Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:41, курс лекций
Цель нашего изучения заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции менеджмента от ранних не научных периодов до наших дней. Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.
Одной из наиболее необычных идей Бернарда является его теория власти. Он определил власть как характер коммуникации (приказа) в формальной организации, посредством которой член организации руководится со стороны организации в осуществлении своего вклада в общее дело организации. Согласно этому определению власть имела два аспекта: персональный (субъективное принятие коммуникации как авторитарной) и объективный (формальный характер коммуникации, на основании которого он принимается).
В теории Бернарда источник власти находился не в лицах власти или тех, кто отдавал приказы, а в принятии или непринятии власти подчиненными. Если подчиненный не подчиняется приказу, то он отклоняет власть.
Коммуникации были центральной ценностью во всех работах Бернарда. По Бернарду, руководящая работа не есть организация, а специализированная работа поддержания организации в действии. Функции руководства служат поддержанию системы совместных усилий. Они неперсональные. Функции не заключаются в управлении группой лиц, как это часто понимается. Руководящая функция аналогична мозгу и нервной системе в отношении остальных частей тела: Она существует, чтобы поддерживать целостность системы, управляя теми действиями, которые необходимы, чтобы приспособиться к окружающей среде, но ее трудно назвать управляющей телом. Большая часть функций не зависит от неё и она, в свою очередь, зависит от них.
Бернард постулировал три функции руководства:
В обеспечении коммуникаций руководитель должен определить организационные обязанности, разъяснить линии власти и ответственности и рассмотреть как формальные, так и неофициальные средства коммуникаций. Неформальные коммуникации служили для организационного обслуживания, позволяя поднимать и обсуждать проблемы без принуждения решений и без перегрузки руководящих работников. Вторая руководящая функция должна была приводить людей к отношениям сотрудничества и определять их вклады в организацию. Она состояла, в значительной мере, в задаче вербовки и отбора такого персонала, который мог бы вносить наибольший вклад и которые могли работать совместно.
Третья исполнительная функция - формулировка целей и идей, уже была несколько исследована. Слегка расширив эту функцию, Бернард включил в нее функции принятия решений и делегирования. Делегирование это решение, включающее и результат и средства для его достижения Результаты это решения относительно разделения различных обязанностей и власти в пределах кооперативной системы таким образом, чтобы индивидуумы могли знать сколько они вкладывают для достижения целей.
Движущей творческой силой организации является мораль лидерства. Лидеры должны придерживаться определенного морального кодекса, демонстрировать высокую ответственность и должны быть способны сформировать соответствующую мораль у других.
Мэри
Паркер Фоллет и Честер Бернард явились
своеобразными мостами между эпохами.
Фоллет ввела в науку представление о
человеке в группе в период развития школы
научного менеджмента, то есть еще до наступления
эпохи социального человека. Бернард развил
анализ формальной организации и впервые
показал роль неформальной организации
в достижении организационного равновесия.
Оба автора действовали больше на философском
уровне и хотели создать дух кооперации
и сотрудничества. Они обращались к индивидууму
как к участнику объединенных усилий группы.
Оба пытались пересмотреть предыдущие
концепции о власти, оба подчёркивали
сотрудничество и единство и оба пришли
к выводу, что только профессиональное,
моральным лидерство может обеспечить
эффективность организации и благосостояние
человека.