БКГ, не обеспечивает реальных рекомендаций
по разработке специфических стратегий;
максимум, что может дать анализ
матрицы; "привлекательность/позиция
в конкуренции", это ответ на
вопрос, на какую стратегию
2.3. Матрица жизненного цикла
В основе подхода к портфельному анализу консалтинговой фирмы Артур Д. Литтл (ADL - аббревиатура названия фирмы Artur D. Little) лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес - единицы ( LC - сокращение от Life Cycle - жизненный цикл), в соответствии с которой каждая отрасль и отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из четырех стадий жизненного цикла: рождение, рост (развитие), зрелость и старение (спад).
Стадия жизненного цикла |
Ведущая |
Сильная |
Заметная |
Прочная |
Слабая |
|
Рождение | ||||||
Рост | ||||||
Зрелость | ||||||
Старение |
Рис. 4 Матрица жизненного цикла
Помимо последовательных смен стадий
жизненного цикла отрасли может
меняться и конкурентное положение
одних видов бизнеса
Таблица 1. Характеристики стадий жизненного цикла отрасли
Факторы |
Стадия жизненного цикла | |||
Рождение |
Рост |
Зрелость |
Спад | |
Темп роста |
? |
Выше темпа роста ВНП |
Ниже темпа роста ВНП |
Меньше нуля |
Продуктовая линия |
Базовая |
Разнообразная |
Обновленная |
Сужающаяся |
Число конкурентов |
Возрастающее |
Большое и возрастающее |
Постоянно |
Сокращающееся |
Деление рынка |
Фрагментарное |
Фрагментарное, несколько лидеров |
Концентрация |
Дальнейшая концентрация |
Стабильность доли рынка |
Непостоянная |
Позиции лидеров меняются |
Закрепившиеся лидеры |
Высокая |
Постоянство потребителей |
Отсутствует |
Некоторое, агрессивность покупателей |
Наличие определенных покупательских предпочтений |
Высокое |
Стартовые барьеры |
Отсутствуют |
Достаточно низкие |
Высокие |
Очень высокие |
Объем продаж |
Быстро растет |
Быстро растет |
Достигает предельно высокого уровня |
Падает |
Прибыль |
Отсутствует, все поглощают инвестиции |
Появляется и быстро растет |
Достигает максимального уровня, стабилизируется или начинает медленно снижаться |
Снижается |
Поток денежной наличности (Cash Flow) |
Отрицательный, так как поглощается на развитие рынка |
Может оставаться отрицательным |
Становится положительным и постепенно нарастает |
Снижается медленнее, чем прибыль |
Таблица 2. Характеристики конкурентных позиций бизнес - единиц
Позиции бизнеса |
Характеристика позиции |
Ведущая (доминирующая) |
Данную
позицию в отрасли может |
Сильная |
Такой вид бизнеса выбирает свою стратегию независимо от действий конкурентов и имеет перед ними определенные преимущества. Относительная доля рынка может быть в 1,5 раза больше доли самого крупного конкурента, но абсолютного преимущества нет. |
Заметная (благоприятная) |
Это, как правило, один из лидеров в слабо концентрированных отраслях, где все участники находятся примерно на одном уровне и никто не занимает доминирующих позиций. Этот вид бизнеса характеризуется относительной безопасностью, если у него есть своя рыночная ниша. Обычно в этом случае ему удается вскоре значительно улучшить свое конкурентное положение. |
Прочная |
В этой позиции вид бизнеса добивается прибыли, специализируясь в узкой и относительно защищенной нише, будь то небольшая часть большого рынка или определенный тип продукции. Может долго сохранять такое положение, но практически не имеет шансов улучшить его. |
Слабая |
Вид бизнеса имеет ряд критически слабых сторон, мешающих ему в конечном счете стать центром генерации прибыли для компании. Слабость может объясняться самой спецификой бизнеса (слишком малый его размер или отсутствие важных ресурсов для поддержания) или ошибками, допущенными в прошлом при его развитии. Такой бизнес не может выжить самостоятельно в условиях сложившейся в отрасли конкуренции. |
Нежизне-способная |
Такой вид бизнеса не имеет сильных сторон, и они не могут появиться в будущем. Можно попытаться на некоторое время продлить его существование либо ликвидировать (деинвестировать) СЕБ |
В матрице ADL/LC задается многофакторная интегральная оценка как конкурентной позиции СЕБ, так и жизненного цикла отрасли. Методики расчета указанных параметров совпадают с теми, которые мы рассматривали при анализе модели GE/Mc Kinsey. Отличия заключаются в выборе конкретных факторов и их общей совокупности. В модели ADL/LC в расчете конкурентной позиции используются до 6 переменных (факторов), а жизненного цикла – до 10.
В соответствии с полученными интегральными оценками параметров каждой конкурентной СЕБ организации все отдельные бизнесы заносятся в конкретные клетки и точки матрицы. Каждая клетка матрицы ADL/LC характеризует бизнес с разных сторон, но при этом 4 аспекта являются ведущими:
Для всех ячеек матрицы, которые пересекает та или иная линия развития (рис. 4) возможен выбор как минимум из 2 альтернатив будущего стратегического маршрута. Так, для бизнеса, попавшего в клетку Прочная - Развитие возможен стратегический выбор между линиями Естественное развитие и Избирательное развитие. По СЕБ, оказавшимся в таких ячейках, сначала делается выбор одного конкретного стратегического маршрута, затем в рамках данного маршрута выбирается возможная типовая стратегия, которая впоследствии конкретизируется выборкой из набора типовых стратегических уточнений. Выбор уточненной стратегии – это шаг от стратегического к оперативному планированию, который является уникальным вкладом ADL в развитие методики стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования путем позиционирования СЕБ позволяет проанализировать положение бизнес - единиц и выработать обобщенные рекомендации их стратегического развития.
Преимущества и недостатки матрицы жизненного цикла
Преимущество матрицы
Однако, модели ADL/LC, как и всем портфельным матрицам, присущи свои слабые стороны, которые накладывают на ее применение определенные ограничения:
1. Целесообразность применения
модели, а также точность и
качество ее результатов
2. В матрице не рассматриваются
стратегии, которые предлагают
изменение жизненного цикла
3. В целом, модель весьма алгоритмична и схематична.
Следовательно, негибкое, и/или неадекватное, и/или нетворческое ее применение может привести к ошибочным стратегическим решениям.
Подход ADL/LC особенно полезен для высокотехнологичных отраслей, где жизненный цикл продукта весьма короток и где бизнес может не достичь своих целей, если вовремя не применит необходимую стратегию.
Заключение
Анализ данной контрольной работы с описанием типовых моделей портфельного анализа применительно к современным российским условиям приводит к следующим выводам:
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Стратегический менеджмент»