Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:13, автореферат
Актуальность темы исследования. Изучение мотивационной сферы человека, занятого трудовой деятельностью, всегда находилось и продолжает находиться в центре исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Ведущая роль мотивации в достижении целей деятельности показана в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Рубинштейн, 1946; Леонтьев, 1975; Шадриков, 1982; Ломов, 1984; Бодров, 2001, 2006, 2009; Завалишина, 2004, Бессонова, 2003; Хекхаузен, 1986; и др.).
На правах рукописи
Бондаренко
Ирина Николаевна
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность: 19.00.03 – психология труда,
инженерная психология, эргономика
(психологические
науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой
степени
кандидата
психологических
наук
Москва – 2010
Работа
выполнена на кафедре
психологии труда
и инженерной психологии
Государственного академического
университета гуманитарных
наук
Научный
руководитель:
Официальные оппоненты: доктор психологических наук,
профессор
Ведущая организация:
университет
им. М.В. Ломоносова, факультет
психологии
Защита диссертации
состоится ’_____’_________________2010 г. в____
час. на заседании диссертационного
совета Д 002.016.01 при Учреждении Российской
академии наук Институт психологии РАН
по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская,
д.13.
С диссертацией
можно ознакомиться в библиотеке
Учреждения Российской академии наук
Институт психологии РАН
Автореферат разослан
‘_____’________________ 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат психологических наук Андреева Е.А.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Изучение мотивационной сферы человека, занятого трудовой деятельностью, всегда находилось и продолжает находиться в центре исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Ведущая роль мотивации в достижении целей деятельности показана в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Рубинштейн, 1946; Леонтьев, 1975; Шадриков, 1982; Ломов, 1984; Бодров, 2001, 2006, 2009; Завалишина, 2004, Бессонова, 2003; Хекхаузен, 1986; и др.).
Эффективность мотивации в значительной мере зависит от соотношения её результативного и процессуального аспектов, то есть от того, насколько заданная цель, требуемый результат труда соответствует процессуальному моменту мотивации. Процессуальная мотивация понимается как интерес к процессу деятельности (Асеев, 1976), потребность человека в раскрытии своих потенциальных возможностей в деятельности при условии его стремления к достижению максимально возможного результата. К понятию процессуальной мотивации весьма близко примыкает понятие интринсивной (внутренней) мотивации, с которой связано развитие позитивного эмоционального настроя человека к деятельности, высокой работоспособности и психологического благополучия в труде (Deci, Ryan, 1975, 1985; Вakker, 2003; Чирков, 1996, 1997; Орлов, 1990). Основным критерием внутренней мотивации Х. Хекхаузен (1986) называет содержательную однородность действия и его цели.
В исследованиях доказано позитивное влияние на трудовую деятельность таких феноменов процессуальной мотивации, как увлеченность (Schaufeli, 2001, 2003), мотивационная включенность (Карпова, 1998), переживание удовольствия от процесса деятельности (Фресс, 1975), мотивации потока (Csikszentmihalyi, 1975). Согласно теории Y, работа сама по себе, независимо от действия каких-либо внешних побудителей, может быть источником возникновения удовлетворенности, поскольку труд так же естественен для человека, как игра или отдых (McGregor, 1960).
Процессуальные
аспекты мотивации трудовой деятельности
являются значительно менее
Необходимость выявления личностных детерминант процессуальной мотивации трудовой деятельности определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: представители социономических профессий – учителя, менеджеры, мастера-парикмахеры.
Предмет исследования: личностные свойства, влияющие на процессуальную мотивацию трудовой деятельности.
Цель исследования: выявить влияние личностных свойств сотрудников на уровень их процессуальной мотивации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Гипотезы исследования:
Методологической базой исследования являются положения системного подхода (Б.Ф. Ломов) и субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, Л.И. Анцыферова).
Теоретическими основами исследования являются положения отечественных концепций профессионального развития личности (В.А. Бодров. Е.А. Климов, Д.Н. Завалишина, Л.Г. Дикая, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков и др.); теории мотивации поведения и формирования личности (В.Г. Асеев) и теорий внутренней мотивации (E. Deci, R. Ryan, R. Hackman, G. Oldham).
Методы исследования. Сбор эмпирических данных проводился с использованием адаптированного опросника «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности» («Job Diagnostic Survey» (JDS) R. Hackman, G. Oldham, 1980) и личностного опросника 16PF Р. Кеттелла. (Похилько, Соловейчик, Шмелев, 1987).
В
процессе адаптации опросника «
Для
обработки и анализа
Научная новизна исследования
В работе выявлен инвариантный комплекс личностных детерминант процессуальной мотивации трудовой деятельности, которые отражают субъектную активность сотрудников независимо от их профессиональной принадлежности. Предложена теоретическая схема, согласно которой влияние инвариантных личностных свойств на процессуальную мотивацию носит опосредствующий и разнонаправленный характер.
Чем более выражены такие личностные детерминанты как творческая направленность, смелость в социальных контактах, склонность к новизне, доминантность, подлинность, волевой самоконтроль, и чем выше оценки «ядерных» характеристик трудовых заданий, тем выше уровень процессуальной мотивации трудовой деятельности. Высокий и предельно-высокий уровни процессуальной мотивации свидетельствуют об интересе к процессу и содержанию деятельности, об актуализации мотивов значимой, полезной и интересной работы, стремлении к достижениям, увлеченности и творчеству. Умеренный уровень свидетельствует о том, что «ядерные» характеристики трудового задания не соответствуют квалификации и профессиональным возможностям сотрудника, вследствие чего требуется постоянное волевое самопринуждение к продолжению трудовой деятельности. Низкий уровень процессуальной мотивации может соответствовать только материальной заинтересованности сотрудника в результатах работы.
Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о детерминантах процессуальной мотивации как особого вида мотивации трудовой деятельности. Раскрыта связь процессуальной мотивации с субъектной активностью сотрудников.
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы с персоналом. Данные, полученные с помощью опросника «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности», позволяют выявить оценки сотрудниками «ядерных» характеристик трудового задания и его мотивационный потенциал. Сведения о личностных детерминантах процессуальной мотивации могут использоваться в профотборе, тренинговой работе с персоналом, при прохождении аттестации и планировании профессиональной карьеры.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается глубокой теоретической и методической проработкой проблемы, репрезентативной выборкой и использованием методов сбора данных, адекватных поставленной цели, а также корректным статистическим анализом эмпирических данных.
Положения, выносимые на защиту:
Информация о работе Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности