Корпоративная культура на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание

Современная теория управления определяет стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей». Соответственно, стратегическое планирование, определение стратегии организации – это, на сегодня, одно из самых сложных направления в науке менеджмента. Ведь сущность формирования стратегии предприятия заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии.

Работа состоит из  1 файл

Оригинал.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 
Современная теория управления определяет стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и  достижение поставленных целей». Соответственно, стратегическое планирование, определение стратегии организации – это, на сегодня, одно из самых сложных направления в науке менеджмента. Ведь сущность формирования стратегии предприятия заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии. 

Отсюда  вполне обоснованным становится определение, данное Г.Минцбергом о том, что стратегия  – это линия поведения или следования некой модели поведения, и оттого, как будет вести себя предприятие на рынке (как по отношению к потребителям и партнерам, так и конкурентам), зависит, какую стратегическую позицию оно сможет занять. 
Корпоративная культура – это предмет междисциплинарных исследований, которые предполагают использование методологий разных областей знания – менеджмента, организационного поведения, социологии, психологии, культурологии. Такая комплексность рассматриваемого понятия, его уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при его рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой – дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием. 
Вопрос корпоративной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов. В любой компании существует та или иная культура, даже если она нигде не прописана. Целенаправленное выстраивание определенной корпоративной культуры в соответствии со стратегией развития компании становится для многих работодателей одной из важнейших задач, основной реализации ценностного способа управления. Важно сформировать культурное пространство, включающее в себя нормы поведения, и определить идеальные модели собственно самого поведения. Несовпадение целей, системы коммуникаций, моделей поведения сотрудников может приводить к возникновению конфликтов и, как следствие, к серьезным проблемам в развитии бизнеса.

Правильное  изложение корпоративное культуры дает компании немало преимуществ: сотрудники ощущают себя частью единого целого, хорошо понимают "правила игры", что позволяет им быстрее и без лишних затрат достигать нужного результата. Сильная, гармоничная корпоративная культура дает необходимую определенность и внешним клиентам, привлекает в компанию "правильных" людей.

Проблема  влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании является чрезвычайно актуальной в настоящее  время в нашей стране. Формирование положительной культуры выведет  любое предприятие на новый уровень  развития, характеризующийся максимально эффективным использованием как материальных, так и трудовых ресурсов.

Важным  моментом исследования влияния корпоративной  культуры на реализацию стратегии является изучение практического опыта по данному вопросу, а также анализ корпоративной культуры на крупном предприятии, осуществляющем различные виды деятельности. Большое значение корпоративной культуре уделяется в серьезных компаниях с большим масштабом деятельности. В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи курсовой работы, обосновать ее содержание и структуру.

Целью данной работы является исследование вопросов влияния корпоративной  культуры на реализацию стратегии компании.

Исходя  из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.

Во-первых, необходимо исследовать теоретические  вопросы влияния корпоративной  культуры на реализацию стратегии компании, проанализировать сущность и содержание понятие "корпоративная культура".

Во-вторых, следует проанализировать значение корпоративной культуры для деятельности предприятий, изучить факторы влияния корпоративной культуры на реализацию стратегии компании.

В-третьих, важно исследовать практические вопросы управления корпоративной  культурой на крупном предприятии  на примере НК "Роснефть".

В-четвертых, следует определить общие мероприятия по повышению корпоративной культуры различных компаний.

В процессе исследования необходимо изучить публикации отечественных исследователей и  зарубежных авторов: монографии, учебные  пособия и статьи в периодических изданиях.

Объектом  исследования данной работы является корпоративная культура компании. Предметом  исследования является проблема влияния  корпоративной культуры на реализацию стратегии компании.

Курсовая  работа состоит из введения, первой и второй главы и заключения. 
 
 
 
 

Теоретические вопросы влияния  корпоративной культуры на реализацию стратегии.

    1. Корпоративная культура и ее роль в функционировании организации.

    Корпоративная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.

    Вполне  очевидно, что если культура организации  согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому  современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об корпоративной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.

    Корпоративная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

    Характеристика  корпоративной культуры охватывает:

    - индивидуальную  автономность - степень ответственности,  независимости и возможностей  выражения инициативы в организации;

    - структуру  - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;

    - направление  - степень формирования целей  и перспектив деятельности организации;

    - интеграцию - степень, до которой части  (субъекты) в рамках организации  пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;

    - управленческое  обеспечение - степень, относительно  которой менеджеры обеспечивают  четкие коммуникационные связи,  помощь и поддержку своим подчиненным;

    - поддержку  - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

    - стимулирование - степень зависимости вознаграждения  от результатов труда;

    - идентифицированность - степень отождествления работников  с организацией в целом;

    - управление  конфликтами - степень разрешаемости  конфликтов;

    - управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

    Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может  быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.

    Обобщая сказанное, можно дать более общее определение корпоративной культуре. Корпоративная культура - это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. 
     
     

1.3 Процесс создания  корпоративной культуры

Внешняя среда  оказывает значительное влияние  на организацию, что, естественно, сказывается  на ее культуре. Однако, как свидетельствует  практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая -- это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая -- это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.

Процесс внешней  адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие[7]:

- миссия и стратегия (определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии исполнения этой миссии);

- цели (установление  специфических целей и внутреннее  принятие их работниками);

- средства (ресурсы,  используемые для достижения  целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности);

- контроль (установление  индивидуальных и групповых критериев  эффективной деятельности; создание  информационной инфраструктуры);

- корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач);

Члены организации  должны знать реальную миссию своей  организации, а не то, что нередко  декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.

В любой организации  работники должны участвовать в  следующих процессах:

1. Выделять из  внешнего окружения важное и  неважное для организации.

2. Разрабатывать  пути и способы измерения достигнутых  результатов.

3. Находить объяснения  успеху и неудаче в достижении  целей[7].

На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд  факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.

Формирование  в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в  которой она действует, со скоростью  технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей "высокой технологии" присуще наличие культуры, содержащей "инновационные" ценности и веру "в изменения". Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.

Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами[1, с. 138]:

Информация о работе Корпоративная культура на предприятии