Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Введение 2
Глава I Сущность лидерства. 3
1.1 Понятие и сущность лидерства. 3
1.2 Типы подходов к изучению лидерства. 6
1.3 Теория Лидерских качеств. 16
1.4 Концепции лидерского поведения. 22
Глава II Современные модели лидерства. 24
2.1 Концепция атрибутивного лидерства. 24
2.2 Концепция харизматического лидерства. 26
2.3 Концепция преобразующего лидерства. 28
Заключение. 29
Список литературы. 31
Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.
В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.
В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
В современном обществе лидерство ( в особенности политическое) представляет собой способ построения власти , основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Существуют различные
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на :
-традиционных лидеров,
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
-харизматических - лидеров, наделенных,
по мнению масс, особой благодатью,
выдающимися качествами, необычайной
способностью к руководству.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.
“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”2
Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.
Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.
Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.3
Существует также деление лидеров на обычных ( “реальных”) и великих ( как великих “героев, так и великих “злодеев” ). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории.
На основе характера лидеров
разделяют на “активно - позитивных”
и “активно - негативных”, а также
на “пассивно - позитивных” и “пассивно-
В современной политологии
1. Лидера - знаменосца отличает
собственное видение
2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
3. Лидер - торговец способен
4. Лидер - пожарный ориентируется
на решение наиболее
В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей в разных пропорциях.
При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени.
1. Личность и происхождение
2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.
3. Характер взаимоотношений
4. Контекст или условия, в
которых осуществляется его
5. Результаты взаимодействия
Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.4
М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:
- наличие и характер
- степень подотчетности
- сила и тип оппозиции;
- характер любых разделяемых убеждений;
- ресурсы, доступные для
- организационный пласт,
Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.
Неотъемлемой составной частью
лидерства является и сам лидер,
который наделен властью
В социально - психологической литературе
можно встретить такую
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.
“Открытые” лидеры не столь заметны,
но они последовательны. Берутся
за любые трудные дела, стремятся
добросовестно во все вникнуть, чем
завоевывают доверие и уважение
на долгое время. Они тоже гибки и
действуют с учетом обстоятельств,
но живут не сегодняшним днем, пытаясь
“урвать” от него побольше, а устремлены
в будущее. Власть в их руках остается
надолго. Именно они являются истинными
лидерами, обладающими непререкаемым
авторитетом у своих
В социально - психологической литературе
существует также классификация
типов лидерства по стилям руководства.
Здесь допускается
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный ( анархический).
Для лидера авторитарного типа характерно
жесткое, единоличное принятие решений,
касающихся группы, слабый интерес
к работнику как к личности.
Лидер демократического типа стремится
к выработке конкретных решений,
демонстрируя при этом интерес к
неформальному человеческому
Изучение трудов о лидерах позволяет
предположить, что на руководство
могут оказать влияние
1. Основные убеждения лидера.
2. Стиль лидера.
3. Мотивы, которыми руководствуется
лидер, стремясь добиться
4. Реакция лидера на давление и стресс.
5. То, каким образом лидер впервые
оказался в положении
6. Предшествующий опыт лидера.
7. Среда, в которой лидер
Итак, убеждения лидера это один
из наиболее прямых способов понимания
взаимосвязи между тем, что представляет
собой лидер и тем, в чем
он хочет убедить своих
Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений.. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.
В книге “Основы социально - психологических
теорий” предложена концептуальная
типология лидерства Б.Д.
1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец” ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того, как ситуация создана.
2. По стилю руководства - авторитарный
лидер, ориентирующийся на
3. По характеру деятельности ( лидер
ситуационный, т.е. умеющий создавать
и разрешать только
В организациях различают “формальное”
и “неформальное” лидерство. Первое
связано с установлением правил
назначения руководителя и подразумевает
функциональные отношения. “Неформальное”
лидерство возникает на основе личных
взаимоотношений участников. Эти
типы лидерства либо дополняют друг
друга и сочетаются в лице авторитарного
руководителя, либо вступают в конфликт
и тогда эффективность
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.
В заключение можно сказать, что существуют различные основания для классификации и сравнения лидеров, а следовательно и различные типологии лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач.
Такова типология лидерства, которая,
конечно, не является исчерпывающей. Кроме
того, теоретический анализ, даже самый
тщательный, не может охватить всего
сложного и многообразного явления
лидерства. Реальность практически
всегда богаче теории и порождает
чаще всего комбинированные типы
лидеров и различные
1.3 Теория Лидерских качеств.
На протяжении многих лет учёные
пытались выделить основные особенности
лидера. Но в ходе своих исследований
им не удавалось выявить определённое
количество черт личности, их было слишком
много или же их определённое количество
не подтверждалось дальнейшей практикой.
Я предлагаю рассмотреть
Р. Столдилл выделил 5 таких черт:
Ум или интеллектуальные способности
Господство или преобладание над другими
Уверенность в себе
Активность и энергичность
Знание дела
Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.
Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей».
Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе
Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям
Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте
Нежелание простить и отпустить
Недостаточное использование своего воображения
Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу
Потребность быть всегда правым
Слабые коммуникативные
Неспособность примирится со своими страхами
Отсутствие ясных целей
Недостаток обязательности
Боязнь риска
Неспособность принять ответственность за свою жизнь
Потеря надежды
Недостаток мужества
Неумение фантазировать и
Отсутствие любви к себе
Тщеславие
Эта теория произвела на меня наиболее приятное впечатление. Поэтому я хочу рассказать о ней побольше и подробнее рассмотреть, почему Фрэнк Карделл, доктор психологических наук, выбрал именно эти 18 черт характера и привычек.