Личностные характеристики и поведение лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является – теоретическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия и сущность лидерства, а также его личностные характеристики и поведение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить природу, определение и основные подходы к изучению лидерства;
- рассмотреть современные подходы к лидерству и его элементы;
- исследовать типы лидерства и модели лидерства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 5
2.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 10
3.ТИПЫ ЛИДЕРОВ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  1 файл

Личностные характеристики и поведение лидера.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, кризисных и рутинных.

Общепризнанной и сохраняющей  свою актуальность является типология лидерства М. Вебера. В зависимости от способа легитимации власти М. Вебер выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Такой тип лидерства характерен для «доиндустриального общества». Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство, по М. Веберу, присуще «индустриальному обществу»13.

1. Традиционное лидерство  (патриархальное), основанное на  вере в святость традиций. Лидер  в данном случае выступает  как носитель традиций, хранитель ритуалов. Этот тип лидерства присущ доиндустриальному обществу.

2. Бюрократическое лидерство  (рационально-легальное). Опирается  на законы, правила, нормы. Лидер  знает и соблюдает нормы политического  процесса, используя их для достижения поставленных целей и осуществления руководства.

3.Харизматическое лидерство.  Основано на вере в сверхъестественные  способности вождя, наделенного,  по мнению масс, особыми исключительными  качествами, способностью преодолеть  трудности, предвидеть будущее.

Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит  привычка, второго – вера и эмоции, третьего – разум.

М.Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В противоположность  выделению М. Вебером идеальных  типов лидерства в современной  политической науке преобладают  практически-ориентированные классификации. Они основаны на эмпирических исследованиях деятельности лидеров с целью выявления в ней устойчивых реакций, мотивов14.

На модель лидерства влияют и  культура компании, и специфика отрасли. Существуют две основные модели лидерства: харизматическое и экспертное.

Харизматическое лидерство — это лидерство, построенное на энергетике, обаянии, умении вдохновлять, вести за собой. В большинстве случаев формальный лидер, обладающий харизмой, одновременно является и неформальным: он пользуется уважением и симпатией коллег не только как руководитель, но и как человек. Его личность является сильным мотивационным фактором для подчиненных. Харизматический лидер легко сплачивает людей и создает отличные команды. Как правило, его подчиненные демонстрируют высокий уровень лояльности и приверженности.

Существует два варианта харизматического лидерства — назовем их мягкой и жесткой харизмой:

- лидера с мягкой харизмой любят, уважают, но не боятся. Он скорее склонен мотивировать и убеждать, нежели запугивать и наказывать. Как правило, с ним советуются в сложных ситуациях, обсуждают свои ошибки и промахи, к нему чаще обращаются за поддержкой. Однако мягкий харизматический стиль может иметь такие минусы, как снижение субординации больше, чем это возможно, ослабление дисциплины, некоторые элементы вседозволенности;

- жесткая харизма — это «обаяние и пугающая сила». Такой человек, безусловно, привлекает к себе, иногда даже завораживает, но при этом внушает определенный страх подчиненным. Плюсы и минусы такого стиля лидерства диаметрально противоположны предыдущему варианту.

Экспертное лидерство — лидерство, основанное в первую очередь на знаниях, когда руководителем становится лучший специалист — аналитик, эксперт, способный решить практически любую сложную проблему. Эксперт в данном случае — это не профессионал, не умеющий руководить, а хороший специалист в своем деле и одновременно администратор, который может помочь решить любую проблему.

Paзумеется, возможен и идеальный  вариант — когда руководитель  в равной степени может следовать обеим моделям, чередуя их в зависимости от обстоятельств. Однако в реальности такое возможно не всегда. Поэтому желательно определить приоритеты, которые могут зависеть от специфики деятельности/функционала, этапа жизненного цикла организации или корпоративной культуры. Есть три возможных варианта:

1. Харизматическая модель нужна в тех сферах деятельности, для которых коммуникативная компетентность, умение располагать людей, влиять, создавать позитивную атмосферу вокруг себя и т.п. наиболее значимы. К этой области можно однозначно отнести продажи, коммерческую деятельность, работу с клиентами, рекламу, в значительной степени — маркетинг, некоторые виды офисных работ.

2. Экспертная модель лучше работает там, где профессионализм не предполагает высокого уровня эмоциональной компетентности, успех определяется скорее специфическими навыками и знаниями, нежели умением взаимодействовать с другими людьми. К таким сферам можно отнести большую часть работ, связанных с финансами, бухгалтерией, информационными технологиями.

3. Оптимальный вариант — сочетание двух моделей лидерства, умение чередовать их в зависимости от обстоятельств, типа задачи и типа сотрудника. Например, при решении профессионально сложных задач, требующих системного, сложного анализа, нужна экспертная модель лидерства. Она же нужна и при взаимодействии с подчиненными, для которых главное — профессиональная составляющая их работы и в гораздо меньшей степени имеют значение взаимоотношения с людьми, личностные факторы. Если же задача требует прорыва, вдохновения, серьезного эмоционального заряда, то в этом случае больше пользы принесет харизматическая модель. Эта же модель будет востребована и при контакте с сотрудниками эмоционального типа, для которых важны отношения в коллективе вообще и с руководителем в частности15.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был проведен теоретический  анализ характеристик лидерства  и поведения лидера, были рассмотрены  подход, типы и модели лидерства.

Традиционные подходы к лидерству, которые сформировались к настоящему времени, рассматривают лидерство преимущественно как технологию поведения, во многом лишенного внутреннего психического и, прежде всего, ценностного содержания. По сути дела, лидерство в организации сводится к тому, чтобы побуждать других выполнять какую-либо работу или следовать какой-либо цели, не вызывая при этом негативного отношения ни к лидеру, ни к работе, ни к поставленным целям. Но что это за цели, к которым лидер ведёт своих последователей?

Когда лидерство осуществлялось в  контексте стабильной и прогнозируемой обстановки, то этот вопрос не был актуальным: привычные алгоритмы действий позволяли эффективно решать большую часть задач, стоящих перед руководителем. Теперь, когда динамика социально-экономических изменений чрезвычайно высока, когда организации действуют в условиях жесткой конкуренции и высокой неопределенности, нередко пренебрегая нравственно-этическими нормами, нравственное содержание и природа целей, которые лидер ставит перед последователями, ценности и личностные смыслы его деятельности оказываются решающими.

И самое главное, что какими бы интеллектуальными, коммуникативными качествами или организаторскими способностями лидер не обладал, лидером он становится только в случае, если ему это высокое место  присуждает группа.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - 5-е издание – М.: Аспект Пресс, 2001 – 384 с.

2. Гусева Н.И. Современная модель лидерства в условиях глобального контекста // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2011. - № 4. – С. 82-88.

3. Данилова Н.И. Современная типология лидерства в организации // Социология и право. – 2012. - № 2. – С. 10-23.

4. Капица С.И. Социологический анализ процесса формирования основных навыков и инструментов эффективного лидерства, основанного на видении будущего // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 103. – С. 190-198.

5. Лебедева Л.А., Никитченко М.И. Подходы к разрешению проблемы лидерства в организации как элемента корпоративной культуры в условиях экономического кризиса // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2010. - № 156. – С. 43-48.

6. Левин Курт. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. – СПб.: «Сенсори», 2000 – 368 с.

7. Лугинина А.А. Расширение возможностей развития предприятия на основе применения новых подходов к лидерству // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 1. – С. 323.

8. Мень Михаил. Социальная структура лидерства: интерактивные аспекты // Управление мегаполисом. – 2011. - № 4. – 9-19.

9. Романова Н.П. Концепция харизматического лидерства // Вестник забайкальского государственного университета. – 2011. - №9. – 130-137.

10. Сапронова М.А. Политический плюрализм и социальная стабильность: в поисках харизматического лидера // Вестник российского государственного гуманитарного университета. – 2009. - № 1. – С. 133-145.

11. Сергеева В.Б., Токарева А.А. Лидерство в менеджменте // Вестник НГИЭИ. – 2012. - № 9. – С. 81-102.

12. Симоненко С.И. Модель эффективного руководителя в рамках концепции динамического лидерства // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Педагогика. – 2012. - № 4. – С. 90-96.

13. Скалабан И.А., Спенсер С.Б. Стратегии общественного участия лидеров формальных и неформальных объединений // Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. - № 1. – С. 158-170.

14. Сморкалова Л.В. Харизматическое лидерство как феномен социальной жизни // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. - № 5. – С. 133-141.

15. Шкурко О.В. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»: современный взгляд на проблему // Омский научный вестник. – 2011. - № 1. – С. 100-103.

1 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - 5-е издание – М.: Аспект Пресс, 2001 – 219 с.

2 Лебедева Л.А., Никитченко М.И. Подходы к разрешению проблемы лидерства в организации как элемента корпоративной культуры в условиях экономического кризиса // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2010. - № 156. – С. 45.

3 Шкурко О.В. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»: современный взгляд на проблему // Омский научный вестник. – 2011. - № 1. – С. 102.

4 Капица С.И. Социологический анализ процесса формирования основных навыков и инструментов эффективного лидерства, основанного на видении будущего // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 103. – С. 193.

5 Сапронова М.А. Политический плюрализм и социальная стабильность: в поисках харизматического лидера // Вестник российского государственного гуманитарного университета. – 2009. - № 1. – С. 134-135.

6 Сергеева В.Б., Токарева А.А. Лидерство в менеджменте // Вестник НГИЭИ. – 2012. - № 9. – С. 83-84.

7 Лугинина А.А. Расширение возможностей развития предприятия на основе применения новых подходов к лидерству // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 1. – С. 323.

8 Гусева Н.И. Современная модель лидерства в условиях глобального контекста // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2011. - № 4. – С. 83.

9 Мень Михаил. Социальная структура лидерства: интерактивные аспекты // Управление мегаполисом. – 2011. - № 4. – 10-11.

10 Скалабан И.А., Спенсер С.Б. Стратегии общественного участия лидеров формальных и неформальных объединений // Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. - № 1. – С. 162.

11 Левин Курт. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. – СПб.: «Сенсори», 2000 – 233-234 с.

12 Романова Н.П. Концепция харизматического лидерства // Вестник забайкальского государственного университета. – 2011. - №9. – 130-131.

13 Данилова Н.И. Современная типология лидерства в организации // Социология и право. – 2012. - № 2. – С. 11-12.

14 Сморкалова Л.В. Харизматическое лидерство как феномен социальной жизни // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. - № 5. – С. 136.

15 Симоненко С.И. Модель эффективного руководителя в рамках концепции динамического лидерства // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Педагогика. – 2012. - № 4. – С. 91.


Информация о работе Личностные характеристики и поведение лидера