Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 11:43, контрольная работа

Описание

1. Дайте определение мотивации и содержательные подходы к мотивации и заполните схему
2. Раскройте классическую концепцию мотивации У. Тейлора
4. Объясните, теорию мотивации Л. Портера и Лоулера ?
7. Сформулируйте качества руководителя
10. Раскройте причины ослабления власти руководителя в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

Домашнее задание Менеджмент.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

      1. Дайте определение мотивации и содержательные подходы к мотивации и заполните схему 1. 

    Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

    Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

    Иерархия  потребностей по Маслоу.

    Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности  человеческих потребностей и их влиянии  на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е  годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

    1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

    2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

    3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

    5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

    По  теории Маслоу все эти потребности  можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

    Другой  моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Давида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

    Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и  потребностью в самовыражении. Эта  потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

    Во  второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».

    Согласно  выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие  категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией»).

    Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а Мотивации с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.  

 

Суть  содержательного подхода к мотивации 
 

 

       2. Раскройте классическую концепцию мотивации У. Тейлора 
 

     Одной из наиболее жестких концепций мотивирования  выступает так называемая классическая теория мотивации Ф.У. Тейлора. Она исходит из имевшей место в конце 19 века максимальной отчужденности наемных работников не только интересов предприятия и его владельцев, но, в итоге, - и от общества в целом. Большинство лояльных работодателям менеджеров классифицировали работников как ленивых, безответственных людей, избегающих работы, которых нужно принуждать к труду ради их собственного блага.

     Такая ориентация упраздняет проблему мотивирования, так как мотивировать можно человека, действия которого имеют личностный смысл. В трудовых отношениях Тейлор предлагает руководителям не полагаться на трудноуловимые личностные структуры работников, а делать ставку на психофизиологические структуры работников с помощью прямодействующих регуляторов - релизоров.

     Ф.У. Тейлор провозгласил стимулирование доминирующим механизмом мотивирования, но фактически, отводил стимулированию скромную роль. Во-первых, в качестве действенного стимула он признавал самый простейший - зависимость дохода от выработки. Во-вторых, то, как потратит работник этот стимулятор - «индивидуальный» доход, также подлежало социальному контролю, например, полицией нравов. Жизнь работников должна была протекать в узком коридоре направляющих релизоров.

     Причиной  такого жёсткого подхода является предшествующая началу творчества Ф.У. Тейлора социально-экономическая  реальность: высокая безработица, низкий уровень социальной, правовой защищенности делали для многих наемных работников любую работу условием выживания, а в психологическом отношении - автоматически действующим релизором преданности работодателю и интенсификации труда.

      3. Раскройте, содержание двухфакторной модели Ф. Герцберга. 

 

Двухфакторная модель Ф. Герцберга

 

       4. Объясните, теорию мотивации Л. Портера и Лоулера ? 
 

     Эта теория построена на сочетании элементов  теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения  между вознаграждением и достигнутыми результатами.

     Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и  осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь  проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. 
 
 
 
 
 
 

 

       5. Назовите требуемые типы руководителя. 

Ситуационные  требования к руководителям 
 
 
 
 

 

       6. Раскройте данную ориентацию руководителей. 

 
 
 
 
 

      7. Сформулируйте качества руководителя  

Личные

(общие  качества руководителя)

Профессиональные Деловые

(специфические  качества руководителя)

1. Честность 

2. Порядочность 

3. Скромность  и справедливость по отношению  к окружающим

4. Высокий  уровень внутренней культуры

5. Благожелательное  отношение к людям

1. Компетентность

2. Культура

3. Высокий  уровень образования, производственного  опыта, компетентности в соответствующей  профессии

4. Стремление  к постоянному самосовершенствованию,  критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности

5. Умение  планировать свою работу 

1. Целеустремленность 

2. Деловитость 

3. Энергичность 

4. Властность 

5. Повышенная  работоспособность 

6. Коммуникабельность 

7. Уверенность  в себе

 

Качества  руководителя 
 

 

       8. Раскройте концепцию лидерства. 

 
 

Концепция лидерства

      9. Сформулируйте основные содержательные моменты власти

 

Моменты власти

      10. Раскройте причины ослабления власти руководителя в современных условиях. 

     
  1. Значительно сократился разрыв в уровне образования  и квалификации между руководителями и подчиненными. Если прежде преобладание первых во всех случаях было неоспоримым, то сегодня подчиненные могут  превосходить руководителей во многих отношениях, оставляя им формальное преимущество в занимаемой должности, организаторские способности или личный авторитет.
  2. Вместо универсальных работников, так широко распространенных ранее, заменить которых было достаточно легко, основу организации стали составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной, квалификацией. Их уход может обернуться для организации серьезными неприятностями. Понятно, что над такими людьми невозможно властвовать преимущественно административными методами.
  3. У большой части населения произошло реальное ослабление традиции послушания как основы власти. Это связано с многими внутренними и внешними причинами общественного развития. В России это является следствием неустойчивого экономического и политического положения страны.
  4. Мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации и т.п. значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей, что делает их менее зависимыми от администрации.

 

       11. Сформулируйте стиль управления руководителя

Понятия стиля управления

 

       12. Опишите стили руководства.

Авторитарный Либеральный Демократический
   Авторитарный  стиль руководства (автократический, директивный, административный) отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

   «Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

   При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.

   Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

   При этом поощрение и наказание отступают  на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти  путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

   Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

   На  практике выделяют две разновидности  демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную».

   В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху.

   «Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"