Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 09:37, реферат
В данной работе мы проанализируем основные теоретические понятия, которые используются в данной сфере, рассмотрим преимущества создания эффективной системы корпоративного управления и основные проблемы корпоративного менеджмента в России.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Основные понятия корпоративного менеджмента………………………….5
2. Участники корпоративного менеджмента……………………………..……9
3. Механизмы корпоративного менеджмента…………………………………13
4.Основные элементы системы эффективного
корпоративного менеджмента…………………………………………………18
5. Модели корпоративного менеджмента………………………………………20
6. Осуществление внутреннего контроля в системе
корпоративного менеджмента…………………………………………………..22
7. Проблемы корпоративного менеджмента в России………………………..25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
им. академика М.Ф. Решетнева
(СибГАУ)
Реферат
Корпоративный
менеджмент
Красноярск 2010
Содержание
Введение……………………………………………
1. Основные понятия корпоративного менеджмента………………………….5
2. Участники корпоративного менеджмента……………………………..……9
3. Механизмы корпоративного менеджмента…………………………………13
4.Основные элементы системы эффективного
корпоративного менеджмента…………………………………………………
5. Модели корпоративного менеджмента………………………………………20
6. Осуществление внутреннего контроля в системе
корпоративного
менеджмента…………………………………………………
7. Проблемы корпоративного менеджмента в России………………………..25
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
33
Введение
Корпоративное управление как инструмент регуляции внутренних корпоративных отношений, в последние годы обращает на себя внимание многих исследователей. Пристальное внимание определяется тем, что высокий уровень развития корпоративного управления в компании рассматривается как один из факторов повышения ее инвестиционной привлекательности. Именно качество корпоративного управления оказывает существенное влияние на принятие инвесторами (в первую очередь иностранными) решений о возможности капиталовложений в ту или иную российскую компанию и является ключевым параметром при определении капитализации российских компаний.
Корпоративное управление в общем можно определить как порядок, налаженность, организованность и внутреннюю системность, регламент поведения участников корпоративных отношений. Необходимость управления обуславливается тем, что многоликую и разнохарактерную практику всевозможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия нельзя предусмотреть и исчерпать нормами только права.
Как ни странно это прозвучит, практика корпоративного управления существует уже несколько столетий. Вспомним, например: в шекспировском "Венецианском купце" описываются волнения торговца, вынужденного поручить заботу о своем имуществе - кораблях и товарах - другим лицам (говоря современным языком, отделить собственность от контроля за ней). А вот полноценная теория корпоративного управления стала формироваться лишь в 80-е гг. прошлого столетия. Правда, тогда же неторопливость осмысления сложившихся реалий была с лихвой компенсирована исследовательским "бумом" и активизацией регулирования отношений в данной сфере. Анализируя особенности современной эпохи и двух предшествующих, ученые делают вывод, что в XIX в. двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии - менеджмент, а в XXI в. эта функция переходит к корпоративному управлению.
В
данной работе мы проанализируем основные
теоретические понятия, которые используются
в данной сфере, рассмотрим преимущества
создания эффективной системы корпоративного
управления и основные проблемы корпоративного
менеджмента в России.
Что следует понимать под корпоративным менеджментом? Означает ли это систему общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративный менеджмент подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая представителей топ-менеджмента и акционеров?
С
одной стороны, корпоративный
менеджмент включает процедуры
реализации прав акционеров, обязанности
совета директоров и ответственность
его членов за принимаемые решения, уровень
вознаграждения топ-менеджмента компании,
порядок раскрытия информации и систему
финансового контроля, с другой стороны
- он подразумевает деятельность государственных
регуляторов и иных уполномоченных органов
и организаций, направленную на регламентацию
указанной сферы отношений, с третьей
- это деятельность рейтинговых агентств,
которые, присваивая определенные оценки,
формируют представление инвестора об
инвестиционной привлекательности компании.
Однако
по своей сути корпоративный менеджмент
- это процесс поиска баланса между интересами
акционеров и менеджмента в частности
и интересами отдельных групп лиц и компании
в целом путем реализации участниками
рынка определенной системы этических
и процедурных стандартов поведения, принятых
в бизнес-сообществе.
Отсутствие
единого подхода к пониманию корпоративного
менеджмента во многом объясняется динамичностью
указанной сферы. До сих пор корпоративный
менеджмент во многом увязывался с добровольным
соблюдением компаниями-эмитентами этических
норм и обычаев делового оборота, однако,
постепенно происходит переход от добровольного
порядка к принудительному, усиливается
и расширяется роль государства в регламентации
отдельных аспектов корпоративной жизни.
Следует
сказать, что эффективность
- осознание предмета корпоративного менеджмента;
-определение юридической силы и статуса
кодексов корпоративного менеджмента;
-постоянный мониторинг изменений в системе
корпоративных отношений с целью своевременного
пересмотра соответствующих стандартов;
Для правильного понимания корпоративного менеджмента необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.
Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.
Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это:
во-первых, совокупность лиц,
во-вторых, широко распространенная
в развитых странах форма
Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса:
самостоятельность корпорации как юридического лица;
ограниченная
ответственность каждого
возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;
централизованное менеджмент корпорацией.
Единого определения корпоративного менеджмента на сегодняшний день в мировой практике не существует. Встречаются различные определения корпоративного менеджмента, в том числе:
система,
посредством которой
организационная модель, при помощи которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;
система руководства и контроля за деятельностью компании;
система отчетности менеджеров перед акционерами;
баланс
между социальными и
средство обеспечения возврата инвестиций;
способ
повышения эффективности
Пересечение
функций корпоративного менеджмента
и менеджмента имеет место
только при разработке стратегии
развития компании.
В апреле 1999 г. в специальном документе,
одобренном Организацией экономического
сотрудничества и развития(ОЭСР) (она объединяет
29 стран с развитой рыночной экономикой),
было сформулировано следующее определение
корпоративного менеджмента: "Корпоративный
менеджмент относится к внутренним средствам
обеспечения деятельности корпораций
и контроля над ними... Одним из ключевых
элементов для повышения экономической
эффективности является корпоративный
менеджмент, включающий комплекс отношений
между правлением (менеджментом, администрацией)
компании, ее советом директоров (наблюдательным
советом), акционерами и другими заинтересованными
лицами (стейкхолдерами). Корпоративный
менеджмент также определяет механизмы,
с помощью которых формулируются цели
компании, определяются средства их достижения
и контроля над ее деятельностью". Там
же были подробно описаны пять главных
принципов надлежащего корпоративного
менеджмента:
Права акционеров (система корпоративного менеджмента должна защищать права владельцев акций).
Равное отношение к акционерам (система корпоративного менеджмента должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).
Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного менеджмента должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).
Раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного менеджмента должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре менеджмента).
Обязанности совета директоров (совет
директоров обеспечивает
Совсем
кратко базовые понятия корпоративного
менеджмента можно
Сейчас
в развитых странах уже четко
определены основы системы отношений
между главными действующими лицами
корпоративного "спектакля" (акционерами,
менеджерами, директорами, кредиторами,
сотрудниками, поставщиками, покупателями,
государственными чиновниками, жителями
местных общин, членами общественных организаций
и движений). Такая система создается для
решения трех основных задач корпорации:
обеспечения ее максимальной эффективности,
привлечения инвестиций, выполнения юридических
и социальных обязательств.
Для того чтобы начать разговор о корпоративном
управлении, необходимо рассмотреть, к
каким организациям применим этот термин
(организации, имеющие акционеров, совет
директоров и правление.) Такие компании
можно разделить на три типа, исходя из
истории их возникновения, повлекшей за
собой определенную структуру собственности.