Лидерство и стили руководства их влияние на эффективность работы трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Известно, что уровень и результат работы организации могут быть разными. Это легко объяснить уровнем техники, количеством машин, сырья, различием технологий. Так часто и бывает. Но может быть, что у двух подразделений все одинаково, а результаты разные. Еще разительнее ситуация, когда одно и то же подразделение периодически работает по – разному при тех же контингенте рабочих, технике, сырье.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………….3

II. Глава 1. Теоретическая часть……………………………………….. 5

1. Лидерство

1.1. Сущность лидерства……………………………………………….5

1.2. Качества и характеристики лидерства………………………….. .6

1.3. Формальное и неформальное лидерство………………………… 8

1.4 Типы лидерства…………………………………………….…….. 11

2. Руководство

2.1 Сущность руководства…………………………………………… 16

2.2 Стили руководства……………………………………………….. 17

2.3 Имидж руководителя……………………………………….......... 21

3. Различия руководителя и лидера………………………………….......... 23

III. Глава 2. Практическая часть.

1. План……………………………………………………………………… 25

2. Характеристика предприятия …………………………………………. 26

IV. Глава 3. Выводы и предложения по организации работы

предприятия…………………………………………………………….. 37

V. Заключение………………………………………………………………..38

VI. Приложения……………………………………………………….……..39

VII. Список литературы…………………………………………………......40

Работа состоит из  1 файл

Лидерство и стили руководства их влияние на эффективность работы трудового коллектива.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

 

Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1)лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2)лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3)лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4)явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5)руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;6)процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе *. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Однако,несмотря на  различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

_________________________________________________________________

       Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. – С.310 – 311

III. Глава 2

Практическая часть

План

1.      Общая характеристика ООО «Ставила и сыновья».

2.      Организационная структура управления.

3.      Управление производством.

4.      Управление персоналом.

5.      Экономические службы и финансовый менеджмент.

6.      Информационная система управления.

7.      Управление маркетингом.

8.      Правовое обеспечение производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце 80-х годов XX века страна пошла на развитие рыночных отношений в экономике. Взяв в 1999 году кредит, супруги Ставила Ольга Ивановна и Филипп Иванович открыли «свое» дело, они организовали предприятие «Ставила и сыновья» в форме Общества с ограниченной ответственностью.

Общество является юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением администрации Ельцовского района Алтайского края №203 от 25.06.99 года. Учредитель Общества - Ставила Филипп Иванович.

Общая характеристика предприятия

Создание и внедрение  прогрессивных методов работы, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, путем обеспечения качественными товарами услугами для развития предприятия и роста благосостояния сотрудников и владельца, завоевывая признание и уважение в обществе - это миссия ООО «Ставила и сыновья».Основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Для этого Общество стремится делать все необходимое, предоставляя покупателям наилучший сервис, высокое качество товаров по доступным ценам.

До 2008 года Общество имело магазин розничной торговли «Универсам» в райцентре Ельцовка, 6 магазинов в районе, кафе «Визит», была создана система сервисного обслуживания на базе комбината бытового обслуживания, работой были обеспечены 57 человек. В феврале 2008 года ООО «Ставила и сыновья» стали участниками нового проекта – франчайзинговой торговой сети (ФС) «Корзинка». В настоящее время ООО «Ставила и сыновья» - это всего 3 магазина «Корзинка Ставила» - в райцентре Ельцовка, селах Мартыново и Антипино.  По масштабу деятельности Общество относится к малым предприятиям, персонал его насчитывает на 01.10.10 г. – 24 человека, годовой товарооборот составляет в среднем 250 млн. руб.

ФС «Корзинка» - это проект Торгового Двора «Аникс». На 01.09.10 г. в составе ФС «Корзинка» было уже 72 магазина розничной сети, 62 из которых – магазины самообслуживания, в том числе 3 из них принадлежат ООО «Ставила и сыновья». Франчайзинг – смешанная форма кооперации крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации – франчайзеры, заключают договор с мелкими фирмами – франчайзи, предоставляя им права пользования франшизой, т.е. отработанной франчайзером технологией. Таким образом, ООО «Ставила и сыновья» оставляет за собой право собственности на магазины, и при этом внедряет в магазины новейшие технологии торговли франчайзера. Так, например, с сентября 2010 года в одном из магазинов «Корзинка Ставила» открылся отдел «Горячая выпечка».

При формировании стратегии Общество считает немаловажным ответы на вопросы покупателей о том, как они относятся к продукции предприятия, купят ли они ее и сколько готовы за нее заплатить, от этого зависят прогнозируемые объемы предоставленных продуктов питания и товаров бытового назначения,  которыми и торгуют магазины, принадлежащие ООО «Ставила и сыновья». Менеджеры Общества постоянно изучают рынок и, прежде всего, спрос населения. В начале своего участия в проекте ФС магазины использовали стратегию проникновения,  они завоевывали рынок с помощью низких цен, а затем, когда конкуренты были побиты, цены стали повышать. Магазины стараются предлагать товар, которого нет у конкурентов, внедряют продажу по предварительным заказам. Стратегическим планированием занимается директор Общества и его заместители.

Вопросом тактики для предприятия является, прежде всего, расчет темпов развития, с тем, чтобы бизнес был успешным. Слишком интенсивная деятельность требует значительных финансовых ресурсов, наличия финансовых средств. ООО «Ставила и сыновья» внедрялись в участие проекта ФС постепенно, так в 2008 году был переоборудовании лишь магазин «Универсам» и только поняв, что такая форма кооперации приносит Обществу прибыль, Филипп Иванович соглашается на открытие в 2009 году магазина самообслуживания в селе Мартыново, и в 2010 году в селе Антипино. Для своей деятельности, конечно, он прибегает к получению долгосрочных кредитов.

 

 

 

Организационная структура управления

Под организационной  структурой  управления понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих  функции управления предприятием. Это взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. Основными компонентами организационной структуры являются: уровни управления; подразделения и звенья управления; управленческие связи. Каждое подразделение и должность ООО «Ставила и сыновья» создано для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения своих функций должностные лица наделены определенными правами и несут ответственность за выполнение этих функций. Каждый сотрудник выполняет объем работы в соответствии с должностными инструкциями.

Структура управления Общества представляет собой синтез линейной и функциональной структур. Высшим звеном в управлении является директор (он же и учредитель Общества), его деятельность обусловлена целями и стратегиями развития Общества в целом, большое значение имеют его профессиональные качества. В Обществе полноту власти берет на себя линейный руководитель (зам. директора по коммерческим вопросам),если возникает необходимость подготовить какие-то решения и планы, ответить на конкретные вопросы, то ему помогают администратор и зам. директора по финансам. Администратору подчиняются менеджеры функциональных подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема структуры управления ООО «Ставила и сыновья»

 

Управление   численностью   и   составом   работников  Общества  является

наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления. Основной целью управления численностью является оптимизация затрат труда и выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью магазинов «Корзинка Ставила».

В Обществе ощущается нехватка квалифицированных кадров, поэтому администратору часто приходится выполнять функции менеджеров. Большой объем работы выполняет бухгалтер. Для более совершенной работы аппарата управления необходимы менеджер по кадрам, профессиональные менеджеры торгового зала. Т.к. ООО «Ставила и сыновья» является участником проекта ФС, то за ними закреплен менеджер в головной организации, выполняющий контролирующую функцию.

 

 

 

 

 

Схема отношений в системе франчайзинга.

 

              Деятельность Общества регламентируется различными документами. Внешняя деятельность регламентируется нормативными законодательными актами, действующими на территории Алтайского края и Ельцовского района. Внутренняя деятельность регламентируется приказами, должностными инструкциями, распоряжениями, т.е. документами, которые определяют обязанности каждого работника.  Также она регламентируется договором франшизы.

Управление производством

Производственной функцией предприятия является получение прибыли на основе продажи товаров и предоставлении услуг в соответствии с Уставом Общества.Общество планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива.

Осуществляя планирование, аппарат управления, прежде всего, ориентируется на реализацию тех видов товаров и услуг, которые они предоставляют населению, на удовлетворение потребностей населения, на получение прибыли. Магазины «Корзинка Ставила» осуществляют розничную торговлю продуктами питания и предлагают небольшой набор необходимых бытовых товаров. Администратор и зам. директора совместно осуществляют оперативное управление производством. Помимо этого, планы по товарообороту доводят и менеджеры ФС «Корзинка». Оперативное управление включает календарное планирование, разнарядку работ, размещение заказов на продукты, контроль за качеством, учет, анализ, регулирование хода производства на их основе и т.п.

ООО «Ставила и сыновья» составляют годовой, квартальный планы, до каждого магазина доводятся месячные планы товарооборота, так, например, план выручки на октябрь месяц в магазине «Корзинка Ставила» в с. Ельцовка должен был составить 112 387 руб. По мере необходимости, ведется планирование на каждый день.

Управление персоналом

         В ООО «Ставила и сыновья» числятся должности: директор, зам. директора по финансам, по коммерческим вопросам, бухгалтер, менеджеры торгового зала, администратор, кассиры, фасовщичы, грузчики. Существует явочная и среднесписочная численность персонала.

         Явочная численность – количество работников, которые должны ежедневно быть на работе, чтобы обеспечить заполнение всех предусмотренных рабочих мест в течение всего времени работы магазинов с учетом затрат времени на осуществление подготовительно – заключительных операций (выкладка товара, подсчет выручки и т.д.). Явочная численность персонала в ООО «Ставила и сыновья» составляет 21 человек.

          Среднесписочная численность представляет собой общее количество работников, которое необходимо магазину с учетом замены работников, уходящих в отпуск, отсутствующих по болезни или по другим  причинам. Среднесписочная численность персонала в ООО «Ставила и сыновья» составляет 24 человека.

Люди, работающие в ООО «Ставила и сыновья» отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, семейное положение, образование, национальность,  способности и т.д. Все эти отличия оказывают влияние как на  характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов предприятия.   В связи с этим дирекция ООО «Ставила и сыновья»  строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и старается устранять отрицательные последствия его действий. Дирекция проводит «рабочие пятиминутки», всегда поздравляет персонал с праздниками, днем рождения, юбилейными датами предприятия.

              Персонал в сети «Корзинка» не остается наедине со своими проблемами. Используется такая форма сотрудничества как наставничество, магазин регулярно посещается специалистами отдела развития ФС «Корзинка», следящими за ассортиментом, выкладкой товара, соблюдением регламента работы магазина, обучающим и контролирующим персонал. Для владельца магазина такая работа – дополнительная гарантия успешно сотрудничества.

  В ООО «Ставила и сыновья» заработная плата состоит из оклада и надбавок за сверхурочные часы. Однако в магазинах наблюдается текучесть кадров, продавцы (с минимальной оплатой труда, как правило) часто меняются, ощущается нехватка квалифицированных кадров. Основной причиной увольнения, например, продавцы называют низкую заработную плату. Обучение продавцов проводили в головной компании, первый раз перед открытием за счет ФС, вторично за счет Общества.

Для стимулирования труда рабочих дирекция ООО «Ставила и сыновья» начисляет денежные бонусы за перевыполнение плана.

Экономические службы и финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент — управление финансами. Он направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений. Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Основными вопросами управления финансами в Обществе занимаются заместитель директора по финансам и бухгалтер. В своей работе Общество использует различные приемы финансового менеджмента: системы расчетов, кредитования, страхования,  франчайзинг и др. Ценообразование на предприятии базируется на двух методах: с ориентацией на издержки и с ориентацией на рынок. Базовые цены на продукты магазины получают от франчайзеров, эти цены хранятся в системе. Расчетными ценами занимается администратор и заместитель директора по финансам ООО «Ставила и сыновья». Расчетные цены они получают из базовых, путем увеличения на определенный процент наценки, например, на молочную продукцию-11%,на основную часть продуктов-25 %. Готовые накладные на товар обрабатываются централизованно в ФС «Корзинка».В практике работы в магазинах часто применяются различные скидки с цен.

Информация о работе Лидерство и стили руководства их влияние на эффективность работы трудового коллектива