Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:13, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Изучение мотивационной сферы человека, занятого трудовой деятельностью, всегда находилось и продолжает находиться в центре исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Ведущая роль мотивации в достижении целей деятельности показана в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Рубинштейн, 1946; Леонтьев, 1975; Шадриков, 1982; Ломов, 1984; Бодров, 2001, 2006, 2009; Завалишина, 2004, Бессонова, 2003; Хекхаузен, 1986; и др.).

Работа состоит из  1 файл

document2412.doc

— 410.00 Кб (Скачать документ)

На правах рукописи

        
 

Бондаренко  Ирина Николаевна 
 
 
 

ЛИЧНОСТНЫЕ  ДЕТЕРМИНАНТЫ

ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 

Специальность: 19.00.03 – психология труда,

инженерная  психология, эргономика

(психологические  науки) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ 
 

диссертации на соискание ученой степени 

кандидата психологических  наук 
 
 
 
 
 
 
 

                               Москва – 2010

Работа  выполнена на кафедре  психологии труда  и инженерной психологии Государственного академического университета гуманитарных наук  
 

Научный руководитель:                     доктор психологических наук

                                                              Обознов Александр Александрович 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

                                         профессор  

                                                              Асеев Владимир Георгиевич 

                                                              кандидат психологических наук

                                                              Маничев Сергей Алексеевич 

Ведущая организация:                      Московский государственный

              университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии 
               
               
               
               
               

Защита диссертации  состоится  ’_____’_________________2010 г. в____ час. на заседании диссертационного совета Д 002.016.01 при Учреждении Российской академии наук Институт психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13. 
 
 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институт психологии РАН 
 
 

Автореферат разослан ‘_____’________________ 2010 г. 
 

Ученый секретарь  диссертационного совета

кандидат психологических  наук    Андреева Е.А.

 

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

      Актуальность  темы исследования. Изучение мотивационной сферы человека, занятого трудовой деятельностью, всегда находилось и продолжает находиться в центре исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Ведущая роль мотивации в достижении целей деятельности показана в работах многих отечественных и зарубежных ученых (Рубинштейн, 1946; Леонтьев, 1975; Шадриков, 1982; Ломов, 1984; Бодров, 2001, 2006, 2009; Завалишина, 2004, Бессонова, 2003; Хекхаузен, 1986; и др.).

      Эффективность мотивации в значительной мере зависит  от соотношения её результативного  и процессуального аспектов, то есть от того, насколько заданная цель, требуемый результат труда соответствует процессуальному моменту мотивации. Процессуальная мотивация понимается как интерес к процессу деятельности (Асеев, 1976), потребность человека в раскрытии своих потенциальных возможностей в деятельности при условии его стремления к достижению максимально возможного результата. К понятию процессуальной мотивации весьма близко примыкает понятие интринсивной (внутренней) мотивации, с которой связано развитие позитивного эмоционального настроя человека к деятельности, высокой работоспособности и психологического благополучия в труде (Deci, Ryan, 1975, 1985; Вakker, 2003; Чирков, 1996, 1997; Орлов, 1990). Основным критерием внутренней мотивации Х. Хекхаузен (1986) называет содержательную однородность действия и его цели.

      В исследованиях доказано позитивное влияние на трудовую деятельность таких  феноменов процессуальной мотивации, как увлеченность (Schaufeli, 2001, 2003), мотивационная включенность (Карпова, 1998), переживание удовольствия от процесса деятельности (Фресс, 1975), мотивации потока (Csikszentmihalyi, 1975). Согласно теории Y, работа сама по себе, независимо от действия каких-либо внешних побудителей, может быть источником возникновения удовлетворенности, поскольку труд так же естественен для человека, как игра или отдых (McGregor, 1960).

      Процессуальные  аспекты мотивации трудовой деятельности являются значительно менее исследованными, чем результативные аспекты. Малоизученными остаются условия и детерминанты развития и поддержания процессуальной мотивации. В исследованиях R. Hackman и G. Oldham (1980) выявлены «ядерные» характеристики трудового задания (мотивационный потенциал задания), которые могут рассматриваться в качестве необходимых предпосылок развития и поддержания процессуальной мотивации. Однако то, насколько будет использоваться этот мотивационный потенциал, зависит от личностных свойств человека, его психологического отношения к заданию.

      Необходимость выявления личностных детерминант  процессуальной мотивации трудовой деятельности определяет актуальность темы данного исследования.

      Объект  исследования: представители социономических профессий – учителя, менеджеры, мастера-парикмахеры.

      Предмет исследования: личностные свойства, влияющие на процессуальную мотивацию трудовой деятельности.

      Цель  исследования: выявить влияние личностных свойств сотрудников на уровень их процессуальной мотивации.

    Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

  1. Провести теоретический анализ понятия процессуальной мотивации трудовой деятельности.
  2. Выявить взаимосвязи процессуальной мотивации трудовой деятельности с личностными свойствами представителей различных профессий.
  3. Выявить типы влияния личностных детерминант на уровень процессуальной мотивации сотрудников.
  4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей сотрудников с высокой процессуальной мотивацией и представителей творческих профессий.
  5. Адаптировать опросник «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности» («Job Diagnostic Survey»; R. Hackman, G. Oldham, 1980) на русскоязычной выборке.

    Гипотезы  исследования:

  • выраженность личностных свойств, отражающих субъектную активность сотрудников, влияет на уровень процессуальной мотивации независимо от их профессиональной принадлежности;
  • уровень процессуальной мотивации является наибольшим при сочетании высокой выраженности личностных свойств, отражающих субъектную активность сотрудников, а также их оценок «ядерных» характеристик трудовых заданий;
  • личностные особенности сотрудников с высокой процессуальной мотивацией и представителей творческих профессий сходны.

      Методологической  базой исследования являются положения системного подхода (Б.Ф. Ломов) и субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, Л.И. Анцыферова).

      Теоретическими  основами исследования являются положения отечественных концепций профессионального развития личности (В.А. Бодров. Е.А. Климов, Д.Н. Завалишина, Л.Г. Дикая, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков и др.); теории мотивации поведения и формирования личности (В.Г. Асеев) и теорий внутренней мотивации (E. Deci, R. Ryan, R. Hackman, G. Oldham).

      Методы  исследования. Сбор эмпирических данных проводился с использованием адаптированного опросника «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности» («Job Diagnostic Survey» (JDS) R. Hackman, G. Oldham, 1980) и личностного опросника 16PF Р. Кеттелла. (Похилько, Соловейчик, Шмелев, 1987).

      В процессе адаптации опросника «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности» использовался ряд методик, позволяющих определить его конструктную и критериальную валидность: «Мотивационный профиль» П. Мартина и Ш. Ричи; тест креативности (в адаптации Т. Туник); «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана; тест «Утрехтская шкала увлеченности работой» (UWES) W. Schaufeli, A. Bakker; BIG5 P. Costa, R. McCrae.

      Для обработки и анализа эмпирических данных использовались методы математической статистики: корреляционный анализ, кластерный, факторный и дискриминантный анализы, сравнительный анализ групп с вычислением U-критерия Манна-Уитни. Проверка гипотез осуществлялась с помощью программы STATISTICA6.0.

      Научная новизна исследования

      В работе выявлен инвариантный комплекс личностных детерминант процессуальной мотивации трудовой деятельности, которые отражают субъектную активность сотрудников независимо от их профессиональной принадлежности. Предложена теоретическая схема, согласно которой влияние инвариантных личностных свойств на процессуальную мотивацию носит опосредствующий и разнонаправленный характер.

      Чем более выражены такие личностные детерминанты как творческая направленность, смелость в социальных контактах, склонность к новизне, доминантность, подлинность, волевой самоконтроль, и чем выше оценки «ядерных» характеристик трудовых заданий, тем выше уровень процессуальной мотивации трудовой деятельности. Высокий и предельно-высокий уровни процессуальной мотивации свидетельствуют об интересе к процессу и содержанию деятельности, об актуализации мотивов значимой, полезной и интересной работы, стремлении к достижениям, увлеченности и творчеству. Умеренный уровень свидетельствует о том, что «ядерные» характеристики трудового задания не соответствуют квалификации и профессиональным возможностям сотрудника, вследствие чего требуется постоянное волевое самопринуждение к продолжению трудовой деятельности. Низкий уровень процессуальной мотивации может соответствовать только материальной заинтересованности сотрудника в результатах работы.

    Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о детерминантах процессуальной мотивации как особого вида мотивации трудовой деятельности. Раскрыта связь процессуальной мотивации с субъектной активностью сотрудников.

      Практическая  значимость

      Результаты  исследования могут быть использованы в практике работы с персоналом. Данные, полученные с помощью опросника «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности», позволяют выявить оценки сотрудниками «ядерных» характеристик трудового задания и его мотивационный потенциал. Сведения о личностных детерминантах процессуальной мотивации могут использоваться в профотборе, тренинговой работе с персоналом, при прохождении аттестации и планировании профессиональной карьеры.

      Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается глубокой теоретической и методической проработкой проблемы, репрезентативной выборкой и использованием методов сбора данных, адекватных поставленной цели, а также корректным статистическим анализом эмпирических данных.

      Положения, выносимые на защиту:

  1. Инвариантный комплекс личностных свойств, отражающих субъектную активность сотрудников, оказывает опосредствующее влияние на уровень процессуальной мотивации. Опосредствующими переменными являются оценки сотрудниками «ядерных» характеристик трудового задания, а также удовлетворенность результатами своей трудовой деятельности.
  2. Выделяются 4 эмпирических типа сотрудников – «активно-творческий», «уравновешенный», «дисгармоничный», «пассивно-выживающий», которые различаются выраженностью личностных детерминант процессуальной мотивации, оценками «ядерных» характеристик трудовых заданий и показателями удовлетворенности своей трудовой деятельностью.
  3. Указанным эмпирическим типам соответствуют четыре уровня процессуальной мотивации трудовой деятельности: низкий, умеренный, высокий, предельно-высокий. Чем выше уровень процессуальной мотивации, тем выше увлеченность сотрудников деятельностью, более выражены показатели креативности, мотивы значимой, интересной и полезной работы.
  4. Личностные свойства представителей творческих профессий и сотрудников с предельно-высоким уровнем процессуальной мотивации сходны. Сотрудники с предельно-высоким уровнем процессуальной мотивации («активно-творческий» тип) отличаются творческой направленностью, смелостью в социальных контактах, стремлением к новизне, доминантностью, подлинностью, высоким волевым самоконтролем, эмоциональной чувствительностью.
  5. Русифицированная версия американского опросника «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности» (JDS), позволяет диагносцировать уровень процессуальной мотивации, а также выраженность её детерминант - оценок «ядерных» характеристик трудового задания.

Информация о работе Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности