Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа
1 Какова роль менеджмента в организации?
2 Что должен знать и уметь современный менеджер?
1
Какова роль менеджмента
в организации?
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.
Особенности
труда менеджеров вытекают из сущности
управления как деятельности, направленной
на постановку целей и объединение
усилий множества людей для их
своевременного и эффективного достижения.
Выполняя эти функции, менеджеры
непрерывно сталкиваются с проблемами,
представляющими собой
Очень
важна роль менеджера как лидера,
т.е. человека, оказывающего влияние
на других работников организации. Обычно
это связано с
Таблица 1
Роли
менеджеров в организации
Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций, создаваемых и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические роли.
1. Роль приемников информации, характеризующая менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.
2. Роль распространителей информации характеризует менеджеров не только как получателей, но и как распространителей информации по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.
3. Менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.
Группа
ролей, связанных с принятием
решений, включает прежде всего такое
поведение менеджеров, которое носит
название предпринимательского. В роли
предпринимателей менеджерам нередко
приходится принимать решения, связанные
с началом новых проектов или
использованием новых возможностей.
Чтобы уменьшить степень риска,
такие решения часто
Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.
Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.
Значение
каждой из ролей в работе менеджеров зависит
от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой
в организации. Но само содержание этих
ролей показывает, что управленческий
персонал — это важнейший ресурс организации,
от которого зависит ее существование,
возможности роста и развития.
При
всей несхожести решаемых задач менеджер
практически всегда стремится при
этом ответить на одни и те же вопросы:
Почему мы делаем ту или иную работу?
Какими методами мы ее выполняем? Есть
ли альтернативы, т.е. другие подходы
к решению? Какова полезность (ценность)
этой работы и какие затраты связаны
с ней? Почему растут затраты? Где
и кто делает эту работу лучше
нас? Что мешает нам улучшить результаты?
Каковы наши сильные стороны и
достижения? и т.д. Ответы на эти и
множество других вопросов требуют
не только времени и усилий, но нередко
и огромного умственного
У
менеджеров особый предмет труда
— информация, работая с которой
они принимают решения, необходимые
для изменения состояния
Чтобы
выполнять свои сложные и ответственные
функции, менеджеры должны иметь
специальные знания и обладать способностью
использовать их в повседневной работе
по управлению предприятием. Требования
к их профессиональной компетенции
можно условно подразделить на две
группы (табл.2.). Первую составляют знания
и умения (искусство) выполнять профессиональную
работу в сложнейших условиях, когда: время
все чаще становится решающим фактором
успеха; поступающая информация может
быть неполной и недостоверной; принимаемые
решения должны отвечать требованиям
ситуации; сама ситуация характеризуется
неопределенностью, быстрой сменяемостью;
персонал организации может оказаться
неготовым к изменениям.
Таблица 2
Требования к профессиональной компетенции менеджеров
Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:
• Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.
• Они должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями.
• Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.
• Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.
• Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.
• Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.
• Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата,
Вторая
группа требований к профессиональной
компетенции менеджеров связана
с их способностью работать с людьми
и управлять самими собой. В процессе
выполнения своих функций менеджеры
взаимодействуют с широким
• высокое чувство долга и преданность делу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
От
ошибок в работе не застрахованы даже
самые опытные и
3
Чем лидер отличается
от менеджера?
«Менеджмент — искусство карабкаться по лестнице успеха;
руководство — умение определить,
к той ли стене приставлена лестница»
Питером Дракер и Уорреном Беннис
Коренное различие между этими двумя видами деятельности можно понять, если представить себе группу рабочих, прорубающих просеку в джунглях с помощью мачете. Они — исполнители, они решают проблему. Прокладывают дорогу сквозь заросли. У них за спиной — организаторы работ (менеджеры): затачивают мачете, составляют планы и пособия, внедряют усовершенствованные технологии и разрабатывают программы восстановления мускульной силы. Руководитель (лидер) — тот, кто, вскарабкавшись на самое высокое дерево, обозревает местность и кричит: «НЕ ТЕ ДЖУНГЛИ!»
Менеджер и лидер — понятия абсолютно различные: менеджер — это должность, а лидер — признание группы; менеджер, по сути, — исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же — всегда инициатор и инноватор. Фраза, ставшая классической: «Managers do things right an - leaders do right things», смысл которой заключается в том, что (хорошие) менеджеры правильно исполняют задания, а (эффективные) лидеры — определяют, что нужно исполнять. В заключение можно привести слова Кена Бланшара, о том, что хороший лидер вовлекает рядовых сотрудников в решение обшей задачи, помогает высвободить их внутреннюю энергию, способствует появлению чувства, что и они — совладельцы компании. Их заинтересованность в работе, чувство ответственности и гордости своей организацией имеет решающее значение для конкурентоспособности данной организации в мире современного бизнеса как сейчас, так и в будущем. Составляющие лидерства Возможность провести четкую грань между индивидуальными характеристиками эффективных и неэффективных лидеров продолжает интриговать исследователей, но черты личности, как их традиционно рассматривают, сами по себе сделать этого не позволяют.
Основные составляющие поведения лидера таковы.
1.
Видение. Настолько ясно и
2. Увлеченность. Приходить в восторг от того, что делаешь. Увлеченность не только целью, но и самим путем к ней.