Лекции по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:35, курс лекций

Описание

Тема №1. Предмет, задача, содержание курса. История развития.
Тема № 2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом.
Темы № 3. Организация системы управления персоналом.
Тема №4. Регламентация УП.

Работа состоит из  1 файл

Управление Персоналом (лекции).doc

— 463.50 Кб (Скачать документ)

5. Проверка рекомендаций  и послужного списка.

6. Медицинский осмотр  – необходимо подтверждение психологического  и физического здоровья. Следовательно  посещаются такие врачи как  невропатолог, терапевт, лор, окулист, психиатр).

7. Принятие решений  – представляет пакет документов. При отказе принятия на работу необходимо требовать его возвращения. При принятии на работу – подписание трудового контракта.

 

4. Порядок найма и увольнения.

Если отбор претендентов закончился и вас выбрали, то необходимо заключение контракта. Его подписывают 1 руководитель, Вы. Скрепляют печатью. Делают 2 экземпляра: один идет работнику, второй – работодателю.

Контракт – соглашение между работником и работодателем. В нём должны быть оговорены вопросы, связанные с вашей специальностью, квалификацией, должностью и правилами внутреннего распорядка. Работодатель на основании контракта должен выплачивать зарплату и обеспечивать условия труда согласно закону и согласно соглашению сторон (ст. 15 КЗоТ).

Необоснованный отказ  в работе категорически запрещен (после всех стадий проверки). Согласно ст. 16 КЗоТ работодатель должен письменного объяснить причину данного решения.  Основным помощником работника в данной ситуации является профсоюз (если вы состоите в его членах).

«Срок трудового договора» - ст. 17 КЗоТ:

  1. на время выполнения определенной работы
  2. На определенный срок (от 1 года до 5 лет)
  3. На неопределенный срок

Заключение трудового договора происходит в письменной форме. Но если происходит судебное разбирательство, то можно доказать, что вы являетесь работником данного предприятия и без наличия контракта. При отсутствии приказа, выдается письменное распоряжение под расписку. Допуск к работе начинается с момента фактического допущения к работе.

Вам не может быть отказано в работе, если вы договорились о  переводе (ст. 18 КЗоТ). В трудовой книжке зафиксировано, с какого предприятия  вас уволили или вы уволились и по какой причине.

При приеме на работу с  вас не имеют права требовать дополнительные документы: свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей… Но при желании получить льготы эти документы могут потребоваться. Раньше доказать, что вы являетесь кормильцем было просто, такие справки легко выдавались. Теперь процесс усложнился: необходимо настаивать, обращаться в службы занятости, социального обеспечения.

Родственники не имеют  право работать вместе или под  подчинением кого-либо из них (данные правила действуют только на государственных и муниципальных предприятиях).

Ст. 20 КЗоТ -  в контракте должна быть оговорена пауза между наймом и отбором. Испытание не может  назначаться для:

  • Лиц менее 18 лет
  • Молодые работники (окончившие ПТУ), молодые специалисты (окончившие ВУЗ) – действует 2 года после окончания.
  • При переводе
  • Инвалидов Великой Отечественной войны

Испытательный срок не может превышать 3 месяца. Но при заболевании нельзя пропускать работу больше испытательного срока. Иначе вас имеют право уволить без согласования с профсоюзом и без выплат социального пособия, как не прошедшего испытательный срок (ст. 23 КЗоТ). Если же возражений не было, то можно считать, что вы выдержали испытание и последующее расторжение договора немыслимо по этой причине.

По контракту администрация  не имеет права привлекать вас  к работе, несоответствующей указанной в контракте. Если предприятию необходимо перевести вас в другое подразделение, то администрация может это сделать по производственной необходимости, но не имеет право существенно менять условия труда:

  • Размер оплаты
  • Режим труда
  • Льготы
  • Управление трудом

Перечисленные условия являются существенными. При их нарушении контракт либо разрывается  по обоюдному соглашению, либо происходит оспаривание этих существенных условий труда.

При простое предприятия  либо люди переводятся на нижеоплачиваемую работу, но с сохранением определенного среднего минимума. Но при этом существует ограничение перевода на неквалифицированные должности (ст. 28 КЗоТ).

Прекращение контракта. 

  1. по взаимному согласию сторон
  2. по истечению срока
  3. призыв на военную службу
  4. по инициативе работника (ст. 31-32 КЗоТ). По данной причине чаще всего разрывают контракты женщины.
  5. По инициативе администрации (ст. 33 КЗоТ)
  6. По требованию профсоюзного органа (ст. 37 КЗоТ)
  7. По приговору суда (если вы осуждены за уголовное преступление)
  8. При переводе

 

При смене собственника работник продолжает свою работу. Если даже срок вашего договора истек, а вы не уволены (то есть ни одна из сторон не пожелала изменить отношения), то можно считать, сто ваш договор продлен на неопределенный промежуток времени (ст. 30 КЗоТ).

Если вы желаете расторгнуть  договор неопределенного срока, то необходимо известить вашего руководителя о вашем намерении. И администрация обязана расторгнуть договор в указанные сроки. В день увольнения можно требовать трудовую книжку и зарплату.

Расторжение договора по инициативе администрации.

  1. При ликвидации предприятия (процедура банкротства)
  2. Сокращение штата – администрация имеет право изменить структуру штата 1 раз в год (хотя теперь такие перетасовки происходят чаще)
  3. При несоответствии занимаемой должности: в следствии недостаточной квалификации; из-за состояния здоровья (автомобильная катастрофа)
  4. В результате прогула более 3 часов
  5. Если вас наняли на место, которое вакантно в результате того, что его прежний держатель ушел в декрет, получил увечее при работе на производстве, то при их возвращении их должность им возвращается.
  6. Алкогольное или наркотическое опьянение на работе.
  7. При хищении вами имущества или в том случае, если произошло хищение, а вы являетесь материально ответственным.

 

При сокращении вас обязаны  предупредить. Предприятие отдает предпочтение тем работникам, которые владеют более высокой квалификацией и производительностью труда. При равных условиях предпочтение отдается тем, у кого на иждивении 2 и более иждивенцев (не имеет самостоятельного заработка).

Выходное пособие –  выплачивается, если вы было нарушено административное законодательство или имеют место случай, указанные в  – ст. 29 пункт 3 и 6, 33 пункт 2 и 6. Размер его не превышает 2-хнедельный средний заработок.

Приостановка выплаты заработной  платы производится только по желанию уполномоченных органов в случаях, предусмотренных законодательством. Если вы вышли в нетрезвом состоянии, под наркотическим или токсическим опьянением.

Трудовая книжка –  ст. 39 КЗоТ – основной документ о трудовой деятельности. Заводится на всех работников, работающих свыше 5 дней. Записи об увольнении должны производиться в точностям соответствии с формулировками трудового законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.

 

Лекция  от 02.11.00.

 

В настоящее время  слабость закона на лицо. Так, предполагается, что с 2003 года все работающие смогут получать пенсию с 55 лет.

 

Если люди проходили  по службе занятости, то они должны быть обязательно зарегистрированы и их основным документом должна являться трудовая книжка.  Для того, чтобы в дальнейшем подпадать под заботы государства, желательно не иметь промежутков между текущей работой.

На работе можно затребовать  любую справку  о работе на данном предприятии (но только если вы состоите в трудовых отношениях с вашим руководством):  о специальности, которую вы занимаете, о вашей квалификации, должности, времени работы и разряда.

5. Зарубежный опыт.

 

За рубежом также  предъявляются требования к кандидатам на вакантные должности. Но в отличие от практики России, все базируется на здравом смысле: кандидат должен подходить по максимуму с одной стороны, но с другой !!!)

  1. Всякий отбор – неизбежный компромисс. Так как, даже лучшие из лучших имеют свои недостатки относительно данной должности.
  2. Необходимо проводить различия, между настоящим и тем, чтобы мы хотели получить в дальнейшем. Если человек подходит и имеет склонность к дальнейшему развитию, то все очень хорошо. Так как компетенция сегодня, не есть компетенция завтра.
  3. Повышение требования к какому-либо одному качеству. Следовательно, можно недооценить общий потенциал.
  4. Чем большее число кандидатов, тем большая вероятность позитивного результата. Исходя из этого, родственников лучше рекомендовать в другие места.
  5. При определение требований к должности, входящей в команду руководителей, осуществляется отбор за счет компетенции слабых мест команды.

 

Таким образом, идеальный тип специалиста  или руководителя при отборе не может быть структурирован. Следовательно, необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • Коммуникабельность, умение работать с людьми (можете ли Вы эффективно работать на любом уровне организации; улучшите ли Вы психологический климат; увеличите ли Вы производительность труда; соответствует ли Ваш внешний вид нормальной работе предприятия (вызывает ли он доверие); можете ли Вы сотрудничать с другими людьми).
  • Способны ли Вы принимать решение (особенно, если Вам предстоит работа менеджера), насколько Вы психологичны (можете предвидеть реакцию других людей), как глубоко Вы чувствуете новое.
  • Организаторские способности – оценка деловых качеств: умение управлять собой, своим внешним видом, вести переговоры, анализ и контроль работы других (способность эффективно использовать рабочую силу – готовность исправить положение, если допущена ошибка (может быть даже тут же исправить)), умение тщательно планировать.

Американский образ жизни  - закрытый. И если Вы придете не вовремя, то вероятнее всего Вам просто не откроют дверь.

Организаторские способности  – способность кропотливо, тщательно организовывать работу, способность отбирать работоспособных людей, возможность презентовать себя.

Тема №6.  Профессиональная ориентация. Трудовая адаптация. 

  1. Профессиональная ориентация.
  2. Трудовая адаптация.

1. Трудовая ориентация.

 

Профориентация – это комплекс мероприятий (экономических, психологических, педагогических, медицинских и социальных) направленных на формирование  профессионального призвания, выявление способностей к профессиональной пригодности, мотивации и так далее, влияющих на выбор профессии или её смены.

Основными формами профориентационной работы являются:

  • Профессиональное воспитание потребности в труде
  • Профессиональная информация – это система мер по ознакомлению учащихся, ищущих работу, с ситуацией на рынке труда.

         При этом общую координацию ведет

    • Министерство образования в части просвещения
    • Министерство труда
    • Центры занятости
    • Центры профориентации
  • Профессиональные консультации. Основной смысл их деятельности заключается в оказании помощи людям в выборе места работы и определенной профессии, которая осуществляется в учебных заведениях, центрах занятости, профориентации и в кадровых агентствах.

Цель профессиональных консультаций – выявить способности и их структуры, интересы, состояния здоровья, работоспособность и так далее – все то, что влияет на выбор профессии. Именно в рамках профессиональной консультации осуществляется гибкая трудовая адаптация работника.

  • Профориентационная работа – условие успешной трудовой адаптации. Именно через неё познается престиж и привлекательность работы.

Престиж - оценка специальности с принятой в обществе шкалой ценностей.

Привлекательность – желательность приобретения данной профессии потенциальными работниками.

Данные два показателя не постоянны. До дефолта в банковской сфере в РФ платили намного больше, чем платят сейчас.

 

2. Трудовая адаптация

 

В отличие от профессиональной ориентации, трудовая адаптация – приспособление работника к организации (взаимное приспособление работника и организации).

Она основывается на постепенной  врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные, психологические и экономические условия труда.

 

Лекция  от 09.11.00.

В условиях рынка возрастает роль вторичной адаптации. Так как  наблюдается большая нагрузка на первичную систему и к тому же порог психологической адаптации очень низок.

Что лучше: «Надеяться на лучшее, или ожидать худшего?»

Выделяется несколько  аспектов адаптации (как в практике Управления персоналом, так и в  теории):

  1. Психофизиологические – когда происходит процесс приспособляемости к новым психологическим и физиологическим нагрузкам.
  2. Социально-психологический – приспособление к той организационной культуре, в которую Вы попадаете. Отсюда, входя в новый коллектив, не стоит сразу заводить друзей. В каждом новом социуме существует свой неформальный климат, следовательно, там тоже существуют свои конфликты. И переходя из группы в группу, необходимо адаптироваться.
  3. Профессиональный – постепенная выработка трудовых навыков. Следовательно, необходимы новые знания и наличие навыков сотрудничества.
  4. Организационный – усвоение роли и организационного статуса своего рабочего места. В соответствии с существующей тенденцией, в настоящее время можно наблюдать большое количество новых, «красивых»  должностей. Например, менеджер по продажам. Хотя в реальной жизни, - это простой продавец.  Следовательно, важен на статус должности, его привлекательность, а статус личности, занимающей данную должность. Отсюда успех адаптации зависит:

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"