Культура предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:20, контрольная работа

Описание

В последние годы отечественные социологи, изучающие проблемы российской экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было дискредитировано западными исследователями как явление, уходящее в прошлое, относящееся к индустриальному обществу, обществу потребления. В новую эпоху в обществе постиндустриальном,

Содержание

Введение
1. Характеристика культуры предпринимательства.
2. Культура предпринимательства и государство.
3. Деловая этика.
4. Организационная культура и социальная ответственность бизнеса.
5. Особенности развития культуры предпринимательства в России в постсоветский период.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 39.00 Кб (Скачать документ)

- деловой этикет;

- влияние религиозных и культурных  ценностей на экономическое поведение; 

 Предпринимательская  деятельность невозможна без  многочисленных контактов с людьми, она не рассчитана на работу  в одиночку, поэтому культурное  общество предъявляет к бизнесмену, как личности, занимающейся отчасти и "общественно-контактной" работой, особые требования к стилю его работы, социальному облику, характеру общения с окружающими. В чем разница между деловым этикетом и деловой этикой? Деловая этика — это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических приемов конкуренции. Деловую этику принято считать единой для бизнесменов различных стран.

Деловая этика базируется на моральных  и нравственных принципах, на определенных правилах поведения как на фирме, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются  законодательными актами государства, и на международных правилах и  принципах. Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров (предпринимателей) важно уметь вести переговоры с партнерами, взаимодействовать одной командой, умело руководить подчиненными, работать без конфликтов.

Деловой этикет — это  определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между  фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения  переговоров и так далее. Деловой  этикет формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся  исторических условий конкретной страны. Поэтому тем предпринимателям, которые сотрудничают с зарубежными партнерами, весьма полезно ознакомиться с национальным деловым этикетом сотрудничающей стороны до начала совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

4. Организационная культура и социальная ответственность бизнеса.

В современной литературе существует довольно много определений понятия  организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственного верного толкования. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Познание организационной культуры начинается с первого, поверхностного, или символического уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры. Если попытаться познать организационную культуру глубже, то необходимо затронуть ее второй, подповерхностный уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности. Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через "ходячие" истории, легенды и мифы. Их рассказывают и пересказывают. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании. Также существует деление организационных культур на субъективные и объективные. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее духовной части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид организационными культурами. Например, две компании могут заявлять о качественном обслуживании своих клиентов. Но конечный результат будет во многом зависеть от того, как будет осуществляться руководство этим процессом. Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация. Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между организациями.

Таким образом, культура организации  определяется как совокупность ценностей, норм, форм поведения, отношений, традиций и привычек, присущих конкретной организации. Организационная культура - это внутренняя среда обитания сотрудников фирмы, система их связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, стили поведения и реакции на окружающую среду, способы организации ведения бизнеса.

Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, в общем, всеми необходимыми вещами для наиболее лучшего его развития, но как оказывается в реальности не всё так просто как кажется на первый взгляд. Государство по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях, из-за несовершенства последнего. Как известно общество состоит из отдельных индивидов, которые в свою очередь формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.

Регулировать отношения  между людьми необходимо, по причине  природы самих людей. Жадность, жестокость, страх и ещё масса характеристик  людей способствуют их саморазрушению. Поэтому нужно создать систему  контроля во избежание самоуничтожения  и в обретение механизма экономического и духовного роста человечества.

Государство создаёт механизмы  управления рынком. Формирование государственного бюджета за счёт денежных средств  полученных от налогов, пошлин, таможенных сборов и других источников дохода, идёт на решения ряда проблем. Для  развития страны необходимо учитывать  социальные аспекты. Государством разрабатывается  контрольные механизмы по этому  вопросу называемые социальной политикой.

Так что же такое социальная ответственность бизнеса. Это ведения бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.

Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного  этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и  о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка  помнят пирамиду ценностей. В основании  пирамиды находятся более простые  ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность  результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит  из отдельных людей, то и с ней  происходит то же самое. В первую очередь  обычно компании начинают проявлять  внимание по отношению к своим  сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным  слоям населения, к экологии. Примеры  могут быть самыми разными, начиная  от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными  социальными программами. Все это  формирует имидж компании. В наше время, когда конкуренция очень  высока, имидж компании чрезвычайно  важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между  аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.

Как и многое другое, интерес  к социальной стороне бизнеса  сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное  внимание уже очень давно. В нашей  стране, как это обычно бывает, все  началось с нашей столицы, где  начались проводиться различные  собрания и конференции. Цели этих мероприятий  создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.

Во взаимоотношениях государства  и бизнеса в последний год  произошли существенные изменения. Опасения вызывает тот факт, что  около 40 процентов опрошенных руководителей  предприятий указали на то, что  в течение последний трех лет  нарушались законные права их предприятий. Интересно, что больше всего этим грешат именно федеральные, а не местные  органы власти. Еще более наглядно проявляет себя общая тенденция усиления давления власти на бизнес в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде. Почти половина опрошенных уверены, что ситуация может развиваться по негативному для них сценарию. Практически каждый пятый опрошенный руководитель указал на наличие в течение последних трех лет фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти. И это уже очень серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных чиновников.

Получается, что бизнес просто вынужден брать на себя функции государства  и это называется социальной ответственностью. Это связано в первую очередь  с отсутствием соответствующей  государственной политики в сфере  социальной ответственности бизнеса. Государство само не может определить модель взаимоотношений с бизнесом. В России сегодня "портфель социальных услуг" предприятий формируется зачастую под влиянием случайных обстоятельств. А в ряде случаев, и под давлением власти. Он часто связан не столько с реальными потребностями населения, а с попыткой переложить на плечи бизнеса выполнение функций власти.

 

5. Особенности развития культуры предпринимательства в России в постсоветский период.

Процесс возрождения российского  предпринимательства и становления  свободного рынка сопровождается трудностями, которые носят не только институциональный, но и духовный характер. Одной из основных проблем является создание адекватного для развития цивилизованного  бизнеса нравственного климата  и выработка деловой этики. А  это предполагает выяснение "смысложизненных" основ предпринимательства в целом и, в частности, норм морали - как внутри бизнес-сообщества, так и в отношениях между деловым миром и обществом.

Cоциокультурная и этическая регуляция предпринимательской деятельности является предметом получившей широкое распространение на Западе научной и учебной дисциплины "этика бизнеса". У нас эта дисциплина не имеет пока основательного академического признания, а само название используется главным образом для обозначения делового этикета. Однако анализ содержания социокультурных, мировоззренческих и этических составляющих предпринимательской деятельности, включенных в русскую картину мира, насущно необходим. Он может быть осуществлен с помощью методов понимающей социологии и социальной культурологии.

Особенности постсоветской культуры предпринимательства состоят в том, что, помимо свойственной предпринимательству вообще практической рациональности и известной пассионарности, она наделена гипертрофированной достижительностью, направленной не столько на творческую самореализацию, а, скорее, на экспансию. Другой важной особенностью социокультурной среды современного бизнеса является ценностный и духовный вакуум, оставшийся на месте разрушенной сперва дореволюционной русской, затем советской культуры и идеологии. Постмодерн принимает этот вакуум, произвольно наполняемый пустыми символами, в качестве культурной нормы. Поэтому среди многих конкурирующих в свободном духовном пространстве современной России систем ценностей, идеологий, нравственных теорий и религий современный человек может свободно выбирать то, что отвечает его потребностям и настроению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

Предпринимательство выступает в  качестве особого вида экономической  деятельности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей  материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основания нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов  организации производства или новых  технологий – это тоже инновационный  момент.

Основным субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем, а также с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника.

Современный предприниматель  должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться  в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или  иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель  должен выбирать наиболее оптимальный  вариант, чтобы при минимальных  издержках получить максимально  возможную прибыль. Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.

 

 

Библиографический список

1. Горбатов, А.В. Деловая  этика: учебное пособие /А.В.Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

 

2. Горфингель В.Я., Поляк Т.Б., Швандор Р.А. Предпринимательство. - М.:ЮНИТИ, 1999.

 

3. Круглова Н. Ю. Основы  бизнеса. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2005.

 

4. Томилов В.В. Культура  предпринимательства: Учебник для  вузов. - СПб.: Питер, 2000.

 

5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб.: «Питер», 2007.


Информация о работе Культура предпринимательства