Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 08:44, курсовая работа
Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: изучить культуру организации, условия ее формирования, основные элементы корпоративной культуры и особенности функционирования.
Задачи работы:
- рассмотреть организационную культуру организации, ее формирование, основные элементы и принципы;
- рассмотреть особенности и уровни функционирования корпоративной культуры.
Введение……………………………………………………….……………….…….3
Глава I. Сущность корпоративной культуры…….………………………….……..4
Понятие корпоративной культуры……...…………………………….……..4
Основные элементы корпоративной культуры……………………….…….6
Принципы корпоративной культуры....………………………………….…..7
Глава II. Формирование корпоративной культуры.……..….………...………….14
Принципы формирования корпоративной культуры………..……………14
Этапы формирования корпоративной культуры...…………...……………21
Глава III. Функционирование корпоративной культуры…..………...………….25
Особенности функционирования корпоративной культуры..……………25
3.2. Функционирование корпоративной культуры на примере зарубежных и отечественных компаний ……..…………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………...41
• Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.
• Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) информации.
Методы поддержания корпоративной культуры
Существуют методы поддержания корпоративной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Основными группами методов являются следующие:
- Усиление существующей
- Поддержка и ограничение
- Канализация энергии конфликта. Две важные позитивные стороны конфликта - стремление к изменениям и высокая энергетика позволяют компании лучше достигать своих целей.
- Раскрытие способностей
- Тренинг может служить для
диагностики проблем
- Причем важно данный процесс не смешивать с процессом оценки персонала.
- «Можно побывать в чужой шкуре»
- Создание теплой творческой деловой атмосферы
- Тренинг может стать фактическим подтверждением таких норм как: «в нашей организации каждый может быть услышан», «в нашей организации можно и нужно проявлять инициативу», «в нашей организации можно работать судовольствием».
- Поэтому самое важное, что должен сделать менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру - это сформулировать для себя основные ценности организации.
- Осознание существующей
- Соответствие корпоративной культуры культуре потенциального сотрудника
- Адаптация новых сотрудников
к корпоративной культуре
- Формирование к.к. - длительный и сложный процесс. Это материал для отдельной статьи. Отметим лишь основные шаги: определение миссии организации, определение основных базовых ценностей
- Выбор конкретного стиля (в какой одежде лучше ходить и т.д.)
Способы передачи культуры
В дополнение к очевидной
Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой.
Изучая
его, члены организации свидетельствуют
о своем принятии этой культуры
и таким путем помогают ее
сохранять. Принятая в организации
терминология действует как общий
знаменатель, который объединяет
членов организации на основе признанной
культуры или субкультуры.
3.2. Функционирование
корпоративной культуры на примере зарубежных
и отечественных компаний
Западная
корпоративная культура начинается с
обстановки внутри компании: с культуры
взаимоотношений персонала разных уровней
между собой и с руководством, с уважительного
отношения начальников к своим подчиненным,
с признания компанией их заслуг и поощрения
за достижения.
Процесс управления корпоративной культурой
делится на два ключевых момента:
- Представление и согласие - главное
руководство должно четко сформулировать
свое представление о том, какой бы оно
хотело видеть культуру организации. Затем
оно должно продемонстрировать свою готовность
работать в соответствии с оговоренным
представлением;
- Общение - сотрудникам необходимо
осмыслить и обсудить логическое обоснование
изменений культуры.
Один
из ярких примеров изменения культуры
- опыт компании British Airways. По словам Николаса
Георгиадиса, бывшего управляющего людскими
ресурсами British Airways, культура компании
содержала в себе много бюрократических
элементов. Управление British Airways решило,
что главная сфера изменений культуры
- это обслуживание пассажиров и что ключ
к успеху в этом деле - дать почувствовать
работникам уверенность в себе и своей
компании. Забота о пассажирах потребовала
формирования у работников British Airways новых
навыков, которые прежде не развивались.
Программу изменения культуры разделили
на три части:
1.
Двухдневный интенсивный
2. Один день - однодневное мероприятие, посвященное тому, чтобы помочь всему персоналу осознать свою зависимость в работе друг от друга. Это мероприятие посетило приблизительно 30000 человек;
3. В первую очередь - управление людьми - мероприятие для менеджеров, рассчитанное на пять с половиной дней. Менеджеры должны были усвоить следующие понятия:
Другой пример изменения корпоративной культуры - опыт корпорации ICL. Программа изменений культуры ICL была вызвана к жизни новым менеджером, который сказал: «Я постепенно осознал, что у меня нет рычагов, чтобы вложить мои стратегические взгляды в души и умы членов организации таким образом, чтобы они разделяли их обязательность. Я был совершенно разочарован - сотни людей, все старательно работают, и никто не подчиняется указаниям». После этого выступления направление работы компании было существенно изменено. Вскоре ICL превратилась в самого крупного в Европе производителя информационных технологий, сосредоточилась на специфических рынках, приобрела известность в качестве системного интегратора с репутацией, обеспечивающей высокий уровень качества. Вот основные принципы, которым она следовала:
1)
Обеспечение открытости
2) Организационная гибкость - способность реагировать на быстроменяющийся рынок;
3)
Сосредоточение на системах и
решениях, направленных на
4)
Изменение образа мышления
Между прочим, практически все элементы современного понятия "корпоративной культуры" применялись в советскую эпоху и у нас: субботники с музыкой, песнями, овощные базы, майские демонстрации и поездки за город, "на картошку" и т.п., где, помимо обязательного для всех и каждого спортивного отдыха, не менее принудительны были "политпросветительские" лекции... Все, казалось бы, вполне объяснимо по тем временам, иногда даже разумно, но формально - ради галочки в райкоме. Цели те же, что и у капиталиста Форда: повысить качество и интенсивность труда, привязать к месту работы. Даже в соответствии с критериями корпоративной культуры перед людьми ставились задачи, но в разрез с ней - задачи абсолютно нереальные: догнать и перегнать все ту же Америку, от каждого по способностям - каждому по потребностям.
Обратимся к опыту формирования корпоративной культуры в двух организациях, работающих в России. Первая из них - международная компания по авиа-доставке посылок DHL, в России она работает уже 15 лет. Как говорят ее менеджеры по работе с персоналом, главное для компании, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды, работал на общий успех компании, который важно для людей, чем признание начальства. Спорт тоже не забыт. В каждом филиале DHL в разных странах есть своя футбольная команда, играют в ней сотрудники: кто может и хочет, без принуждения. Регулярно в Голландии проводится чемпионат команд компании. Однажды чемпионом DHL стала российская сборная! На соревнования футболисты-любители приезжают с собственными группами поддержки. Это девушки-коллеги. Они должны не только обзавестись соответствующими флажками, но и подготовить оригинальную программу для выступления в конкурсе болельщиков. Неудивительно, что в московском филиале DHL уже образовались семейные пары. Кстати, каждый Новый год компания устраивает вечеринки для своих сотрудников и отдельно - праздники для их детей. На одном из детских конкурсов первое место завоевал рисунок Деда Мороза, развозящего подарки на фирменной машине DHL. Рисунок посчитали лучшим признанием в любви к компании. А еще у многих детей есть желание "когда вырасту" работать рядом с папой или мамой. Сотрудникам-родственникам в DHL препятствий не чинят. При одном условии: они не должны подчиняться друг другу. И очень ценится, если сотрудник вырос в компании. Нынешний Генеральный директор российского филиала, новозеландец, начинал работать в DHL в качестве курьера.