Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:22, курс лекций

Описание

Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а термин «менеджер» в переводе обозначает «руководитель».
Менеджмент – обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое является в свою очередь самостоятельным видом профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 247.27 Кб (Скачать документ)

3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии организации. Его миссия – обеспечить организационную и профессиональную составляющую кадрового потенциала. Он входит в состав высшего руководства организации и имеет подготовку в управлении человеческими ресурсами.

Особенности кадрового менеджмента:

– широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное различиями в национальных институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что до сих пор так и не сложились ни единый комплекс профессиональных знаний, ни общая профессиональная идеология этой управленческой деятельности;

– кадровая работа традиционно находится на периферии внимания руководителей организаций. Роль специалистов по управлению персоналом определяется тем, что они выполняют функции советников при руководстве и не несут непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии предприятия;

– у специалистов по управлению персоналом одной из функций является защита интересов рядовых работников, что, по мнению других топ-менеджеров, препятствует достижению целей организации;

– управление персоналом трактуется как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей, в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и считалось, что любой руководитель может справиться с функциями менеджера по персоналу;

– отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижает авторитет кадровых работников в глазах руководства. Основные современные тенденции:

– абсолютный и относительный рост числа работников кадровых служб;

– повышение статуса этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве организаций стали входить в состав правления и даже в состав совета директоров;

– резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;

– в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии пагубно влияет на успешность деятельности организации в целом.

Сегодня складывается система менеджмента, ориентированная  в первую очередь на развитие человеческого  капитала.

Кадровая  политика организации должна обеспечивать: организационную интеграцию; высокий уровень ответственности всех работников; функциональную интеграцию; высокое качество работы.

65. СОЗДАНИЕ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Задачи  кадровой службы – направление кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации.

Задачи  кадровой службы:

– помощь организации в достижении ее целей;

– эффективное использование мастерства и возможностей работников;

– обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными служащими;

– стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их самовыражению;

– развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой организации;

– связь управления персоналом со всеми служащими;

– помощь в сохранении хорошего морального климата;

– управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.

Выделяют два  структуры управления персоналом в  организации. Штабная структура  – специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой  принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу). Линейная структура – менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).

При проектировании структуры управления персоналом необходимо учитывать следующее.

1. Уровень, на котором предполагается реализо-вывать управление персоналом:

– если это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном уровне, это будет корпоративное управление персоналом;

– если это будет вменено только в обязанность среднему уровню, это будет организация работы с персоналом, которую будет реализовывать руководитель кадрового подразделения вместе с линейными менеджерами;

– если в организации речь будет идти об исполнительском уровне управления, который выражается или в кадровой работе, или в решении отдельных проблем.

2. Штат службы управления персоналом.

3. Основные задачи, решаемые службой управления персоналом.

На стадии формирования организации важно разработать  такую систему сбора, хранения и  использования кадровой информации, которая, с одной стороны, соответствовала  проектируемой структуре организации, а с другой – была достаточно гибка к возможным изменениям в будущем.

Кадровая  информация – определенным образом организованное множество данных о персонале организации (личные дела, карточки по учету кадров, приказы о движении персонала).

К наиболее типичным задачам, требующим информационного  обеспечения, можно отнести кадровое и управленческое делопроизводство, внутриорганиза-ционное кадровое планирование и оценку персонала.

Кадровое и управленческое делопроизводство включает разработку штатного расписания, должностных инструкций, приказов по личному составу и  ведение личных дел, информация о  расчете заработной платы сотрудникам  организации.

Внутриорганизационное кадровое планирование включает работу по анализу, оценке затрат и контролю. При организации обучения персона  необходимо проанализировать потребность  в обучении и загрузку работников, иметь информацию по планированию их использования, произвести оценку затрат на предполагаемое обучение. Затем  можно переходить к составлению  собственно плана подготовки, его  реализации и контролю.

66. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ

О готовности к изменениям свидетельствует:

1) гибкость организационной структуры – наличие мелких, легко управляемых структур, минимизация бюрократических процедур;

2) принципы инновационности организации – ориентация на постоянное совершенствование, понимание естественности и непрерывности процесса развития, внимание к идеям работников, сравнение с результатами конкурентов;

3) принципы инновационности, заложенные в положениях кадровой политики, – непрерывное обучение, творческий подход, гибкая система оплаты труда, система поощрения, оценка опыта.

О способности  к изменениям свидетельствуют следующие особенности персонала:

– аналитичность сознания – способность рассматривать ситуацию в целом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи и свойства объектов;

– диалогичность сознания – способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие альтернативных вариантов решений.

Движущими силами сотрудников к изменениям являются:

– философия контракта – заключение соглашения между группой акционеров и группой работников об обмене труда на определенную плату;

– философия общей судьбы – уверенность в существовании взаимозависимости между работниками, потребителями и акционерами в том, что интересы работников и потребителей также важны, как и интересы акционеров.

Выделяют  четыре уровня изменений:

1. Изменение в знаниях требует минимального времени и минимальных затрат, достаточно провести программу обучения, распространить материалы, инструкции.

2. Изменение в индивидуальных установках требует больше времени и затрат, необходимо создать условия для того, чтобы человек принял необходимость изменения.

3. Изменение в индивидуальном поведении должно быть обеспечено еще большим временем и ресурсами и требует положительного опыта нового поведения.

4. Изменение в групповом поведении требует максимум времени и существенных ресурсов, создание нового способа коллективного поведения.

Этапы процесса подготовки и проведения изменений:

– подведение итогов и восхваление прошлого;

– обоснование изменений;

– создание преемственности между прошлым и будущим.

Обязанности менеджера:

– выделить авторитетных лидеров;

– сформировать целевые, проектные группы для разработки стратегии изменений;

– сформировать экспертную группу;

– организовать встречи проектной и экспертной групп по обсуждению проекта;

– представить проект сотрудникам организации.

Кадровая  служба должна:

– привлекать внимание к необходимости изменений;

– организовать процесс получения предложений от сотрудников организации и их поддержку;

– распространять информацию о проводящихся изменениях;

– учитывать особенности персонала и его личностные характеристики;

– учитывать продуктивные возражения и адаптировать программу изменений.

Следует учитывать  индивидуальные механизмы принятия изменений: идентификация – люди принимают предложенные изменения; усвоение – люди переводят общие цели и принципы изменений в личные цели; апробация – человек проверяет изменения на собственном опыте и формирует отношение к изменениям.

67. ЗАДАЧИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Основными задачами кадровой службы по управлению персоналом на этапе формирования организации являются:

1. Подготовка организационного проекта:

– проектирование организационной структуры;

– расчет потребности в персонале;

– анализ кадровой ситуации в регионе;

– разработка систем оплаты и стимулирования труда.

2. Формирование кадрового состава:

– анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;

– определение сегмента рынка рабочей силы, из которого целесообразно проводить отбор.

3. Разработка системы и принципов кадровой работы:

– формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;

– формирование самой кадровой службы;

– разработка системы отбора, хранения и использования кадровой информации.

Методами  формирования кадрового состава организации являются следующие методы проектирования организационной структуры: аналитический, технологический, организационно-культурный и «прототипический».

Выделяются  следующие типы организационной  структуры предприятия: линейная является строго иерархически организованной, характеризующейся разделением зон ответственности и единоначалием; функциональная строится по принципу распределения функций внутри организации и чаще всего существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей; кольцевая, в которой звенья связаны друг с другом последовательно, но «выход» последнего звена одновременно является «входом» первого.

На процесс  проектирования организации влияют четыре группы факторов:

– внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;

– технология работ и тип совместной деятельности;

– особенности персонала и корпоративной культуры;

– прототипы и уже существующие, эффективные организационные структуры аналогичных организаций. Этапы проектирования организации.

1. Определяются цели и результаты деятельности.

2. Определяются связи с внешней средой.

3. Разделяются процессы.

4. Группируются функции.

5. Определяются внутренние связи.

6. Определяется масштаб управляемости и контроля.

7. Определяются иерархии организации и ее звенности.

8. Распределяются права и ответственность.

9. Определяются уровни централизации / децентрализации.

10. Выбирается стратегический принцип функционирования.

Кадровое планирование определяет потребность в работниках определенной квалификации, методы привлечения  и оптимизации персонала, пути роста  эффективности использования и  развития персонала, определяет затраты  этих мероприятий.

Осуществляя набор, служба персонала должна исходить из определения оптимальной численности  персонала и его качественных параметров. Задача кадровой службы состоит  в осуществлении контроля за соответствием  кадрового состава организации  стоящим перед ней задачам. Оценка кандидатов при приеме на работу состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"