Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является – теоретическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия и сущность лидерства, а также его личностные характеристики и поведение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить природу, определение и основные подходы к изучению лидерства;
- рассмотреть современные подходы к лидерству и его элементы;
- исследовать типы лидерства и модели лидерства
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 5
2.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 10
3.ТИПЫ ЛИДЕРОВ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
2. Трансформационное лидерство. Оно выходит за рамки рутинного выполнения работы, имеет место в тех случаях, когда лидеры расширяют и поднимают на новый уровень интересы своих сотрудников, когда те достигают осознания и принятия целей и миссии группы, вынуждены отказаться от эгоизма во имя общей цели. Трансформационное лидерство характеризуется 4-мя параметрами: харизмой, вдохновением, интеллектуальным подъемом и уважением к личности. Трансформационные лидеры во многом напоминают харизматичных, но отличаются особыми способностями во внедрении инноваций и осуществлении изменений, так как хорошо сознают нужды и опасения подчиненных, помогают им взглянуть на старые проблемы по-новому, не желают мириться со «статус-кво». Трансформационное лидерство осуществляется в сочетании с трансакционным.
3. Трансакционное лидерство. Оно подразумевает обмен между лидером и его подчиненными, необходимый для достижения рутинного выполнения работы, в соответствии с соглашением между ними.
Основные параметры этого вида лидерства:
- неожиданное вознаграждение – поощрение людей различным образом за хорошо выполненную работу в соответствии с взаимной договоренностью;
- активное управление по отклонениям – плотный контроль за отступлением от правил и стандартов и принятие необходимых корректирующих мер;
- пассивное управление по отклонениям – вмешательство только в тех случаях, когда работа не отвечает требованиям установленных стандартов;
- политика невмешательства – отказ от ответственности и избегание принятия решений.
Действия трансакционных лидеров
состоят в разъяснении
В трансформационной и
Новое видение задачи, выражающее модальность трансценденции, указывает путь к новому положению дел, новому будущему. Как указывают некоторые исследователи, видение будущего редко бывает результатом индивидуальных представлений. Оно формируется постепенно в процессе коллективного участия и обсуждения. Совместное участие в создании нового видения будущего позволяет приспособить его, интернализировать с теми, кто это видение будет воплощать в реальность.
Институционализация перемен означает, что управляющей инстанцией не может быть один человек. Лидеру необходима поддержка и помощь других членов организации, играющих ключевую роль, которые легитимизируют его решения. Это делает возможным перемены в ее персонале, функциях, структуре. Лидеру необходима рабочая сеть взаимоотношений с влиятельными членами организации. Если они принимали участие в создании нового видения будущего, это означает, что они не только готовы к реализации перемен, но и легитимизируют их своим статусом и поддержкой.
Следовательно, структурные модели, предложенные в трансформационных теориях, выражают направленность лидерской группы на изменения. Ее структура чаще всего изображается как инициативная, основным компонентом которой признаются не только лидеры и их новаторская роль, но последователи и их участие в осуществлении изменений9.
4. Самоуправляемые команды. Дополнением к существовавшим ранее подходам к лидерству нового стиля являются самоуправляемые команды. Подобные команды особенно важны для высокоэффективных организаций, работники, входящие в состав таких команд, самостоятельно осуществляют руководство работой. Функции лидера здесь коренным образом отличаются от работы традиционного руководителя. Отличатся даже название его должности – чаще всего это «координатор», который побуждает к деятельности, а работа команды направлена на то, чтобы соответствовать ожиданиям координатора. Мотивация работников к самоуправлению со стороны координатора.
5. Виртуальное лидерство. Виртуальная работа - когда сотрудники удалены друг от друга и от руководителей - становится все более характерной для современных организаций, и это ставит перед руководителями новые задачи. В виртуальной среде руководитель испытывает на себе действие двух приоритетов: с одной стороны, необходимо обеспечить структуру и подотчетность, с другой – сохранить гибкость организации.
Структура и направление нужны для того, чтобы люди четко понимали, что от них требуется. Виртуальные лидеры ставят перед подчиненными четкие цели, а также четко определяют, как будет организовано общение и координация. Детали повседневной работы они оставляют на усмотрение работников. Это, однако, не означает, что работники предоставлены сами себе. Руководители уделяют повышенное внимание тому, чтобы работники были в курсе событий, контактировали друг с другом и организацией.
Эффективными виртуальными лидерами чаще всего оказываются люди широких взглядов, гибкие, позитивно настроенные на поиск решений, обладающие развитыми коммуникативными, инструкторскими и межличностными навыками. Хорошие виртуальные руководители помнят, что работу выполняют люди, а не компьютеры. Конечно, они должны уметь выбирать подходящие технологии и пользоваться ими и все же ключевым компонентом успеха виртуальные лидеры считают именно контакты между людьми. Создание атмосферы доверия, поддержание открытых каналов коммуникации, проявление заботы о людях, внимание к неявным аспектам поведения других людей – вот важнейшие аспекты виртуальной среды.
В такого рода сообществах участие проявляется через информирование и консультирование, формирование общественного мнения. Активный авторитетный член сообщества, коммуницирующий в информационном пространстве сайта, способен транслировать нормы, влиять на мотивацию и ценностные ориентации участников. Но вместе в тем в сообществе наблюдается дистанцированность в отношениях между участниками, низкий уровень социального контроля, который не компенсируется уровнем доверия ни в среде активных участников, ни в среде организаторов сайта. Идентичность слабо формируется и может быть выражена, скорее, не через «мы», а через: «они со мной» или « я с ними»10.
6. Деловая репутация. В организациях должны поощряться высокие стандарты поведения сотрудников и развитие у них этических критериев. Управление этими процессами, сдерживание некорректного поведения сотрудников являются важнейшей обязанностью любого руководителя, а нравственные и ценностные установки приобретают практически важное значение в программах корпоративного обучения. Необходимость обеспечивать соблюдение этических норм организации диктуется целью не допустить нравственной анархии.
Во многих компаниях проводятся семинары сотрудников по вопросам этики, цель которых состоит в повышении их восприимчивости к этическим проблемам, недопущении нарушений нравственных принципов. Программа обучения более привлекательна для сотрудников при условиях, что в ней принимает участие руководитель. Каждому участнику программы надлежит активно включаться во взаимный обмен мнениями при рассмотрении типичных дилемм этического характера. В рамках корпорации руководитель должен служить примером морального авторитета. Когда речь идет об установленных стандартах и ценностях, пример руководителя определит, насколько серьезно сотрудники будут относиться к проводимой политике.
Сотрудники организации, которым нужно проявлять дисциплину, должны, прежде всего, знать о принятых нормах, регламентируемых кодексами поведения.
В настоящий момент структуру лидерства составляют пять основных элементов:
1. лидер — с определенными
личностными чертами,
2. последователи — со своими
качествами и возможностями
3. задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;
4. ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
5. группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.
Лидер - это первый участник процесса лидерства. Он обладает определенными чертами, которые выделяют его среди других членов организации. К ним можно отнести компетентность или коммуникабельность, интуицию или другие способности, с помощью которых он достигает, а затем удерживает лидирующее положение. В зависимости от ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребность самовыражения и через эту потребность в необходимость лидерства.
Поэтому в управлении персоналом актуальной остается задача обоснования лидерства с помощью различных механизмов назначения и даже выборов руководителей при участии сотрудников.
Без последователей нет лидерства, но без лидера последователи представляют собой некую совокупность людей, так как члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного человека, который занимает лидирующее положение, но если они долгое время не становятся таковыми, то могут потерять принадлежность к данной группе. В то же время если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в спортивных командных соревнованиях, так как сила влияния последователей на лидера соизмерима с обратным влиянием.
Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. При изменении задач меняются и требования к лидеру, например произойдет смена лидера отдельными членам группы и представится возможность оказать на нее влияние. Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся, до творческих, нестандартных. В практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать те задачи, которые приходится выполнять. Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером.
Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют: трудовые процессы; внешняя среда; члены коллектива.
Зачастую человек становится лидером благодаря не каким бы то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения. В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь ему виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство динамично, как само межличностное поведение, не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.
Группа - персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности и контроля делает коллектив организации эффективным средством воспитания в психологическом и социальном планах. Именно в процессе групповой деятельности проявляются лидерские качества ее членов, а также способность неформального лидера продуктивно действовать в ситуациях кризиса и риска.
Формальные группы предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например, менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняются, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером времен ной группы может служить сформированная из менеджеров различных подразделений временная комиссия по подготовке и проведению сокращения персонала в период реорганизации компании. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей, в том числе для общения людей, например, группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях и т.п. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в бизнес-системе и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре. Если лидер перестает реализовывать интересы своей группы, то группа избирает нового лидер.
3. ТИПЫ ЛИДЕРОВ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.
К. Левин в основу типологии
лидерства положил стиль
1) авторитарный: дела в группе планируются заранее, определяются не дальние, а непосредственные цели, голос руководителя – решающий;
2) демократический: мероприятия планируются не заранее, а в группе, за реализацию предложений отвечают все;
3) попустительский: дела
в группе идут сами собой,
лидер не дает указаний, разделы
работы складываются из
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях12.
Информация о работе Личностные характеристики и поведение лидера