Корпоративная культура организации: ее основные элементы и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: изучить культуру организации, условия ее формирования, основные элементы корпоративной культуры и особенности функционирования.

Задачи работы:

- рассмотреть организационную культуру организации, ее формирование, основные элементы и принципы;

- рассмотреть особенности и уровни функционирования корпоративной культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….…….3


Глава I. Сущность корпоративной культуры…….………………………….……..4

Понятие корпоративной культуры……...…………………………….……..4
Основные элементы корпоративной культуры……………………….…….6
Принципы корпоративной культуры....………………………………….…..7


Глава II. Формирование корпоративной культуры.……..….………...………….14

Принципы формирования корпоративной культуры………..……………14
Этапы формирования корпоративной культуры...…………...……………21


Глава III. Функционирование корпоративной культуры…..………...………….25

Особенности функционирования корпоративной культуры..……………25
3.2. Функционирование корпоративной культуры на примере зарубежных и отечественных компаний ……..…………………………………………………..35


Заключение…………………………………………………………………………38


Список литературы………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

     Этап №2 – подразумевает под собой создание и внедрение стандартов поведения сотрудников. Стандарты поведения предусматривают, прежде всего, деловую этику в рамках коммуникативного процесса сотрудников компании и клиентов, формирование норм в рамках неформальных взаимоотношений внутри самой компании, создание критерия оценок из серии «что такое хорошо?», «что такое плохо?». Второй этап формирует отношения руководства к «климату» в коллективе. Сразу стараются выработать систему обращений друг к другу: будь это «ты» или «вы». Это необходимый шаг для дальнейшего развития компании. Сегодня, многие руководители сетевых компаний заявляют о демократичности компаний, их открытости, свободе мнений коллектива. Примером может быть компания «Спортмастер», в которой обращение по имени стало приоритетом в коммуникативном процессе, даже по отношению к директорату. А компания ИКЕА может похвастаться тем, что директор компании не имеет собственного личного кабинета благодаря политике компании. Супермаркеты «Седьмой Континент» в рамках решения вопросов обратной связи между коллегами использую так называемые «ящики идей»;

     Этап №3 – формирование и создание традиций компании, ее символики. Эти элементы по своей идее должны включать все вышеперечисленные этапы. Конечно, как бы это не звучало нелепо, но традиция в компании – это, прежде всего, возможность устроить общий корпоратив и шикарную вечеринку. Скажете: «И всего-то?». Да, но только именно эти праздники и являются крепежным материалом в корпоративной культуре. Так, например, ИКЕА с удовольствием проводит общий Новый год, День летнего и зимнего солнцестояния. Последний, кстати, наследство основателя компании, который был родом из Швеции. Так же, популярностью пользуется проведение дней рождений компании. Все это в значительной степени улучшает морально-культурный дух работников компании, а также усиливает их лояльность по отношению к руководству.

     Итак, было рассмотрено три этапа формирования корпоративной культуры:

     этап №1 – создание и формулирование миссии компании;

     этап  №2 – подразумевает под собой  создание и внедрение стандартов поведения сотрудников;

     этап  №3 – формирование и создание традиций компании, ее символики.

     Кроме того, помимо этой распространенна другая модель, также выделяющая три этапа:

     1. Формирование. Формирование корпоративной  культуры начинается с руководителя.

     Четкое  и однозначное представление  руководителя об организации помогает понять, какие работники нужны, и  сформировать требования к их квалификации, к допустимым моделям поведения и личностным качествам.

     Так называемое «маятниковое» поведение, когда требования периодически меняются на противоположные, дезорганизует  персонал и создает почву для  пренебрежения своими должностными обязанностями.

     Но  … «один в поле не воин». Вовлечение в процесс всего коллектива обеспечит принятие им новых ценностей и норм. Для этого коллектив должен работать как единая команда, разделяя всю полноту ответственности. Самый популярный вариант «тимбилдинга» - это «веревочный» курс. Но в данном случае он не подходит. Здесь нужен тренинг командообразования, который сплачивает коллектив вокруг конкретной цели организации, «сшивает» индивидуальные потребности работников с задачами всего коллектива.

     2. Диагностика корпоративной культуры. Сильная или слабая, хорошая или плохая, корпоративная культура есть в любой организации. Тщательный анализ покажет, от чего нужно отказаться, а какие традиции лучше сохранить и усилить. Они-то и послужат связующим звеном между старой и новой культурой.

     3. Разработка плана. Необходима  разработка плана мероприятий  по внедрению новых ценностей  и правил поведения. Каждый  из топ-менеджеров должен взять  на себя ответственность за  организацию и проведение того  мероприятия, которое кажется  ему наиболее интересным. При проведении изменений, главный помощник - постоянное информирование всего коллектива о происходящем и разъяснение, зачем все это нужно и к чему приведет. Эта задача возлагается на менеджера по персоналу и специалиста по связям с общественностью. Коллектив воспримет изменения позитивно, если активные рядовые работники будут привлечены к разработке альтернатив решений и станут союзниками топ-менеджеров.

     Не  нужно забывать праздновать даже маленькие победы. Наглядная демонстрация полученных результатов снимает психологические барьеры, уменьшает сопротивление нововведениям, вызывает доверие со стороны коллектива, и вдохновляет на новые трудовые подвиги. Поощрение работников, которые с энтузиазмом приняли новые правила, подкрепляет нужное поведение.

     Корпоративная культура, как и всякая система, имеет  свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации (исчезновения, замены):

     1) Зарождение корпоративной культуры обычно происходит с возникновением новой хозяйствующей организации и в определенном смысле отдельные элементы этой культуры могут бросить вызов устоявшимся в обществе представлениям и настроениям. На этой стадии к зарождающейся культуре преобладает либо пассивно-снисходительное, либо отрицательное отношение. Возможны даже всеобщее осуждение и санкции. Однако, именно новая культура является базой для формирования предпосылок дальнейшего развития общества в целом и хозяйственных связей в частности. Естественно, речь идет о таких культурных новациях, которые лежат в русле закономерностей исторического развития.  

     2) Стабилизация корпоративной культуры может быть констатирована, когда этой культуры придерживается подавляющее большинство, когда она становится органичной средой существования и развития общества. Причем, речь идет как о бытовом проявлении этой культуры (одежде, досуге и т.п.), так и о духовной составляющей (мировоззрении, предпочтении, мотивах и т.п.).

     3) История корпоративной культуры при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой, а затем и культурой бизнеса в целом.

     В условиях, когда для реализации проектов ресурсов одной компании зачастую не хватает и менеджменту приходится переходить на уровень межкорпоративной культуры, то есть оперативно корректировать систему ценностей, норм, форм коммуникаций и т.п. Все это способствует развитию тенденции перехода от конкуренции к партнерству.

 

Глава III. Функционирование корпоративной культуры 

3.1. Особенности функционирования корпоративной культуры 

     Большинство функций культуры важны как для  организации, так и для каждого  её члена. Корпоративная культура является весьма сложной и многофункциональной  системой, приоритетность и значимость отдельных функций которой может  меняться в зависимости от её типа, целей, этапа развития:

       · "Познавательная, через осуществление  различных форм познавательной  деятельности;

       · Смыслообразующая, через установление  смыслов и значений определенных  практик и явлений;

       · Коммуникационная, обеспечивающая обмен продуцированными и репродуцированными духовными ценностями в процессе взаимодействия участников культурного процесса;

       · Социализации, через предлагаемые  носителю культуры нормы, образцы  и алгоритмы жизнедеятельности;

       · Общественной памяти, через создание способов и средств сохранения и накопления опыта духовной деятельности;

       · Рекреативная, через создание  способов и учреждений духовного  восстановления;

       · Создания целостного пространства  духовных ценностей, через их  продуцирование, накопление и гармонизацию;

       · Оценки деятельности, через  нормативизацию целей, средств  и действий;

       · Целеполагания, через Разработку  содержания целей и их типизацию."9

       Специфические культурные ценности  организации могут касаться следующих  вопросов:

       · предназначение организации и её "лицо" (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);

       · старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти);

       · значение различных руководящих  должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов);

       · обращение с людьми (забота  о людях и их нуждах, уважение  к индивидуальным правам, обучение  и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация  людей);

       · процессы принятия решений  (кто принимает решения, с кем  проводятся консультации);

       · распространение и обмен  информацией (сотрудники информированы  хорошо или плохо)

       · критерии выбора на руководящие  и контролирующие должности;

       · организация работы и дисциплина;

       · стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или  стиль сотрудничества, использование  комитетов и целевых групп);

       · характер контактов (предпочтение  личным или письменным контактам,  возможность контактов с высшим  руководством);

       · характер социализации (кто  общается с кем во время,  и после работы, особые условия,  такие как отдельная столовая);

      - пути решения конфликтов (желание  избежать конфликта или идти  на компромисс, участие высшего  руководства);

      - оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты);

      - отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух  единства, удовольствие от работы  в организации). 

       Ценность корпоративной культуры  для организации состоит в  том, что она усиливает организационную сплочённость и порождает согласованность в поведении сотрудников. Для сотрудников культура организации служит своеобразным ориентиром для выбора правильного типа поведения, необходимого для успешной работы в организации.

       Однако не следует игнорировать  некоторые её негативные аспекты,  которые во многом влияют на  достижение организационных целей,  то есть корпоративная культура  иногда может приходить в противоречие  с окружающими организацию условиями  среды. Так, если окружающая среда подвержена быстрым изменениям, то выработанная годами культура организации перестаёт соответствовать этим изменениям, и тогда компании, вынужденной приспосабливаться к новым внешним условиям, приходится формировать новую культуру и пересматривать систему регулирования трудовых отношений в организации.

     Также по отношению к организации культура выполняет ряд важных функций:

     • Охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних  воздействий. Она реализуется через  различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.

     • Интегрирующая функция формирует  чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонние  лиц включиться в нее, что чрезвычайно  важно для решения кадровых проблем.

     • Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

     • Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников.

Информация о работе Корпоративная культура организации: ее основные элементы и особенности функционирования