Корпоративная, инновационная культура и культура производства фирмы: анализ и сравнение их общего и особенного в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проанализировать корпоративную, инновационную культуру и культуру производства фирмы в целом, и сравнить их общее и особенное в управлении.
Для достижения цели был поставлен ряд задач. Основными задачами курсовой работы являются:
1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной, инновационной культуры управления фирмой, проанализировать культуру управления фирмой в целом;
2. описать основные элементы каждого из этих видов культуры управления;
3. исследовать процесс формирования и поддержания культуры управления на фирме;
4. определить пути совершенствования культуры управления на фирме;

Работа состоит из  1 файл

корпоратив культура готов.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Как известно, организационная  структура и система управления предприятия строятся как инструмент для достижения поставленных целей бизнеса. Стратегия развития бизнеса - это основа управления, определяющая и систему планирования деятельности, и показатели, по которым осуществляется ее контроль, и принципы организационного построения, и систему стимулирования. Стратегия, принципы развития бизнеса - это, в то же время, скелет идеологии или корпоративной культуры компании, на основе которой формируются ценности, мотивы и нормы поведения ее сотрудников

Корпоративная культура формируется вместе и в тесном взаимодействии с бизнесом и в процессе решения управленческих проблем, направленных на достижение целей бизнеса. Трудно сказать, что здесь является первичным. Исторически - задачи бизнеса, но на их постановку, в конечном счете, влияет сформированная корпоративная культура. С другой стороны, нельзя оценивать отдельно элементы культуры и принятые технологии управления, особенно с общегуманистических позиций. Их смысл - только в эффективности бизнеса.

Корпоративная культура, «ценности и верования» по терминологии Хаммера и Чампи, это то, что связывает «бриллиант бизнеса» с социальным контекстом.

Для оптимизации  корпоративной культуры необходимо создать специальную службу работы с персоналом под руководством директора  по персоналу, с учетом специфики  российских условий, в том числе и менталитета.

Естественно, что  без соответствующего уровня культуры производства невозможно получить высококачественную продукцию.

Фирма не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписаных правил, законов жизни данного фирмы, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей фирме, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения, правила организации и создают корпоративную культуру фирмы. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру конкретной фирмы, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, госорганизациям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.

Успех фирмы может  в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем  от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её не-формальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых явля-ется персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.

Главную роль в формировании корпоративной культуры почти всегда принимает на себя менеджер по персоналу.

Формирование корпоративной  культуры - процесс, состоящий из нескольких мероприятий, каждое из которых направлено на становление определенных аспектов корпоративной культуры, На формирование культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.

Некоторые конкретные мероприятия для решения задачи формирования организационной культуры:

· Чёткий ритуал организации  приёма в фирму новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета  о фирме, пропуска, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы в фирме, включая закрепление наставников; обучение новичков).

· Организация конкурсов  профессионального мастерства среди  работников фирмы, установление особого  ритуала поощрения лучших по профессии (прежде всего, массовых - кассир, бухгалтер-операционист, менеджер и др.), возможно определение “человека года” фирмы. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов се-мьи. Такие ритуалы поощряют интерес сотрудника к своей фирме, подчеркивают доступность высшего руководства, обеспечивают обратную связь, позволяющую руководству получать информацию о своих подчиненных.

· Планирование карьеры  сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).

· Создание сети школ, лицея для обучения детей сотрудников фирмы (с особо качественной программой обучения).

· Установление льгот  и поощрений для сотрудников, проработавших в фирме определённое число лет, например, 5 и более.

· Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами фирмы (юридической, информационной, технической, транспортной, расчётно-кассовой и др.) своим сотрудникам.

· Расширение выпуска  рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников фирмы (часы, галстуки, записные книжки и пр.).

· Установление Дня  рождения фирмы со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).

· Расширение долгосрочного  кредитования по крупным покупкам и  вложениям (обучение, лечение сотрудников).

· Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.

· Установление ритуалов Дней рождений подразделений фирмы, поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей фирмы).

· Поддержка сотрудников  в формировании их страховых и  пенсионных фондов.

· Регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе фирмы (один из хороших вариантов - направление видеозаписи с выступлением руководителей фирмы с подведением итогов, оценкой работы и т.п.).

· Создание системы  сбора и реализации предложений  и просьб сотрудников фирмы (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Глав-ное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к фирмам, с которыми связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать там долго и плодотворно.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что именно ритуалы, традиции и мероприятия компании являются наиболее эффективными средствами управления корпоративной культурой и умонастроениями людей. Через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры, настраивать сотрудников на решение задач, и, конечно, поддерживать корпоративный дух в тяжелые для компании времена. Продуманной организацией такого рода событий менеджеры, добиваются заметного улучшения развития культуры в своей фирме, проведения в жизнь фиксированных ценностных ориентиров.

Смысл корпоративной  культуры состоит в том, чтобы  ценности компании и человека совпадали. Это касается даже внешних проявлений. Поэтому фирмы устанавливают правила поведения, которые должны собюлюдаться всеми сотрудниками.

Основная цель корпоративной  культуры - обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования  управления человеческими ресурсами  для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому, развития способности и в деловых, и в личных отношениях опираться на установленные нормы поведения, решать любые проблемы без конфликтов. Все это приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности предприятия в целом.

Интересно, что фирмы  с ярко выраженной корпоративной  культурой гораздо эффективнее  в использовании человеческих ресурсов. Корпоративная культура - одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные потребности), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выходит корпоративная культура.

Культура компании может быть как положительной, так  и отрицательной. Вот почему так  важно с самого начала правильно  ее выстраивать. Очевидно, что большое  влияние на формирование корпоративной культуры оказывает стиль руководства и те идеи, ценности и принципы, которые привносит в организацию ее создатель или человек, стоящий во главе бизнеса. Сегодня большинство руководителей понимают, что от уровня корпоративной культуры зависит качество работы с клиентами, имидж компании, а, следовательно, ее положение на рынке.

Основы корпоративной  культуры компании могут закладываться  ее основателем еще на пренатальной стадии развития компании в том случае, если руководитель добровольно создает для себя обязательные принципы менеджмента. Это могут быть «Корпоративный кодекс компании», «Основные цели и ценности компании» или «Руководящие принципы менеджмента». Тот, кто нарушает один из этих декларированных принципов, выходит за рамки закрепленных этических норм и должен нести ответственность. Поэтому руководству следует очень тщательно следить за тем, чтобы способ ведения бизнеса отвечал тем корпоративным ценностям, которые продекларированы в «Корпоративном кодексе компании».

Мировой опыт свидетельствует, что максимальное соответствие корпоративной культуры бизнесу компании обеспечивает ее успех практически на 100%

Вывод:

Таким образом, корпоративная  культура в целом выстраивается  из потенциала каждого сотрудника. Компании, придающее ей должное значение, гораздо эффективнее используют человеческие ресурсы. Человек - главный ориентир и основная единица эффективности правильно сформированной культуры. Его возможности и деловые качества поднимаются на высоту благодаря корпоративной культуре. В это - ее главное предназначение и гарантия общего успеха фирмы.

1.2. Понятие и сущность  инновационной культуры  управления

Важно отметить, что  по аналогии с понятием «организация»  инновация обозначает также и  сам процесс реализации новшества. В более широком смысле инновация - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.

Таким образом, наряду с корпоративной культурой, стратегическим ресурсом нового века является также и инновационная культура.

Существует неограниченный диапазон проявления инновационной  культуры: от создания условий эффективного пользования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) в  интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании.

Именно с участием инновационной культуры можно реально  добиться: в сфере конкретной экономики - ускорения и повышения эффективности  внедрения новых технологий и  изобретений; в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям; в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации; в сфере культуры - оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.

В то же время, нельзя, разумеется, все сводить к влиянию  инновационной культуры. Существуют мощные политические, экономические, социальные и другие факторы. Но они детерминируются  состоянием культуры в целом и, прежде всего, ее инновационной составляющей.

Не вызывает сомнения и тот факт, что инновационная  культура органично связана с  другими областями культуры.

Именно, инновационная  культура обеспечивает восприимчивость  людьми новых идей, их готовность и  способность к поддержке и  реализации новшеств во всех сферах жизни.

Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения. Она показывает, как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.

Формирование инновационной  культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать эффективности инновационной деятельности.

При высоком уровне инновационной культуры общества в  силу взаимокорреляции взаимозависимости  ее частей, изменения одной составляющей вызывает быстрое изменение других. В условиях инновационной стагнации  необходим мощный организационно-управленческий и правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется институциализация инновационного культуры, т.е. превращение развития ее в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников.

Инновационная культура как особая форма человеческой культуры предполагает тесную взаимосвязь с  другими ее формами, прежде всего  с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. При интернациональной сущности инновационной культуры усилия по ее развитию должны опираться на культурные традиции страны и сферы деятельности.

Информация о работе Корпоративная, инновационная культура и культура производства фирмы: анализ и сравнение их общего и особенного в управлении