Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа
Современная теория управления определяет стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей». Соответственно, стратегическое планирование, определение стратегии организации – это, на сегодня, одно из самых сложных направления в науке менеджмента. Ведь сущность формирования стратегии предприятия заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии.
ВВЕДЕНИЕ
Современная теория управления определяет
стратегический менеджмент как «набор
решений и действий по формулировке
и внедрению стратегии, призванной
обеспечить компании наилучшее конкурентное
положение во внешней среде и
достижение поставленных целей». Соответственно,
стратегическое планирование, определение
стратегии организации – это, на сегодня,
одно из самых сложных направления в науке
менеджмента. Ведь сущность формирования
стратегии предприятия заключается в
определении направления развития, разработке
системы мероприятий по эффективному
приближению к выбранному ориентиру, а
также оценке и контроле процесса реализации
выбранной стратегии.
Отсюда
вполне обоснованным становится определение,
данное Г.Минцбергом о том, что стратегия
– это линия поведения или следования
некой модели поведения, и оттого, как
будет вести себя предприятие на рынке
(как по отношению к потребителям и партнерам,
так и конкурентам), зависит, какую стратегическую
позицию оно сможет занять.
Корпоративная культура – это предмет
междисциплинарных исследований, которые
предполагают использование методологий
разных областей знания – менеджмента,
организационного поведения, социологии,
психологии, культурологии. Такая комплексность
рассматриваемого понятия, его уникальная
интегративная сущность, с одной стороны,
создают при его рассмотрении определённые
сложности познавательного плана, а с
другой – дают возможность грамотно и
эффективно управлять предприятием.
Вопрос корпоративной культуры является
относительно новым и мало изученным в
нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием
этой проблемы начали заниматься лишь
в 80-90-х годах, а в России и того позже. Об
интересе к этой проблеме свидетельствуют
запросы руководителей и специалистов,
а также реальные заказы организаций на
выполнение исследовательских проектов.
В любой компании существует та или иная
культура, даже если она нигде не прописана.
Целенаправленное выстраивание определенной
корпоративной культуры в соответствии
со стратегией развития компании становится
для многих работодателей одной из важнейших
задач, основной реализации ценностного
способа управления. Важно сформировать
культурное пространство, включающее
в себя нормы поведения, и определить идеальные
модели собственно самого поведения. Несовпадение
целей, системы коммуникаций, моделей
поведения сотрудников может приводить
к возникновению конфликтов и, как следствие,
к серьезным проблемам в развитии бизнеса.
Правильное
изложение корпоративное
Проблема влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании является чрезвычайно актуальной в настоящее время в нашей стране. Формирование положительной культуры выведет любое предприятие на новый уровень развития, характеризующийся максимально эффективным использованием как материальных, так и трудовых ресурсов.
Важным моментом исследования влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии является изучение практического опыта по данному вопросу, а также анализ корпоративной культуры на крупном предприятии, осуществляющем различные виды деятельности. Большое значение корпоративной культуре уделяется в серьезных компаниях с большим масштабом деятельности. В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи курсовой работы, обосновать ее содержание и структуру.
Целью данной работы является исследование вопросов влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо исследовать теоретические вопросы влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании, проанализировать сущность и содержание понятие "корпоративная культура".
Во-вторых, следует проанализировать значение корпоративной культуры для деятельности предприятий, изучить факторы влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании.
В-третьих, важно исследовать практические вопросы управления корпоративной культурой на крупном предприятии на примере НК "Роснефть".
В-четвертых, следует определить общие мероприятия по повышению корпоративной культуры различных компаний.
В процессе исследования необходимо изучить публикации отечественных исследователей и зарубежных авторов: монографии, учебные пособия и статьи в периодических изданиях.
Объектом исследования данной работы является корпоративная культура компании. Предметом исследования является проблема влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании.
Курсовая
работа состоит из введения, первой
и второй главы и заключения.
Теоретические вопросы влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии.
Корпоративная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об корпоративной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.
Корпоративная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Характеристика корпоративной культуры охватывает:
- индивидуальную
автономность - степень ответственности,
независимости и возможностей
выражения инициативы в
- структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- направление
- степень формирования целей
и перспектив деятельности
- интеграцию
- степень, до которой части
(субъекты) в рамках организации
пользуются поддержкой в
- управленческое
обеспечение - степень, относительно
которой менеджеры
- поддержку - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
- стимулирование
- степень зависимости
- идентифицированность
- степень отождествления
- управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;
- управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Обобщая
сказанное, можно дать более общее
определение корпоративной культуре.
Корпоративная культура - это система
общественно прогрессивных формальных
и неформальных правил и норм деятельности,
обычаев и традиций, индивидуальных и
групповых интересов, особенностей поведения
персонала данной организационной структуры,
стиля руководства, показателей удовлетворенности
работников условиями труда, уровня взаимного
сотрудничества и совместимости работников
между собой и с организацией, перспектив
развития.
1.3 Процесс создания корпоративной культуры
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая -- это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая -- это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
Процесс внешней
адаптации и выживания связан
с поиском и нахождением
- миссия и стратегия (определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии исполнения этой миссии);
- цели (установление
специфических целей и
- средства (ресурсы, используемые для достижения целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности);
- контроль (установление
индивидуальных и групповых
- корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач);
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
1. Выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации.
2. Разрабатывать
пути и способы измерения
3. Находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей[7].
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей "высокой технологии" присуще наличие культуры, содержащей "инновационные" ценности и веру "в изменения". Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами[1, с. 138]: