Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Известно, что уровень и результат работы организации могут быть разными. Это легко объяснить уровнем техники, количеством машин, сырья, различием технологий. Так часто и бывает. Но может быть, что у двух подразделений все одинаково, а результаты разные. Еще разительнее ситуация, когда одно и то же подразделение периодически работает по – разному при тех же контингенте рабочих, технике, сырье.
I. Введение……………………………………………………………….3
II. Глава 1. Теоретическая часть……………………………………….. 5
1. Лидерство
1.1. Сущность лидерства……………………………………………….5
1.2. Качества и характеристики лидерства………………………….. .6
1.3. Формальное и неформальное лидерство………………………… 8
1.4 Типы лидерства…………………………………………….…….. 11
2. Руководство
2.1 Сущность руководства…………………………………………… 16
2.2 Стили руководства……………………………………………….. 17
2.3 Имидж руководителя……………………………………….......... 21
3. Различия руководителя и лидера………………………………….......... 23
III. Глава 2. Практическая часть.
1. План……………………………………………………………………… 25
2. Характеристика предприятия …………………………………………. 26
IV. Глава 3. Выводы и предложения по организации работы
предприятия…………………………………………………………….. 37
V. Заключение………………………………………………………………..38
VI. Приложения……………………………………………………….……..39
VII. Список литературы…………………………………………………......40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
по основам менеджмента на тему:
«Лидерство и стили руководства,
их влияние на эффективность работы трудового коллектива»
Преподаватель:
Бородина О.П.
Работу выполнила:
Бесчетнова И.И.
Ф-т менеджмента и маркетинга
Барнаул, 2010 г.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. Глава 1. Теоретическая часть……………………………………….. 5
1. Лидерство
1.1. Сущность лидерства……………………………………………….5
1.2. Качества и характеристики лидерства………………………….. .6
1.3. Формальное и неформальное лидерство………………………… 8
1.4 Типы лидерства…………………………………………….…….
2. Руководство
2.1 Сущность руководства…………………………………………… 16
2.2 Стили руководства……………………………………………….
2.3 Имидж руководителя………………………………………...
3. Различия руководителя и лидера………………………………….......... 23
III. Глава 2. Практическая часть.
1. План……………………………………………………………………
2. Характеристика предприятия …………………………………………. 26
IV. Глава 3. Выводы и предложения по организации работы
предприятия…………………………………………………
V. Заключение……………………………………………………
VI. Приложения……………………………………………………
VII. Список литературы………………………………………………….
Введение
Известно, что уровень и результат работы организации могут быть разными. Это легко объяснить уровнем техники, количеством машин, сырья, различием технологий. Так часто и бывает. Но может быть, что у двух подразделений все одинаково, а результаты разные. Еще разительнее ситуация, когда одно и то же подразделение периодически работает по – разному при тех же контингенте рабочих, технике, сырье.
Если присмотреться к таким фактам, то легко установить, что объясняется это различием уровня и качества управления.
Управление способствует повышению эффективности, производительности. Исходя из этого, можно сказать, чем компетентнее будет стиль руководства и грамотнее тип лидерства, тем продуктивней и эффективней деятельность организации.
Тема лидерства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что эффективность и успешность их деятельности зависит от того, насколько силен их лидерский потенциал.
Применительно к России, в последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению эффективности своей деятельности. Многие наиболее очевидные изменения уже проведены, и, судя по опыту эволюции компаний в других странах, в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации. Уже сейчас во многих компаниях акционеры и топ–менеджеры привлекают специалистов извне, чтобы они не только принесли с собой недостающие знания и навыки, но и внесли свой вклад в создание соответствующей корпоративной культуры, перестройку работы компании и развитие лидерства.
Даже беглого взгляда на историю развития российского бизнеса достаточно, чтобы понять: страна обладает мощным лидерским потенциалом — необходимым «сырьем» для выращивания лидеров. Нельзя не поражаться тому, что за десятилетия плановой экономики в стране не погиб дух предпринимательства. Время, прошедшее после распада СССР, показало, что в России есть бизнес–лидеры, которые могут формировать, развивать и реформировать крупные компании, способные конкурировать на глобальном рынке.
Российских бизнесменов отличают не только удивительная воля к победе и готовность добиваться ее любыми средствами, но и более ярко выраженная, чем у многих их западных коллег, вера в свои силы и желание действовать. Сдаваться, отступать перед сложностями или признавать, что «этого сделать нельзя», — не в характере российских бизнесменов. В отличие от многих западных бизнес–лидеров, россияне часто являются и основными акционерами возглавляемых компаний и потому искренне заинтересованы в инициативах по повышению стоимости бизнеса, в разного рода изменениях, улучшениях и экспериментах.
В своей курсовой работе я раскрыла сущность лидерства и стиля руководства, а также показала их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации. Это и было моей главной целью, при рассмотрении данной темы. Чтобы дать наиболее полную характеристику этих терминов и отразить актуальность темы, я поставила перед собой задачи: дать определение лидерства и руководства, перечислить и охарактеризовать типы лидерства и стили руководства, показать, как имидж руководителя влияет на работу трудового коллектива, а также провести сравнительный анализ этих двух определений. В практической части курсовой работы дала характеристику ООО «Ставила и сыновья».
Глава 1
1. Лидерство. Сущность лидерства
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени.
Лидерство [от англ. leader — ведущий] — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе, т.е. это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», — говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство, один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. В современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит, прежде всего в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на ее блага, для достижения целей. Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером.
Лидерство - это процесс воздействия на группу людей. Чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижении определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.[5, С. 260-262]. Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу вверх от групп, коллективов, «ведомых». Лидерство основывается на личных способностях оказывать влияние. Лидер – это глава, тот, кто идет впереди.
Качества и характеристика лидерства
Опыт работы с лидерами самых успешных корпораций позволяет говорить о нескольких качествах и характеристиках как ключевых для понимания лидерства:
Чувство перспективы — у лидеров очень развито это чувство, или, иначе говоря, видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как — хотя бы в принципе — достичь цели. Особенно ярко чувство перспективы проявляется у самых известных предпринимателей, таких как основатель Microsoft Билл Гейтс, создавший мировой стандарт программного обеспечения, Луис Герстнер, экс–президент IBM, который реструктуризировал компанию и основным направлением ее деятельности сделал оказание услуг, братья Карл и Тео Альбрехт — они создали крупнейшую немецкую розничную сеть Aldi и предложили покупателям качественные товары по низким ценам.
Страстность — одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность, эмпатия. Лидеры убеждены в правильности собственных действий и способны заражать этой убежденностью и одержимостью не только своих сотрудников, но и потребителей и инвесторов. Нередко лидеры ощущают себя миссионерами. Яркий пример — основатели Dell Computers Майкл Делл и интернет–магазина Amazon.com Джефф Безос. Они добивались, чтобы все внимание сотрудников их компаний было направлено не на технологии, как обычно бывает в высокотехнологичных фирмах, а на удовлетворение потребностей клиента.
Убедительность — умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждением. Лидерство настолько же зависит от способности мотивировать сотрудников, как и от умения приказывать. В жизни любой компании бывают моменты, когда без приказов и вертикального контроля не обойтись (например, если компания находится в кризисе), однако лидерство, основанное на мотивировании сотрудников и стимулировании инициативы снизу, как правило, оказывает более длительный положительный эффект. В самых преуспевающих американских розничных сетях, таких как Home Depot и CompUSA, принцип вовлечения в принятие решений сотрудников разных уровней — неотъемлемая часть корпоративной философии. Хотя цели и задачи этих компаний формулируют руководители, менеджеры среднего и низшего звена поощряются к независимым действиям в заданных рамках.
Настойчивость — никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки. Многие известные лидеры претерпели разного рода трудности на том или ином этапе своей карьеры, но успех в конце концов им принесла именно способность снова вставать на ноги после поражений. У большинства самых благополучных компаний, созданных за последние пятнадцать лет, было немало серьезных проблем на начальном этапе их деятельности, и из каждого кризиса они благополучно выходили лишь благодаря настойчивости своих лидеров. Но настойчивость нужна не только лидерам молодых компаний. Без нее невозможно преодолеть внутреннее сопротивление, переломить сложившиеся неэффективные традиции и заручиться поддержкой ключевых менеджеров и сотрудников при реорганизации крупных предприятий с многолетней историей.
Терпение — умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги. Эта способность особенно важна при построении нового бизнеса или управлении быстрорастущей компанией, когда нужно выбрать правильную стратегию захвата рынка. Опыт показывает, что не всегда удается добиться цели с помощью масштабных единовременных инвестиций и наилучшей стратегией для предприятия может оказаться тщательная подготовка и пилотное тестирование новой бизнес–концепции.
Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но, если лидер будет обладать вышеперечисленными ключевыми качествами, то его будет сопровождать успех.[7]
Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают "формальное" и "неформальное" лидерство: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает. Формальное и неформальное лидерство напрямую связано с формальными и неформальными группами.
В деятельности лидера большое значение имеет подход, называемый в социальной психологии групповой динамикой. Работник в любой организации общается с другими, вступает в те или иные группы людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, каждый оказывает влияние на другого и испытывает его влияние.
По размерам различают большие и малые группы. По времени деятельности группы бывают формальные и неформальные, постоянные и временные (приложение 1).
Группы, которые создаются официально, называются формальными. Формальные группы создаются на основе законодательства, инструкций, положений. В них четко регламентируется структура, иерархия, полномочия и ответственность. Набор должностей в них определенный. Существуют три типа формальных групп:
1) командная группа состоит из руководителя и его подчиненных. При общении с «внешней средой» члены команды единодушны, в команде есть взаимозаменяемость;
2) производственная, или целевая, группа (иногда ее называют рабочей группой) создается для достижения определенной цели (носит строго целевой характер), имеет определенную самостоятельность в планировании и в осуществлении своей деятельности. За свою деятельность получают вознаграждение;