Культура предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, контрольная работа

Описание

В последние годы отечественные социологи, изучающие проблемы российской экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было дискредитировано западными исследователями как явление, уходящее в прошлое, относящееся к индустриальному обществу, обществу потребления. В новую эпоху в обществе постиндустриальном,

Содержание

Введение
1. Характеристика культуры предпринимательства.
2. Культура предпринимательства и государство.
3. Деловая этика.
4. Организационная культура и социальная ответственность бизнеса.
5. Особенности развития культуры предпринимательства в России в постсоветский период.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 39.00 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

 

По дисциплине  Организационный менеджмент

На тему: Культура предпринимательства

 

 

 

Студента 2 курса

 

                                                      Преподаватель:           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Характеристика культуры  предпринимательства. 

2. Культура предпринимательства  и государство. 

3. Деловая этика. 

4. Организационная культура  и социальная ответственность  бизнеса.

5. Особенности развития  культуры предпринимательства в  России в постсоветский период.

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы отечественные  социологи, изучающие проблемы российской экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего  структурирования и внешнего ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было дискредитировано западными исследователями как  явление, уходящее в прошлое, относящееся  к индустриальному обществу, обществу потребления. В новую эпоху в  обществе постиндустриальном, информационном вместо фирмы - инертно-бюрократической  машины появляется понятие "гибкая технико-социальная система", "группа людей, сознательно объединившихся для достижения общих целей путем  преобразования экономических ресурсов в желаемые конечные состояния", "большая семья". В западной литературе она определяется в терминах "корпорация" и "корпоративная  культура", в переложениях этих разработок на русский язык и в приложениях  их к российской действительности стали  принятыми понятия "организация" и "организационная культура".

Поиски оптимальной организационной  культуры нового типа на Западе были вызваны  объективными экономическими процессами: принципиальный переход от не насыщенности рынка к ситуации, когда рынок  насыщен и работать приходится с  индивидуализированным, капризным  по характеру спросом.

В эпоху "постиндустриальной революции" производство оперирует не индифферентной массой, а опирается на человеческий ресурс - совокупность организованных отношений на базе определенной культуры. Новое общество - не общество потребления, а общество причастности, вовлеченности  и развития. Отсюда и такое понятие  как "сопричастный менеджмент".

Внутренние и внешние коммуникации фирмы нового типа характеризуются  открытостью, не формальностью, индивидуализацией. Внутри организации, конечно, сохраняются и иерархия, и бюрократия, но горизонтальные связи становятся не менее важными. В связях с внешним миром организация должна (ибо иначе не выживет) учитывать глобальные факторы в развитии технологии, в экологических и социально-политических процессах, движения гуманитарного характера. Сформировавшиеся рынки потребителей и системы защиты прав потребителей диктуют иные правила игры на рынке. Причем не только в отношении потребителей, но и в отношениях с конкурентами. В частности здесь опять же проявляется большая открытость организации в плане информационном, готовность к сотрудничеству. Наряду с традиционной готовностью фирмы реагировать на "сильные сигналы" - финансовые - она открыта для "слабых сигналов" социально-гуманитарного толка, не имеющих формализованных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика культуры предпринимательства.

Культура предпринимательства  является неотъемлемым элементом организации  предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре  русского языка С.И. Ожегова. Далее  в Словаре дается еще одно определение  этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся  совокупность принципов, приемов, методов  осуществления предпринимательской  деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами  поведения при осуществлении  цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская  деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении  предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов  и методов регулирования предпринимательской  деятельности. Государство устанавливает  определенные преграды для ограничения  проявления всемерной экономической  свободы отдельными представителями  предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической  свободы других участников предпринимательства  и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Культура предпринимательства  означает, что самостоятельность  и экономическая свобода субъектов  предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает  меры и формы ответственности  за нарушение предпринимателями  правовых норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию, а  ст. 57 Конституции установлено, что  каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Уголовным законодательством  установлены меры уголовной ответственности  за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Первым всеобщим элементом  культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых  законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Следующим важным элементом  культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение  к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак  культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями  общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические  кодексы фирмы, общепринятые правила  осуществления бизнеса, уровень  культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих  в обществе, уровень знаний, необходимых  для осуществления законного  бизнеса и др.

Формирование культуры предпринимательства  определяется многими факторами, среди  которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный  менталитет, реально действующие  правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель  и его корпоративная культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура предпринимательства и государство.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства  следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования  и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование  всей совокупности отношений, опосредствующих  предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  регулирование экономики, государство  использует широкий набор средств  и методов воздействия на экономику  таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное  регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

 

 

 

3. Деловая этика

Определение этикета как  установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление  о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового этикета. Итак, знание делового этикета — основа предпринимательского успеха.

Этика (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) - совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. 

Этика — одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Термин "этика" был введен еще Аристотелем, который глубокомысленно заметил, что этика "помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться".

Современная этика — это, прежде всего, наука, позволяющая рассматривать  человеческие отношения, а также оценивать поведение людей с точки зрения общепринятых норм. Существует профессиональная этика, которая включает в себя систему норм нравственного поведения человека, принадлежащего к определенной общественной группе. Предприниматель должен не только знать этические нормы поведения, но и следовать им.

Профессиональная  этика - это нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса.

Этика бизнеса - это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями Она включает в себя:

- нормы, требования, регулирующие  деятельность и взаимоотношения  предпринимателей;

- этику ведения переговоров; 

- этику конкурентной борьбы;

Информация о работе Культура предпринимательства