Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 12:20, контрольная работа

Описание

Раскрыть факторы, влияющие на эффективность управленческого труда. Выявить недостатки в организации труда и сформулировать предложения по совершенствованию организации труда. Вопросы и решение задачи раскрыть на примере конкретного предприятия (учреждения, организации).

Работа состоит из  1 файл

менеджмент вариант 5.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

   В данной работе были рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управленческого труда, выявлены недостатки по организации труда в ООО «ТК «Прессэкспо» и сформулированы рекомендации по совершенствованию организации труда. Необходимо понимать, что для разных организаций наиболее важным может быть влияние тех или иных факторов. Поэтому руководителю организации или подразделения необходимо выявлять недостатки в организации его фирмы или подразделения и устранять их для повышения эффективности труда своих подчиненных.

  1. Раскрыть сущность и роль мотивации в управленческом процессе, привести основные мотивационные теории.

   Мотивация – это процесс побуждения себя и других членов коллектива к активной деятельности для достижения собственных целей и целей всей организации. В основе мотивации лежат потребности, достижения собственных целей, которые побуждают человека к действию.

   Мотивация играет огромную роль в управленческом процессе. Так как в случае отсутствия поощрения сотрудники не заинтересованы выполнять свою работу лучше, быстрее, проявлять инициативу.

   Для более полного понимания мотивационного процесса необходимо рассмотреть различные теории мотивации.

   Различают содержательные и процессуальные теории мотиваций.

   Содержательные теории  мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работ. К ним относят такие весьма известные теории, как :

  • теория потребностей Маслоу;
  • теория существования, связи и роста Альдерфера;
  • теория приобретенных потребностей Мак Клелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

     В процессуальных теориях мотивации  анализируется, как человек выбирает конкретный вид поведения  и как он распределяет свои усилия для достижения различных целей. Согласно этим теориям поведение личности является функцией ее восприятия и ожиданий , связанных с данной ситуацией , а также возможных последствий выбранного типа поведения.   

     Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса и теория Портера-Лоулера.

     Более подробно рассмотрим теорию иерархии потребностей Маслоу (1970 г.). Данная теория основывается на 9 предпосылках:

  1. люди постоянно ощущают какие-либо потребности,
  2. люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы,
  3. группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу,
  4. потребности побуждают человека к действиям, если они не устранены, удовлетворённые потребности более не мотивируют людей,
  5. если одна потребность удовлетворена, то на её место выходит другая, неудовлетворённая потребность,
  6. обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии,
  7. потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения,
  8. потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня,
  9. потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, чем потребности нижнего уровня.

       Физиологические потребности. Люди, в поведении которых они доминируют, мало интересуются содержанием  работы. Они концентрируют своё  внимание на оплате, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости. Данных работников легко мотивировать с помощью размера оплаты труда.

     Потребности безопасности связаны со стремлением  человека находиться в стабильном и безопасном состоянии, быть социально защищённым, иметь гарантированную перспективу. Эти работники любят порядок, чёткие правила, ясные цели, детальную регламентацию, социальные гарантии. Ради этого они готовы даже потерять в заработной плате. Такие работники склонны избегать риска, противиться изменениям и преобразованиям.

       Работники с доминирующей потребностью принадлежности и причастности имеют выраженное чувство коллективизма. При руководстве такими людьми целесообразно применять коллективные формы труда.

     Потребности признания и самоутверждения отражают желание людей быть компетентными, сильными, уверенными в себе, а также желание, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Большое значение для мотивации таких работников имеет фактор морального поощрения. В качестве мотивирующих элементов может рассматриваться введение внутрифирменных наград и знаков отличия.

     Потребность самовыражения заключается в  стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Это потребность человека в творчестве. При управлении такими людьми следует давать им оригинальные задания, позволяющие максимально использовать свой творческий потенциал и предоставлять максимальную свободу в выборе средств их решения. В этом случае эффективно использовать делегирование (интересная работа - самостоятельная ценность).

     Теорию Маслоу можно подвергнуть определенной критике, так как, например, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, семейное положение). Также необязательно наблюдается жёсткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в пирамиде Маслоу. Удовлетворение потребности необязательно приводит к ослаблению воздействия на мотивацию.

      Далее рассмотрим теорию Альдерфера (1972г.). В соответствии с данной теорией потребности человека могут быть объединены в 3 группы: потребности существования, потребности связи, потребности роста. Как и Маслоу, Альдерфер считал потребности иерархически расположенными.

     Потребности существования включают физиологические  потребности и потребности безопасности из пирамиды Маслоу. Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, начальников и подчинённых. К этой группе относятся потребности принадлежности и причастности, а также часть потребностей признания и самоутверждения.

     Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения  пирамиды Маслоу, а также включают часть потребностей признания и  самоутверждения, которые связаны с самосовершенствованием рабочего.

     Основные  различия между теориями заключаются  в том, что согласно теории Маслоу движение происходит только снизу вверх. Альдерфер же считал, что движение идёт в обе стороны (вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, вниз, если неудовлетворена потребность более высокого уровня).

     Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер назвал процессом удовлетворения, а вниз - процессом фрустрации, т.е. поражение стремления удовлетворить потребности. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным.

     Практическая  значимость данной теории заключается  в том, что она открывает для  менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности удовлетворить потребности более высокого уровня.

     Согласно  теории приобретённых потребностей МакКлелланда

на поведение  человека в организации оказывают  влияние 3 потребности:

  1. потребность достижения;
  2. потребность соучастия;
  3. потребность властвования.

     Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать поставленной цели более эффективно, чем он это делал ранее. Людям с выраженной потребностью достижения нравится принимать решения и отвечать за их осуществление. Они готовы браться за работу несущую элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели и задачи, исходя из своих возможностей.

     Менеджеру следует обращать внимание на недостатки людей с выраженной потребностью достижения:

  • Не любят риска, берутся за осуществимые цели;
  • Неполное выполнение цели с отклонением от ожидаемых результатов воспринимают как личное поражение;
  • Предпочитают кратковременные задания с конкретным осязаемым результатом.

  Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с выраженной потребностью соучастия стараются установить и поддерживать хорошие отношения с коллегами, считаются с мнением окружающих, стремятся получить одобрение и поддержку с их стороны.

  Люди  с выраженной потребностью соучастия  предпочитают занимать такие должности и выполнять такую работу, которая позволит им находиться в активном взаимодействии с людьми, регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия.

  Так например, из человека с выраженной потребностью соучастия получится  хороший специалист по кадрам или  секретарь. Управляющий должен понимать, что если подобный человек будет, например, работать в архиве, то в скором времени он либо примет решение о смене работы, либо не будет качественно выполнять свою работу, так как она ему не интересна. Возможно, денежная мотивация сможет разрешить ситуацию на короткое время, но в долгосрочном периоде подобная мера ничего не решит.

  Потребность властвования состоит в стремлении контролировать поведение и действия других людей, контролировать ресурсы и процессы, протекающие в организации, брать на себя ответственность за действия и поступки других людей.

  Согласно  данной теории люди с доминирующей потребностью властвования делятся  на 2 группы:

  1. Люди, которые стремятся к власти ради властвования над другими. Они концентрируют первостепенное внимание на своей руководящей позиции, на своих возможностях властвования, на своей силе в организации.

В данном случае власть – это цель. Это  неплохо если человек обладает правильной самооценкой и способностью к администрированию.

  1. Люди, которые стремятся к власти, ради того чтобы добиться решения групповых задач. В данном случае власть – это средство достижения цели. Такие люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи, участвуют в процессе достижения цели.

Менеджер  должен стимулировать таких людей, делегировать им полномочия для реализации цели.

     Преимущество  при продвижении по службе следует  отдавать людям 2 группы.

     Потребности достижения, соучастия, властвования не исключают друг друга и не расположены  иерархически. Проявление влияния этих потребностей на конкретного индивида во многом зависит от их взаимодействия. К негативному влиянию на результат может привести сочетание сильной потребности достижения и сильной потребности властвования (противоречие между интересами менеджера и организации). Комбинация сильной потребности соучастия и сильной потребности властвования в целом носит позитивный характер, однако существует опасность, что менеджер подпадёт под влияние коллектива, будет проявлять нерешительность и непоследовательность в принятии непопулярных мер, необходимых для выживания организации.

     Далее остановимся на теории двух факторов Ф. Герцберга.

     В процессе практических исследований и  наблюдений Герцберг пришёл к выводу, что процессы нарастания неудовлетворённости  и обретение удовлетворённости  с точки зрения факторов их обуславливающих, являются 2 различными процессами, т.е. факторы, вызывающие повышение неудовлетворённости, при их устранении необязательно приводят к обретению удовлетворённости и наоборот.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"