Личностные характеристики и поведение лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является – теоретическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия и сущность лидерства, а также его личностные характеристики и поведение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить природу, определение и основные подходы к изучению лидерства;
- рассмотреть современные подходы к лидерству и его элементы;
- исследовать типы лидерства и модели лидерства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 5
2.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 10
3.ТИПЫ ЛИДЕРОВ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  1 файл

Личностные характеристики и поведение лидера.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

  1. ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА  5
  2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ  10
  3. ТИПЫ ЛИДЕРОВ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА  19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного  продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Актуальность проблематики обусловлена  следующими факторами:

- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь  ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

В данной курсовой работе описываются общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую основу для практического применения в различных организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское управление.

Целью курсовой работы является – теоретическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия и сущность лидерства, а также его личностные характеристики и поведение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить природу, определение и основные подходы к изучению лидерства;

- рассмотреть современные подходы к лидерству и его элементы;

- исследовать типы лидерства и модели лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА

 

Вначале обратимся к определению, которое дает Г.М. Андреева: «лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи»1.

Лидерство − это способность  влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей.

В ходе изучения проблемы лидерства  учеными было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающие их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей цели.

Лидерство в организации – специфический  вид отношений управления, в основе которых лежит признание особенного статуса лидера, позволяющего ему воздействовать на группу для достижения организационных целей.

Виды лидерства:

- формальное – административное  влияние на подчиненных; 

- неформальное – влияние на  людей при помощи своих способностей, умений или других качеств.

Неформальное лидерство возникает  на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а  чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены официальные обязанности по управлению.

Поэтому официальное лицо, занимающее руководящие должности, воплощая социальную роль, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе, из чего может возникнуть конфликт между формальным и неформальным лидером, особенно в условиях нестабильности2.

Следует помнить, что быть руководителем  не означает автоматически считаться  лидером, т.к. лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе3.

Эффективное лидерство включает умения:

  1. учитывать благополучие и экологию более крупной системы, членом которой является лидер;
  2. организовать равновесие между отношениями отношениями и задачами в достижении результата внутри более крупной системы;
  3. организовать задачи и проекты путем эффективного планирования и корректировки стиля лидерства4.

Проблема политического лидерства, представляющего собой способ построения власти, основанный на интеграции различных  социальных сил посредством специфических  механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы или концепции решения социальных проблем и задач общественного развития, является одной из самых актуальных в современной науке. Фигура политического лидера служит символом определенных политических настроений, с ним обыденное сознание связывает свои надежды. В зависимости от того, насколько лидер соответствует своему «образу», настолько широки его возможности в формировании конкретных политических установок. Его влияние основывается не только на личных достоинствах, но прежде всего на способности руководить конкретной политической общностью. От него требуется быть не только и не столько нрав ственным образцом, а политиком, способным сплотить социальные слои для достижения поставленных целей, сформировать общественный интерес, ориентироваться на поиск социального партнерства и бесконфликтного развития общества. Последнее возможно при достижении взаимных компромиссов, которые удовлетворяли бы стратегические и, в определенных пределах, тактические интересы всех существующих групп, а также предусматривали наличие специальных механизмов переговорного характера, обеспечивающих мирное урегулирование возникающих конфликтов и противоречий на демократической основе5.

В исследовании лидерства выделяют три основных концепции (подхода) лидерства:

1) теория лидерских качеств,  более известная в истории  как «теория великих людей», утверждает, что лучшие лидеры обладают  определенным набором личных  качеств, которые позволяют им  вести за собой людей (например, интеллект, знания, внешность, инициативность, уверенность). Однако универсального набора лидерских качеств, присущих большинству эффективных руководителей, выделить не удалось;

2) концепция лидерского поведения  утверждает, что эффективность лидера  определяется его манерой поведения  и стилем руководства по отношению к подчиненным, возможностью психологического воздействия на людей с целью координации их действий и достижений целей. Поведение зависит от ориентации лидера на интерес к производству, работе, стилю руководства и взаимоотношений с подчиненными;

3) концепция ситуационного лидерства  базируется на необходимости  сочетания лидерских качеств  и поведения в зависимости  от конкретной ситуации. Лидер  может и должен вести себя  по-разному в зависимости от  группы последователей, проблемы (ситуации), требующей своего решения, и воздействия внешней среды6.

Все вышеназванные теории лидерства  рассматривают лидерство как  внутренний феномен, связанный с  характеристиками самого лидера - будь то врожденными или приобретенными. Наряду с этими эндогенными теориями существуют другие концепции, - назовем их, соответственно, экзогенными теориями, - в которых лидерство рассматривается исключительно как результат влияния внешних, социальных (а не личностных) факторов.

Одна из них - теория лидерства как  функции группы. Основатель данной теории Дж. Хоманс считает, что каждая социальная группа - это группа ведомых, нуждающихся в лидере, а лидера он определяет как человека, наиболее полно отражающего групповые ценности, способного удовлетворить потребности и ожидания группы.

Следующий шаг на пути осмысления лидерства - теория ситуативного лидерства. Основатель этой теории Р. Стогдилл считал, что личность становится лидером  не в силу своих особых черт и  потребностей членов группы, а в  силу ситуации. Экспериментально он установил, что одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится в другой. Некоторые авторы пытаются сочетать внешние факторы (фактор окружения, фактор ситуации и пр.), создавая комбинированные теории лидерства. Так, например, по мнению Ф. Фидлера, имеются три главные переменные, присутствующие в групповых процессах и оказывающие влияние на эффективность деятельности лидера и группы в целом: характер взаимоотношений между лидером и членами группы, степень структурированности задачи, позиционная власть лидера, определяемая его полномочиями.

Ни экзогенные, ни эндогенные не смогли полноценно объяснить природу лидерства. Абсолютизация внутренних факторов приводит к представлению о лидере как о своеобразной «вещи в  себе», которая существует независимо от окружения и ситуации, напротив, крайнее «овнешнение» феномена лидерства превращает лидера в «пустую фикцию», ничем не обоснованную «изнутри». Поэтому многие исследователи пытаются создать интегративный подход к лидерству, в котором будут обобщены все факторы, инициирующие и поддерживающие процесс лидерства в группе. Например, американский социолог и психолог Дуглас Мак-Грегор создал теорию взаимосвязанных факторов; в которой выделил четыре основных фактора: характеристики личности лидера, отношения, потребности, интересы, личностные характеристики ведомых, особенности организации, ее структура, природа решаемых в ней задач, политическая, экономическая, социальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

 

В литературных источниках всё чаще развитие лидерства рассматривается  как стратегически важное требование к организации, - предприятия, которые  хотят выжить и преуспеть в  сегодняшней бурной и высоко конкурентной деловой среде, должны развивать  лидерство на всех уровнях.

Силы, которые  стимулируют необходимость развития лидерства, исходят и от внешней, и от внутренней сред организации. В  качестве ключевых элементов внешней  среды рассматриваются быстрые  технологические достижения, высокий  уровень неопределённости, острая мировая конкуренция и сильная коммуникативная напряжённость между участниками взаимодействий. Всё это, а также мгновенное распространение и доступность знаний, вызванные появлением компьютерных технологий, заставляют компании сглаживать уровни организационных структур и децентрализовывать принятие решений, чтобы стать более гибкими и быть в состоянии быстро реагировать на изменения.

Постоянно возрастает применение межфункциональных  проектных и процессных команд, и  теперь у лидеров, наряду с их непосредственными подчинёнными, есть группы, которые бросают вызов традиционной роли лидера, который больше не рассматривается просто как «босс», но как координатор, тренер и консультант.

Также существенные изменения происходят с ценностью человека, с требованиями, предъявляемыми к работникам, и с потребностью в рабочей силе. Сегодня подчинённые ожидают от своих руководителей, чтобы те были более компетентными в межличностном плане. Только тогда они смогут оказывать влияние как лидеры организации7.

Теории нового лидерства попытались объединить достоинства традиционного  и ситуационного подходов. Они  концентрируются на способности  лидера создать новое видение  решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей осуществлять действия по достижению поставленной цели.

Теории нового лидерства делают акцент на харизматическом и трансформационном  подходах к лидерству и различных  аспектах видения, связанных с ними. К этим теориям примыкают и  теоретические разработки о лидерстве  в самоуправляемых командах. Считается, что новое лидерство играет особенно важную роль в достижении высокой производительности работников и эффективности организации8

1. Харизматическое лидерство. К таким лидерам относятся те, кто в силу своих личных способностей могут оказывать чрезвычайно сильное воздействие на подчиненных. Такие лидеры испытывают потребность во власти, обладают чувством самоэффективности и убеждены в правоте своих моральных представлений. Стремление к власти побуждает их стать лидерами. Впоследствии эта потребность подкрепляется уверенностью в собственной моральной правоте. В свою очередь, чувство самоэффективности заставляет таких людей ощущать, что они могут быть лидерами. Эти черты характера определяют харизматическое поведение – моделирование роли, создание имиджа, четкую постановку целей, акцент на высоких ожиданиях, демонстрацию уверенности и создание мотивации у подчиненных.

Информация о работе Личностные характеристики и поведение лидера